Логистика

Материалы проекта

Еврокомиссии ТЕМПУС

«Разработка и введение устойчивых структур

По воспитанию предпринимательского духа

В России и Таджикистане»

Цель 2

«Повышение квалификации учителей экономики и предпринимательства»

Сборник учебных материалов

по курсу

«Экономика»

Класс

Основание предприятия

Нижегородский институт развития образования

Нижний Новгород

Год

Содержание:

Раздел «Экономическая теория. Микроэкономика»

Понимание рыночной экономики

1.1 Системы рыночной экономики

1.2. Преимущества и недостатки систем рыночной экономики

1.3. Сходства и различия систем рыночной экономики

1.4. Современная российская экономика

Структура, методы и модели экономической теории. Модель спроса и предложения

2.1 Экономическая теория. Экономический кругооборот

2.2 Модель спроса и предложения

2.3 Эластичность спроса и предложения

2.4Виды рыночных структур

2.5 Провалы рынка

2.6 Практика

Раздел «Экономика предприятия»

3. Основание предприятия

3.1 Бизнес-идея

3.2 Понятие и составляющие бизнес-плана

3.3 Бизнес-процессы на предприятии

3.4 Основные факторы размещения бизнеса

Маркетинг

4.1 Сущность и основные элементы маркетинга

4.2 Концепция маркетинг-микс

4.3 Исследование рынка

4.4 Разработка продукта

4.5 Сегментирование рынка

4.6 Позиционирование предприятия

4.7 Методы ценообразования

4.8 Сбытовая политика

4.9 Продвижение

Логистика

5.1 Понятие и основные задачи логистики

5.2 Виды закупок. Расчёт закупок

5.3 организация склада

5.4 Виды хранения запасов

6. Организация предприятия и планирование персонала

6.1 Организационная структура предприятия. Органиграмма

6.2 Теории управления персоналом

6.3 Стили руководства и мотивация сотрудников

6.4 Набор персонала

Глава 3 «Основание предприятия»

В этой главе вы узнаете:

· что такое бизнес-идея и какова ее роль в успехе предприятия

· какой должна быть бизнес-идея, чтобы ее можно было считать хорошей

· как определить, подходит ли Вам та или иная идея бизнеса

· что такое бизнес-план и его основные составляющие

· основные бизнес – процессы, характерные для реального предприятия

· основные факторы размещения бизнеса

Тема 3.1 Бизнес-идея

Идея – это только общее представление о том, чем следует заняться. Она может быть выражена одной фразой, например: «Буду шить дома шапки из меха!»

Бизнес- идея:

ü общее представление о том, чем следует заняться. Она может быть выражена одной фразой.

ü должна быть потенциально успешной и подходящей для предпринимателя.

ü должна удовлетворять определенную потребность людей.

ü самое начало пути к бизнес-плану, успех бизнеса на прямую зависит от правильного выбора бизнес-идеи. Новичку нужно выбрать очень хорошую бизнес-идею. Она должна быть потенциально успешной и походящей для бизнесмена. Только очень опытный и грамотный бизнесмен может сделать прибыльным бизнес, основанный практически на любой бизнес-идее.

ü идея, которая может быть использована для построения новой компании или нового направления деятельности в уже работающей компании.

ü поданная в нужное время, когда ожидается рост спроса на тот или иной товар или услугу, может привести к созданию высокоприбыльного бизнеса.

ü в условиях усиливающейся во многих отраслях конкуренции, направлена на создание товаров или услуг, на которые в данное время пока нет спроса или он слишком мал. Такие инновационные бизнес-идеи направлены на формирование спроса, методом предложения рынку абсолютно новых товаров или услуг.

Классификация факторов оценки бизнес-идеи:

• Все факторы можно разделить на внешние и внутренние

Внешние Внутренние
• Со стороны общества и государства • Со стороны бизнеса Степень конкуренции в данном бизнесе Ситуация в экономике страны Емкость рынка • Со стороны потребителя Правильно определенная потребность потребителей Наличие спроса на товар Возможность оценки спроса Покупатели должны быть готовы заплатить вашу цену товара • Со стороны производства товара Оригинальность товара, незанятая ниша на рынке Применение новых технологий • Со стороны предпринимателя Профессиональные навыки Наличие хобби Наличие в собственности какого-то оборудования Ваши личные качества и черты характера

• Все факторы можно оценить как способствующие и мешающие развитию бизнес идеи;

• Одни и те же факторы могут стать помогающими и мешающими развитию бизнеса;

Успешная бизнес-идея

Бизнес-идей и источников их возникновения множество, однако, качество и своевременность их реализации определяют неудачу или успех.

Как правило, успешные бизнес-идеи генерируются либо экспертами в отрасли бизнес-идеи, либо новичками, пришедшими из других отраслей и необремененных штампами и традициями отрасли бизнес-идеи.

Для генерации бизнес-идей может быть полезным проведение структурного анализа действующих отраслей, рынков, бизнес-моделей, бизнес-процессов. Как правило, пишутся аналитические записки, проводятся SWOT-анализ, варианты PEST-анализа, Анализ пяти сил Портера. Часто используется методика мозгового штурма.

· Ни для кого не секрет, что бывают ситуации, когда некоторый бизнес «без особых усилий» начинает быстро развиваться.

Пример: можно вспомнить быстрое завоевание России йогуртами. Фирмы, торговавшие йогуртами, росли как на дрожжах. На тот момент бизнес-идея поставлять в Россию из-за рубежа йогурты была потенциально успешной, только очень неумелый человек мог сделать убыточным такой бизнес. Эту же идею в настоящее время можно смело назвать проигрышной, отечественные йогурты продаются в каждом магазине, импортные йогурты вряд ли ожидает теплый прием покупателей как минимум из-за их высокой цены и насыщенности рынка.

· Большинство начинающих предпринимателей недолго раздумывают над выбором бизнес-идеи, ориентируясь исключительно на примеры, которые у всех на виду.

Пример: бизнес-идея, выбранная по такому принципу, как правило, содержит ссылку на этот образец: «Буду торговать мороженым, как мои знакомые». Может ли быть успешной такая идея? Может, но наличие образца свидетельствует о том, что достаточное количество людей уже занимается этим бизнесом. А если этот бизнес так распространен, то высока и конкуренция.

Высокая конкуренция способствует снижению цен, следовательно прибыль у всех этих предпринимателей невелика. Но они уже закрепились на этом рынке: имеют своих постоянных поставщиков и покупателей, новичку же придется свой бизнес налаживать с самого начала. Сейчас практически невозможно найти массовый бизнес, который бы был высокоприбыльным.

· Успешной в первую очередь надо признать бизнес-идею, которая находит незанятую нишу на рынке, является оригинальной.

Пример: один предприниматель решил изготавливать специально защищенные светильники для подъездов жилых домов. Его выбор был основан на том, что существующие защищенные («гаражные») светильники оберегают лампочку от ударов, но не предотвращают ее кражу. Сконструированный им светильник был неказист, но зато делал невозможной кражу лампочки и всего светильника без специального инструмента. Этот начинающий предприниматель предложил товар, которого не было на рынке, поэтому его бизнес-идею стоит оценить как очень успешную.

· Оригинальные идеи приходят в голову каждому, только мы их отбрасываем как глупые или нереальные. Сейчас по телевидению предлагают множество товаров, и большинство из них основано на простой, но оригинальной идее.

Пример: некоторое время назад активно рекламировались швабры, позволяющие выжимать «тряпку», не замочив руки. Казалось бы, ничего сложного. Непонятно, почему это раньше никому в голову не приходило. Наверное, никому не хотелось мочить руки, многие думали, что стоило бы изобрести такую швабру, но только один взялся реализовать эту идею.

· Часто не требуется даже что-то придумывать, достаточно только применить увиденное в другой области.

Пример: Гибкие шланги использовались очень широко, но при подключении сантехники всегда применяли металлические трубы. Из-за этого приходилось вызывать сантехника, он гнул трубы и с использованием сварочного аппарата, наконец, устанавливал кран. Потом догадались выпустить специальные шланги для водопровода. Теперь каждый может подвести воду к крану на кухне самостоятельно с помощью обычного гаечного ключа.

· Идея может возникнуть из попытки решить общую проблему для ограниченного количества людей, которые ценят свое время.

Пример: В Нижнем Новгороде несколько лет стоит проблема сообщения через реку Волга. Жители города-спутника Бор тратят до 2 часов на то, чтобы добраться до Нижнего Новгорода любым видом транспорта (водным – на теплоходе или пароме, через мост – на автобусе). Фирма «Логопром» Борский перевоз предложила переправу через реку Волга за 5 минут, используя суда на воздушной подушке.

· Но не всякая оригинальная идея будет успешной. Многое зависит от того, есть ли объективные предпосылки для ее успеха.

Пример: в небольших городах сейчас активно развиваются салоны, занимающиеся изготовлением портьер. Это вполне оригинальная и своевременная идея, т.к. большинство из нас прекрасно понимает, что окно может быть закрыто не только примитивной занавесочкой. Но немногие могут грамотно выбрать дизайн, а тем более качественно изготовить портьеры. Идея открыть подобный салон в небольшом поселке будет оригинальна, но явно не успешна.

· Успешная идея должна быть подкреплена следующим:

ü покупатель должен нуждаться в вашем товаре или услуге, если покупателю товар не нужен – бизнеса нет. В некоторых случаях покупатель может еще не знать о вашем товаре, но тогда он должен понимать его полезность для него.

ü покупатели должны быть готовы заплатить вашу цену товара. Пример: если вы решаете вопрос о производстве экологически чистой сметаны, то не достаточно спросить десяток односельчан, нужна ли она им. Почти все едят сметану и все предпочитают экологическую чистоту. Все ответят – да! Но если спросить, заплатят ли они за экологически чистую сметану вдвое дороже, то ответ, скорее всего, будет отрицательным. Потребность в продукте совсем не то же самое, что готовность выложить за него деньги. Спрос на оригинальный товар очень сложно оценить. Казалось бы, и полезен новый товар, и недорого стоит, но покупать его почему-то не спешат. Просто покупатели не готовы воспринять ваш товар или услугу.

ü необходимо считаться с тем, что люди не меняют резко своих привычек. Пример: картофелечистки существуют не один десяток лет, стоят они не дороже ножа и сильно упрощают чистку овощей, но до сих пор многие противятся их использованию и чистят картошку по старинке. Именно поэтому успешная бизнес-идея не должна быть «излишне» оригинальной. Торговля чудо-товарами может оказаться как сверхприбыльной, так и разорительной. Зато продажа слегка улучшенных обычных товаров пусть и не принесет златых гор, но и убыточной точно не станет.

ü еще одно условие успешности бизнес-идеи: чем меньше рисков – тем лучше.

Пример: вложение своих денег в покупку морозильного лотка для торговли мороженным летом выглядит очень заманчиво, однако, если лето выдастся дождливым, то заработать ничего не удастся. В то же время торговля хлебом гораздо менее рискованный бизнес.

Подходящая бизнес-идея

Даже самая успешная бизнес-идея может быть совершенно не подходящей для вас.

К примеру, сейчас комиссионная торговля переживает второе рождение, и мысль открыть комиссионный магазин представляется перспективной. Но если вы никогда не были связаны с торговлей и плохо ориентируетесь в ценах, то вам не стоит этим заниматься.

Подходящая бизнес-идея – это такая идея, которая опирается на возможности бизнесмена, его знания и опыт.

Как определить, подходит ли вам та или иная идея бизнеса?

Проще простого: ответьте на вопрос, почему именно вам этот бизнес удастся лучше, чем другим.

В первую очередь, следует оценить свои профессиональные навыки. Имеете ли вы образование и опыт в той сфере, в которой собираетесь заняться бизнесом? Если да, то это уже огромный плюс. Вполне возможно, что вы не профессионал, но способный любитель-самоучка. Это тоже неплохо. Большинство женщин не обучались на парикмахера или визажиста, но они понимают в этом толк, им нравится эта деятельность. Женщине не потребуется много времени для того, чтобы достичь профессионального мастерства. Именно поэтому подобный бизнес, гораздо более подходит женщинам, чем мужчинам, хотя среди известных парикмахеров – немало мужчин.

Редко кто рассматривает свое хобби как основу бизнеса. А жаль, это очень подходящий бизнес: вы много знаете в этой области, имеете опыт, любите свое хобби, а сделанная с любовью работа обязательно будет оценена потребителем, будь то вышивание бисером или выращивание цветов.

Наконец, бизнес может быть подходящим в силу ваших личных особенностей. Печатанье на машинке требует аккуратности и терпения, такая деятельность аккуратному и терпеливому человеку подойдет гораздо больше, чем быстро печатающему, но делающему много ошибок. Не стоит становиться продавцом тому, кто не любит общаться с людьми и свободное время проводит один перед телевизором.

Бизнес может оказаться подходящим, если вы имеете какое-то оборудование для его ведения или площади для его размещения. Например, если вам в наследство достался старенький частный дом рядом с бензоколонкой, то вам вполне может подойти придорожная торговля, ведь у других, пусть более опытных бизнесменов, нет столь удачно расположенного участка земли. Подведем итог: ваши особенности – знания и умения, черты характера, имущество, которым вы владеете, – могут делать вас более приспособленным для ведения какого-то бизнеса. Вы сразу получаете преимущество по отношению к тем, кто данными качествами не обладает.

Проверь себя:

1.Оцените следующие утверждения в терминах «верно/неверно»:

1. Чаще всего мы отбрасываем, как глупые или нереальные, оригинальные идеи, приходящие в голову каждому из нас.

2. Высокая конкуренция на конкретном рынке способствует повышению цен, следовательно, прибыль у всех предпринимателей данного рынка высока.

3. Успешной в первую очередь надо признать бизнес-идею, которая находит занятую нишу на рынке и не является оригинальной.

4. Идея может быть выражена одной фразой, например: «Буду печь дома пироги с мясом!»

5. Бизнес-идея определяет успех бизнеса.

6. Практически на любой бизнес-идее опытный и грамотный бизнесмен может сделать прибыль.

7. Подходящая бизнес-идея должна опираться на возможности бизнесмена.

8. Прежде чем решить, подходит ли вам та или иная идея бизнеса,следует оценить свои профессиональные навыки.

9. Если вы не профессионал, а любитель-самоучка, вы не сможете начать свой бизнес.

10. Хобби не может рассматриваться как основа бизнеса.

11. Ваши личные особенности могут определить ваш бизнес.

12. Если вам в наследство достался старенький частный дом рядом с бензоколонкой, то вам не подойдет придорожная торговля.

2. Выберите и обведите Ваш вариант ответа.

1. Вы принимаете свои решения самостоятельно, не предпочитая, чтобы это за вас сделал кто-нибудь другой? «всегда», «иногда» «никогда».

2. Вы готовы рисковать своими деньгами, если у вас появилась новая идея?

«всегда», «иногда» «никогда».

3. В школе вы больше заинтересованы в понимании объяснений учителя, чем в высокой оценке? «всегда», «иногда» «никогда».

4. Когда вы были ребенком, вы пытались во время игры руководить другими детьми? «всегда», «иногда» «никогда».

5. Если вы хотите выполнить срочное задание, вы не ляжете спать и не отложите работу на завтра? «всегда», «иногда» «никогда».

6. Если вы должны выполнить несколько разных работ, вы начинаете думать о следующей работе до того, как закончите выполнять уже начатую?

«всегда», «иногда» «никогда».

7. Если вы уверены в своей правоте, вы будете идти своим путем, даже если это причинит вам неприятности? «всегда», «иногда» «никогда».

8. Вы теряете самообладание, если вынуждены выполнять несколько раз одну и ту же работу? «всегда», «иногда» «никогда».

9. Когда вы были помладше, вы следили за своими вещами и всегда знали, где они находятся? «всегда», «иногда» «никогда».

10. Если первая попытка выполнить задачу оказывается неудачной, вы пытаетесь это сделать повторно или отказываетесь от ее выполнения?

«всегда», «иногда» «никогда».

За каждое «всегда» поставьте себе три балла, за «иногда» – два балла, за «никогда» – один балл.

Это упражнение поможет вам выяснить, обладаете ли вы чертами характера, которые позволяют после накопления знаний и опыта стать предпринимателем.

Чем больше общая сумма набранных очков (мах – 30 баллов), тем больше у вас черт характера, присущих предпринимателю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: