Конкуренция

Конкуренция является неотъемлемой частью рынка, даже если конкурентов сейчас нет, то они неминуемо появятся, если ваш бизнес будет успешным. Данный подраздел призван показать знания рыночной конъюнктуры, своих конкурентов, их характеристику, стратегию и тактику.

Можно многому научиться у конкурентов, раньше пришедших на рынок, а также у тех, кто аналогичным бизнесом занимается в другом городе. Информацию можно собрать как косвенным путем, так и путем обращения к ним с вопросами (конечно, не на все вопросы они ответят, особенно если почувствуют в вас конкурента).

Имеются различные способы и формы анализа конкурентоспособности.

В наиболее обобщенном виде их можно свести в логическую цепочку, показывающую по каждому предприятию-конкуренту объем производимой продукции, его сильные и слабые стороны, а также свои сильные и слабые стороны по сравнению с ним.

Информация о конкурентоспособности поможет в дальнейшем при оценке риска реализации проекта.

Среди основных показателей, рассматриваемых при анализе конкурентоспособности, сильных и слабых сторон конкурента и своих можно отметить такие, как ассортимент выпускаемой или готовящейся к выпуску продукции (услуг), их цена, система рекламы, доступность, сбытовая сеть, сервис продажи, гарантии, обслуживание покупателей, уровень продавцов. За основу сравнения принимаются требования покупателей к товару, мнения покупателей о конкурентах.

При необходимости производится более глубокий анализ основных конкурентов, в том числе их финансовое состояние, структура баланса, гибкость перехода на новую продукцию (модернизацию выпускаемой), уровень технологии, параметры технологического оборудования, квалификация персонала, система контроля качества, возможности расширения производства, скорость реакции системы управления предприятием на изменения на рынке, научно-техническая и инженерная база.

В текстовой части раздела обычно дается обобщенная информация о вашей конкурентоспособности и перспективах (стратегии) ее повышения (или удержания), а также дополнительная информация к таблице, в которой представляются наиболее значимые конкуренты и перечисляются их сильные и слабые стороны относительно разрабатываемого проекта.

В данном подразделе необходимо убедительно показать свои конкурентные преимущества в текстовой части подраздела и соответствующих таблицах.

Хотелось бы особо предостеречь от недооценки данного подраздела. Одна из аксиом предпринимательства гласит: "Если не знаешь своих конкурентов и их слабых мест, то твой проект авантюрен".

Пример оценки уровня конкуренции для создаваемого предприятия представлен в таблице. Для проведения сравнительной оценки определены параметры, по которым производится сравнительная оценка предприятий. Параметры объединены в группы и каждой группе присвоен весовой коэффициент , определяющий важность показателей группы в интегральной оценке качества оцениваемого предприятия. Сумма этих весовых коэффициентов равняется единице. Экспертными оценками проводится классификация рассматриваемых предприятий по каждому из параметров. Диапазон оценки – от 0 до 10, больший показатель соответствует более высокому уровню развития этого показателя.

Сумма групповых показателей характеризует рейтинг рассматриваемых предприятий в среде конкурентов, позволяет определить сильные и слабые стороны предприятия. Аналогичным образом может быть произведена оценка качества представляемых услуг или выпускаемых товаров при этом в качестве параметров будут рассматриваться характеристики выпускаемых аналогичных продуктов или услуг.

Таблица 4.2. Оценка конкурентоспособности предприятия  
№ п/п Параметр Конкуренты  
Диз.Ру "Д+Арт" Unstand Фирма С  
 
  Внутренние процессы          
  Качество руководства пр.          
  Качество персонала          
  Активность персонала          
  Уровень з/п          
  текучесть кадров          
  6,15 5,7 5,25 5,1  
  Ценовая политика          
  уровень цен          
  Наличие и сроки платежей          
  Скидки          
  Аргументированность цен          
  4,59 3,91 3,91 4,25  
  Физическое распределение          
  Доступность общения по телефону          
  Доступность общения по интернету          
  Расположение          
  Количество точек продаж          
  Доставка          
  8,74 9,12 8,36 8,17  
  Реклама и продвижение          
  Активность рекламы          
  Активность продаж          
  Качество рекламы          
  5,13 3,8 2,66 2,85  
  Сервис          
  Количество проблем и конфликтов          
  Стиль общения          
  1,44 1,44 1,62 1,68  
  Ассортимент          
  Доля рынка          
  Полнота ассортимента          
  Качество          
  Новизна          
  3,2 2,6 2,2 2,1  
  Упаковка          
  Известность торговой марки          
  Привлекательность торговой марки          
  0,02 1,26 0,70 0,42  
  Итоговый рейтинг компании 29,27 27,83 24,70 24,57  

Раздел включает в себя полный перечень сведений о компании в виде краткой экономико-географической и исторической справки (местонахождение, занимаемая площадь, дата образования и сведения о развитии за прошедший период), размере уставного капитала и распределения капитала между учредителями:

1. Идентификационный номер, код ИНН.

2. Полное и сокращенное наименование предприятия, код ОКПО.

3. Дата регистрации предприятия, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего предприятие.

4. Почтовый и юридический адрес предприятия: индекс, республика, область, автономный округ и т. д., код ОКАТО.

5. Подчиненность предприятия - вышестоящий орган, код ОКО-ГУ.

6. Вид деятельности (основной), код ОКОНХ.

7. Организационно-правовая форма предприятия, код ОКОПФ.

8. Форма собственности, код ОКФС:

o доля государства (субъекта Федерации) в капитале, %.

9. Включено или нет в государственный реестр Российской Федерации предприятий-монополистов:

o республиканский;

o региональный;

10. Банковские реквизиты.

11. Адрес налоговой инспекции, контролирующей предприятие.

12. Организационная структура предприятия, дочерние компании.

13. Ф И О, телефоны, факсы администрации предприятия.

14. Характеристика менеджеров, отвечающих за результаты работы предприятия (возраст, образование и квалификация, предыдущие три должности, срок работы на предприятии)

При организации проекта необходимо учитывать различные особенности ведения производственной и хозяйственной деятельности в различных субъектах малого предпринимательства.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия государства, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%. Доля уставного капитала, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства также не превышает 25% и средняя численность работников не больше: в промышленности - 200, в строительстве - 200, на транспорте - 100, в сельском хозяйстве - 60, в научно-технической сфере - 100, в оптовой торговле - 50, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

В других странах одним из критериев малого предприятия является численность персонала. Во Франции малыми считаются фирмы с числом работающих до 50 человек, в США - до 500, в Японии - до 300 человек в промышленности, транспорте, связи и коммунальном хозяйстве, до 100 в оптовой торговле, до 50 в розничной торговле.

Особое значение имеет правильный выбор организационно-правовой формы для предприятий, связанных с рисковыми проектами, к которым часто относятся инновационные проекты. Многие крупные предприятия организуют отдельные предприятия, где выполняются проекты с высокой степенью риска, при этом финансовые риски отводятся от основного предприятия. Рассмотрим основные особенности различных организационно-правовых форм предпринимательства для ведения предпринимательской деятельности.

Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

Товарищества - организационная форма предпринимательства, когда организация производственной деятельности осуществляется совместными усилиями двух или более лиц (физических и юридических). Для регистрации товарищества требуется формирование уставного капитала. Такой капитал еще называют складочным. Каждый из товарищей имеет определенные права и несет определенную ответственность в зависимости от доли в уставном (складочном) капитале и места, занимаемого в структуре управления таким товариществом.

Хозяйственное общество - это коммерческая организация, уставный капитал которой формируется одним или несколькими физическими лицами и (или) юридическими лицами путем внесения ими своих долей (или полной величины уставного капитала, если в качестве учредителя выступает одно лицо). В качестве долей могут рассматриваться денежные или материальные средства, интеллектуальный капитал, ценные бумаги или имущественные права, имеющие денежную оценку.

Гражданский кодекс и Федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "Об акционерных обществах" предусмотрели четыре формы хозяйственных обществ: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, открытое и закрытое акционерное общество.

Общество с ограниченной ответственностью - это разновидность объединения капиталов, не требующих личного участия своих членов в делах общества. Характерными признаками этой формы предприятий является деление его уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества. Имущество общества, включая его уставный капитал, принадлежащий самому обществу как юридическому лицу, не образует объекта долевой собственности участников. Это означает, что если один из учредителей решил выйти из состава общества, он не вправе претендовать на соответствующую часть имущества общества. Он может лишь получить соответствующую сумму за принадлежащие ему акции общества или свою долю в капитале.

Акционерное общество - добровольная организация юридических лиц и граждан (в т. ч. иностранных) для совместной деятельности путем объединения их вкладов и выпуска акций на всю стоимость уставного капитала.

Закрытым акционерным обществом называется общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, и не могут реализовываться участниками без согласия остальных учредителей.

Малое предприятие может быть создано и частным лицом, и предприятием, организацией, как государственной, так и общественной. Оно может быть "одноклеточным" и более сложным, иметь филиалы, участки, представительства. Разнообразны цели, ради которых может быть создано предприятие: художественные и подсобные промыслы, оказание всевозможных услуг населению, запуск практически любой деятельности, не запрещенной законом. Привлекает относительно простая процедура учреждения и регистрации.

Кооперативные общества основываются на идее самопомощи. Членство в кооперативе достигается путем приобретения доли, одной или нескольких акций. Но в отличие от акционерных компаний каждый участник имеет равное право голоса, тогда как в обществах один голос - на одну акцию.

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. В форме унитарных могут быть лишь государственные или муниципальные предприятия.

Сравнение перечисленных организационно-правовых форм предприятий дано Дугласом А.Греем [34]:. Он перечислил 7 преимуществ и 5 недостатков индивидуального частного предприятия.

Преимущества:

1. Простота регистрации. Меньше формальностей и количество требований. Начать можно практически немедленно.

2. Стоимость. Регистрация предприятия и получение лицензии обходятся в минимальную сумму.

3. Упрощенная отчетность. Эта форма собственности проста. В отличие от других форм за ней осуществляется незначительный контроль со стороны правительства и соответственно отчетность перед агентами правительства упрощена. Хозяин и предприятие облагаются налогом как единое целое.

4. Процесс принятия решения. Решения принимаются исключительно одним хозяином, обладающим полной свободой действий. Владелец не обязан получать одобрения решения от партнеров, акционеров или совета директоров.

5. Единоличное право на прибыль. Собственник не обязан делиться прибылью с кем бы то ни было. Прибыль, приносимая бизнесом, принадлежит одному человеку. Хозяин решает, как потратить деньги: на бизнес или на личные нужды.

6. Легкость продажи бизнеса. Будучи в стороне от обязательств перед служащими, кредиторами или, возможно, покупателями или клиентами, вы можете продать или закрыть бизнес, по своему желанию.

7. Мобильность. В зависимости от условий, которые ставит конкретная ситуация, вы можете реагировать на них в тот же день, принимая соответствующие управленческие решения.

Недостатки:

1. Неограниченные обязательства. Имущество собственника - дом, хозяйство, машина, капитал - может быть изъято при необходимости для оплаты долгов или обязательств.

2. Меньше возможности для финансирования. Собственнику занять деньги гораздо труднее, чем товариществу с различными партнерами или корпорации с некоторым количеством основных акционеров. Корпорация может обеспечить инвестора некоторыми гарантиями, не доступными собственнику.

3. Неопределенная продолжительность бизнеса. Бизнес может пострадать или прекратить свое существование по причине болезни или смерти хозяина. Если будет некому найти применение бизнесу, то может возникнуть необходимость в его продаже или ликвидации. Такие незапланированные действия могут привести к потерям.

4. Принятие решения в одиночку. В товариществе или корпорации в основном происходит коллективное принятие решений. При собственнической форме владения в этот процесс вовлечен только один человек, и если этому человеку недостает способностей или опыта, однобокость принятия решений может стать причиной нанесения ущерба бизнесу.

5. Налогообложение. При определенном размере прибыли такая форма собственности становится невыгодной с точки зрения налогообложения.

Перечислим 6 преимуществ и 6 недостатков товарищества.

Преимущества:

1. Простота регистрации. Официальные формальности более просты, а стоимость регистрации товарищества несколько ниже, чем у компании с ограниченной ответственностью.

2. Гордость за товарищество и прямые выгоды. Действия, направленные на получение прибыли, могут быть усилены посредством увеличения количества людей, чьи интересы схожи.

3. Наличие большего капитала. Товарищество позволяет объединить средства множества людей с тем, чтобы вести дело до того момента, пока не будет получен заем.

4. Комбинирование опыта и таланта. Это становится особенно актуально, если бизнес требует наличия разных талантов, таких как технические знания, способность продавать, навыки обращения с финансами.

5. Мобильность. Товарищество может оказаться более гибким в принятии решений, чем корпорация, но менее гибким, чем собственник.

6. Относительная свобода от правительственного контроля и особого налогообложения. По сравнению с корпорацией товарищество относительно не обременено множеством ограничений и бюрократической рутиной.

Недостатки:

1. Неограниченные обязательства. Главный недостаток товарищества - это неограниченные обязательства. Все партнеры отвечают по своим долгам индивидуально и сообща.

2. Неопределенная продолжительность бизнеса. Любые изменения в товариществе автоматически прекращают его законное существование. Сюда входят смерть партнера, его принятие или выход из товарищества. В каждом случае, если есть желание продолжить работу, должен быть заключен новый товарищеский договор.

3. Трудности управления. Будущим партнерам трудно предугадать, произойдет столкновение характеров и методов работы или нет.

4. Относительные трудности в получении больших капиталов. Они проявляются при долгосрочном финансировании в сравнении с корпорацией.

5. Проблемы достижения соглашения между большими капиталами. Это может отразиться в дополнительном администрировании и расходах.

6. Трудности с определением интересов партнерства. Для изъятия капитала из дела необходимо согласие всех партнеров. Это занимает время и ведет к расходам.

Перечислим 7 преимуществ и 4 недостатка компании с ограниченной ответственностью.

Преимущества:

1. Ограниченная ответственность акционеров. Личное имущество акционеров отделено от бизнеса и не может быть изъято для оплаты долгов корпорации. Существуют исключения, связанные в основном с мошенничеством.

2. Мобильность в налоговом планировании. Различные налоговые льготы, не доступные собственничеству или товариществу, доступны корпорации.

3. Мобильность корпоративного управления. Собственник или собственники могут проявлять различную по их желанию степень в управлении корпорацией.

4. Более доступное финансирование. Долгосрочное финансирование кредитными институтами более доступно, так как кредитор может использовать в качестве обеспечения безопасности как имущество корпорации, так и личные гарантии.

5. Непрерывное существование корпорации. Корпорация продолжает существовать и действовать независимо от изменений в составе акционеров.

6. Доступность изменения права собственности. Относительно просто изменить права собственности путем передачи акций, если корпорация не против.

7. Объединение опыта и навыка более чем одного человека. В этом случае происходит слияние различных талантов.

Недостатки:

1. Усиленное государственное регулирование. Корпорация должна отчитываться на всех уровнях государственной власти.

2. Деятельность, ограниченная уставом. В зависимости от устава корпорация может охватывать широкий спектр деятельности, а может ограничивать активность узкой сферой.

3. Манипулирование. Меньшинство акционеров может эксплуатироваться большинством акционеров корпорации.

4. Расходы. По сравнению с индивидуальным частным предприятием и товариществом более дорого обходится создание и ведение должным образом необходимых форм и документов.

Термин " инновация " впервые был введен Й. Шумпетером в 1912 г. в работе "Теория экономического развития". Под инновацией он понимал новшество, которое применено в области технологии производства или управления некоторой хозяйственной единицы. Согласно Й. Шумпетеру, инновация является одним из главных двигателей, генераторов прибыли. Чаще всего инновация генерируется научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, изменением перспектив рынка.

За прошедшие 90 лет по мере развития экономики понятие " инновация " приобрело более широкий смысл и относится теперь не только к области технологии производства, а распространяется на организационные, финансовые и любые другие методы, которые содействуют функционированию предприятия. Инновациями называют новшества в области управления кадрами, кассовых расчетов, торговой политики, использования функциональных структур и т.д. Например, в основу создания компании Dell был положен новый способ продажи компьютеров, придуманный ее основателем Майклом Деллом. Сами же компьютеры, производимые этой компанией, не отличались от компьютеров других фирм. Но именно новый метод продаж позволил компании Dell занять лидирующее положение на рынке вычислительной техники.

Шумпетер отмечал, что инновация генерируется научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками (НИОКР). Он не включал собственно НИОКР в процесс инновационной деятельности, однако говорил об их связи, о последовательности одного и другого, хотя и не об обязательной неразрывной связи.

Рассмотрим реальную ситуацию в сфере инновационной деятельности. Пусть компания "А" впервые применила научный результат - на рынке появился новый товар, а компания "Б" только закупила у компании "А" лицензию на производство этого, уже известного на рынке (но на рынке, например, другой страны) товара. Да, для разработки этого нового товара в свое время кем-то была проделана научная работа. И если для компании "А" принципиально важно, кем выполнена работа, то для компании "Б" это уже такого значения не имеет. Почему же научная работа обязательно должна непосредственно предшествовать, почему только первое применение? Следует учесть, что любая, даже трансконтинентальная компания, действует только на определенном (в географическом смысле) рынке. Для потребителя на доступном ему рынке этот товар появился впервые.

Чем в экономическом смысле отличается первое применение от второго? Ответ однозначен, только степенью риска! Тогда есть ли смысл отделять первое применение от второго? Есть, но только совершенно в другом смысле - новый товар или новая технология внутри данной производственной компании. Дальше для компании вопрос уже чисто количественный - доля нового товара в объеме производства, в емкости рынка, на котором она действует, а отнюдь не в новизне (как для нее, так и для потребителя) товара.

Говоря о стадиях развития компаний, можно выделить предприятия–лидеры и предприятия–последователи. Лидеры – это предприятия, являющиеся инициаторами инноваций, которые затем подхватываются другими предприятиями–последователями. Лидеры работают в условиях повышенного риска, но при удачной реализации инноваций имеют запас "экономической прочности", который выражается в наличии портфеля новой конкурентоспособной продукции, более низких по сравнению со средними удельными издержками производства. Последователи, напротив, меньше рискуют, но имеют более низкие экономические показатели и показатели конкурентоспособности.

Ответ на вопрос, лидер вы или последователь, является первым важным вопросом, на который надо дать четкий ответ. Важно понимать, что быть последователем отнюдь не зазорно. Это определяется не только психологическим типом бизнесмена, его склонностью к риску, но и очень значительным влиянием конкретного вид бизнеса, а также конкретной экономической ситуацией в этом виде бизнеса и на этом секторе рынка. Поэтому сегодняшнее предприятие–последователь завтра может быть лидером и наоборот, у предпринимателя есть выбор - быть лидером или последователем не навсегда, а только на тот конкретный проект, который реализуется в данный момент.

Вопрос о лидерах и последователях можно сформулировать и по -другому: вы хотите выпустить на рынок новый продукт, или вы хотите разработать новый продукт? Разница, помимо риска заключается в том, что придется проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Технологические работы придется проводить все равно, поскольку, даже если вы купили лицензию и набор конструкторской и технологической документации у фирмы, которая уже выпускает данный товар, необходимо осуществить привязку технологии к тому набору оборудования, которое у вас есть.

Самый простой вариант - покупка лицензии. Данный товар уже имеет хождение на рынке, но спрос удовлетворен не полностью, а компания, впервые освоившая производство этого товара, не может или не хочет расширять его производство или будет расширять его производство, но на ваш конкретный регион она выходить с ним не намерена.

Последовательность действий при покупке лицензий должна быть примерно следующая.

Прежде всего необходимо выбрать новый товар, что означает:

· рассмотреть перечень товаров, которые более или менее подходят для вашего производства, набора оборудования, квалификации работников и т. д.;

· изучить емкость рынка, опросить потенциальных потребителей товара, возможно, заключить с ними договор о намерениях. Говоря современным языком, провести маркетинг;

· если результаты первых двух шагов удовлетворяют, следует обратиться на фирму-производитель. Почему это только третий шаг? Потому, что один из первых вопросов, который будет задан, - это вопрос о предполагаемом объеме выпуска и о предполагаемом рынке.

Применение стандартных договорных конструкций позволяет существенно снизить затраты труда (в том числе интеллектуального) при составлении договоров и не делать многих типичных ошибок. Особенно полезными в этом смысле могут быть комплекты договоров с комментариями, в которых объяснен не всегда очевидный смысл отдельных статей договора и показана суть используемых правовых конструкций, как правило, незнакомых широкому кругу предпринимателей, действующих в производственной сфере. Соответствующие издания легко найти в книжном магазине. Предлагаемые в них конструкции до-говоров возникли в процессе решения практических вопросов. Каждая конструкция предназначена для решения конкретного и, как правило, неординарного вопроса [9].

Стоимость лицензии определяется:

· объемом производства;

· возможностью использования товарного знака основного производителя;

· оговоренными границами рынка продаж;

· объемом и подробностью передаваемой документации;

· возможностью пользоваться дополнительными консультациями или технической помощью основного производителя;

· и многими другими параметрами.

Чем более полон лицензионный контракт, тем он ближе к договору франчайзинга.

Организация и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Если вы отнесли себя к категории лидеров, а не последователей, то ваша линия поведения совсем другая. Вы должны найти потребителей и заказать или разработать новый научно-технический продукт, который затем примените в своем производстве.

Исходной сферой, где рождаются наиболее революционные инновации и доводятся до стадии практического внедрения в производство, является наука. От момента зарождения идеи до ее практического применения научная разработка проходит ряд стадий.

Процесс создания и освоения новой техники начинается с фундаментальных исследований, направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель этого этапа - раскрыть новые связи между явлениями, познать но-вые закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.

К теоретическим относятся исследования, задачей которых являются научные открытия, обоснование новых понятий и представлений, создание новых теорий. Задачей поисковых исследований является поиск новых принципов создания изделий и технологий, новых, не известных ранее свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи, хотя они иногда могут быть отвергнуты или пересмотрены.

Фундаментальная наука выступает в качестве генератора идей, открывает прорывы в новые области. Но положительный выход фундаментальных исследований составляет менее 5%. Ясно, что в условиях рыночной экономики заниматься этими исследованиями фирменная наука, как правило, себе позволить не может. Во всем мире большая часть фундаментальных исследований финансируется за счет бюджета государства.

На следующей стадии проводятся прикладные научно-исследовательские работы (НИР). Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. НИР прикладного характера ставя своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в опытно-конструкторских работах (ОКР), т. е. на третьей стадии развития научной разработки. ОКР - завершающая стадия исследований, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Цель ОКР - создание (модернизация) образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этой стадии производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются и испытываются образцы новой техники.

Завершающей стадией процесса исследования является опытное производство, подтверждающее, с одной стороны, технологическую реализуемость результатов прикладных исследований, а с другой – востребованность этих результатов обществом (потребителями). Этой стадией заканчиваются работы, связанные со сферой науки, и начинается процесс промышленного производства. В производстве знания материализуются, а исследование находит свое логическое завершение. Раньше считалось, что промышленное производство - самый капиталоемкий этап. Для многих традиционных товаров это верно и сейчас. В условиях так называемой экономики знаний стоимость НИОКР может и превышать стоимость организации производства.

Безусловно, инновация, идущая непосредственно от фундаментальных исследований, может привести к революционным изменениям на рынке и принести гораздо большие экономические выгоды, нежели эволюционная инновация, незначительно меняющая конечный продукт. Но чем длиннее путь, тем больше препятствий и опасности встречаются на нем. И очень многие хорошие начинания так и не смог-ли быть реализоваться. Поэтому совершенно не обязательно, чтобы научный процесс прослеживался от законов Ньютона до выпуска нового типа тормозных накладок для автомобиля. Главное, чтобы он заканчивался на рынке. Причем на рынке, где не только продают, но и покупают, поскольку именно приобретение, покупка технологического продукта позволяет окупить понесенные затраты.

Раньше инновационный процесс часто проходил либо на одном предприятии (вспомним, например, Эдисона или Форда), либо в рамках устоявшейся кооперации (НИИ – КБ – завод). С ускорением научно-технического прогресса и открытием границ возник мировой инновационный рынок, направленный на скорейшее внедрение результатов интеллектуальной деятельности. Для этого рынка характерно мировое разделение труда по всем этапам инноваций. Например, результаты исследований европейских ученых в лабораториях США реализуются в Японии в виде производственных линий, на которых в Таиланде собирают новые модели телевизоров.

Важно, что этапы реализации любого инновационного проекта отражают определенные качественные изменения. Завершение этапа характеризуется как определенными достижениями в развитии проекта, так и снижением соответствующих рисков на пути его реализации. В литературе эти этапы называют по -разному, но их суть, их последовательность остается одной: идея, прототип, опытная партия, массовое производство, реализация.

По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные и стратегические. Реактивные инновации - реакция фирмы на нововведения, осуществленные конкурентом. Эти инновации фирма вынуждена производить вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. Стратегические инновации носят упреждающий инициативный характер, направлены на получение конкурентных пре-имуществ в перспективе.

В случае реактивной инновации конкурент вводит инновацию, в результате для него соотношение между затратами и эффективностью (так называемая точка эффективности) улучшилось, его производство становится более выгодным. Чтобы не отстать, ваша фирма вынуждена произвести дополнительные затраты, обновить процесс и тоже повысить эффективность. Беда в том, что ваша эффективность, как правило, ниже, чем у конкурента: рынок-то уже перехвачен. В случае стратегической инновации предприятие разрабатывает новый процесс, в котором эффективность достигается с меньшими затратами.

Все права собственности на результаты интеллектуальной деятельности делятся на два сильно различающихся направления: авторское право и промышленная собственность.

Авторское право возникает с момента первой публикации произведения. Закон "Об авторском праве и смежных правах" не установил, что значит публикация или публичное исполнение. Ни место, ни время, ни количество участников такого исполнения не определено.

Авторское право распространяется в основном на произведения искусства: музыку, живопись и скульптуру, прозу и поэзию и т. д., а также на произведения науки, то есть любая научная публикация, будь то научная статья, опубликованная в журнале, научный отчет, монография или даже просто выступление на научной конференции с докладом, тут же попадает под охрану авторского права.

Авторское право распространяется на форму произведения, а не на его содержание, та же самая мысль, переписанная другими словами, есть новый объект права, у этого объекта есть другой автор, также имеющий авторские права.

Важно отметить, что государство не имеет отношения к охране авторских прав. Если автор считает, что его авторские права нарушены, то есть кто-то опубликовал его произведение, но под своей фамилией, то только автор можете по этому поводу обратиться в суд с иском о нарушении авторских прав. Более того, вся тяжесть доказательства о нарушении также ложится на автора. И только в случае соответствующего решения суда государственная машина в лице судебного исполнителя начнет действовать. Это называется "защита авторских прав" (обратите внимание, что здесь употребляется не слово "охрана", а слово "защита"), к этому процессу государство имеет отношение не только в лице суда, но и в лице всех правоохранительных органов. Именно поэтому ищут и уничтожают контрафактную продукцию органы МВД.

Признаком, что данное произведение находится под охраной закона об авторском праве, является наличие на нем значка ©. Значок этот происходит от английского слова "copyright" – право на копирование. На любом издании, в любой книге, журнале, газете сегодня этот значок присутствует, а иногда их даже несколько. Это потому, что закон "Об авторском праве и смежных правах" охраняет не только права автора, но и его "смежников": исполнителя, издателя, оформителя и т.д. Объем прав у них иной, чем у автора, но их права тоже охраняются.

Авторское право, хотя и не всемирно, но одновременно действует во множестве стран, присоединившихся к соответствующей международной декларации. Россия тоже в этом процессе участвует. Таким образом, совершенно неважно, где произведение было впервые опубликовано.

Поскольку защита авторских прав требует не только значительных усилий по поиску "виновного", но и определенной юридической квалификации, то закон предусмотрел возможность авто-ров (а также исполнителей, изготовителей) объединяться в соответствующие общества, которые от их имени занимаются всей этой сложной механикой. Например, Российское авторское общество (РАО) объединяет и защищает права нескольких десятков тысяч авторов. Аналогичных организаций, охраняющих права произведений науки, пока не существует. Но, естественно, никто не возбраняет научной организации обратиться в суд по поводу нарушения законодательства. Поэтому, если предварительно не было оговорено с автором право на копирование, не законным является распространение или даже на тиражирование результата Таким образом, если, например, не одна производственная площадка, а несколько, и на всех планируется применить результат научной работы, необходимо это предусмотреть в изначальном договоре с научной организацией либо заключить с ней дополнительное соглашение.

Авторское право не бессрочно, оно действует в течение жизни автора и 50 лет после его смерти. Хотя для вас, как представителя производственного бизнеса, это особого значения не имеет. Любая научная мысль за такой срок устареет.

К объектам авторского права относятся программы для ЭВМ и базы данных. В качестве объекта охраны действующим законом признается конкретная реализация алгоритма в виде совокупности данных и команд. К объектам авторского права относятся оригинальные схемотехнические решения, которые относятся к общему классу "Топология интегральных микросхем".

Промышленная собственность - представляется изобретением, полезной моделью, промышленным образцом, товарными знаками, знаками обслуживания и наименования мест происхождения товаров

В соответствии с Патентным законом РФ в качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

Существенных отличий изобретений от объектов авторского права много:

· охране подлежит существо изобретения, а не форма изложения этого существа. Естественно, чтобы упростить дело, пришлось придумать стандартизированную форму изложения существа изобретения, так называемую формулу изобретения;

· здесь важен не факт публикации, а факт регистрации. Изобретение должно быть зарегистрировано в специальном государственном органе - Патентном ведомстве (Роспатенте). В обязанности Роспатента входит проверка (экспертиза): изобрел ли кто-то то же самое раньше. Поскольку экспертиза занимает определенное время, то с момента обращения в Роспатент с просьбой зарегистрировать изобретение до момента регистрации проходит несколько месяцев. Если никто раньше ничего похожего не придумал, то Роспатент выдает "охранную грамоту" - патент. В патенте указана дата: приоритета (дата обращения изобретателя в патентное ведомство) и дата регистрации. Кроме этого, в патенте, естественно, указывается существо изобретения, его формула;

· объектом авторского права является любой текст, хоть поздравительная открытка. Патентный же закон установил целый ряд ограничений на то, что не может считаться изобретениями, в частности: открытия, научные теории и математические методы; решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей; правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности; программы для электронных вычислительных машин; решения, заключающиеся только в представлении информации;

· объекты не могут быть признаны изобретениями сами по себе. В составе же более глобального изобретения они могут употребляться и в этом случае охраняются как составная часть изобретения. Например, запатентован способ контроля над каким-либо объектом, причем для этого употреблен, в частности, компьютер со специально разработанной программой. В этом случае компьютерная программа сама по себе не является изобретением, а только входит в состав изобретенного способа;

· не признаются также патентоспособными: сорта растений, породы животных; топологии интегральных микросхем; решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали;

· здесь очень важно, была ли и когда была предварительная публикация. Если - да (например, такой-то образец был показан на выставке), то изобретение уже не признают. Закон допускает раскрытие информации, относящейся к изобретению, при котором сведения о сущности изобретения стали общедоступными, если заявка на изобретение подана в патентное ведомство не позднее шести месяцев с даты раскрытия информации. При этом обязанность доказательства данного факта лежит на заявителе;

· патент действует только в пределах страны, его выдавшей. Охрана изобретения в других странах будет производиться только после оформления патента в этих странах;

· каких-либо объединений авторов изобретений Патентный закон не предусмотрел, однако вместо этого придуманы патентные поверенные. По существу, это юристы, специализирующиеся в вопросах охраны прав изобретателей и делающих на этом свой бизнес. Эти поверенные должны иметь соответствующую лицензию;

· если хотите использовать объект, охраняемый законом об авторском праве, достаточно договориться с автором и заключить договор. В случае изобретения такие договоры (лицензионные договоры) до вступления их в силу должны быть зарегистрированы в патентном ведомстве. Без регистрации договор недействителен;

· лицензия на использование изобретения может быть исключительной (только вы имеете право на его использование) и неисключительной (автор сохраняет за собой право выдать лицензию еще кому-то). Понятно, что размер платы в этих ситуациях различен;

· срок действия патента на изобретение двадцать лет, он может быть продлен, но не более чем на пять лет. В отличие от объекта авторского права за поддержание патента в силе автор изобретения должен платить определенную пошлину. Это заставляет автора изобретения икать потенциального потребителя. Распространена также переуступка прав, когда специальные фирмы скупают права авторов изобретений, берут на себя расходы по поддержанию патента в силе, но и, естественно, риск, что изобретением никто не воспользуется и затраченные средства пропадут. Практика показала, что при хорошо организованной предварительной экспертизе это весьма прибыльный бизнес.

Полезная модель - это техническое решение, относящееся к устройству. Полезная модель признается соответствующей условиям патентоспособности, если она является новой и промышленно применимой. Полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники. Полезная модель является промышленно применимой, если она может быть использована в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности.

В качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым и оригинальным. Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца. Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обусловливают творческий характер особенностей изделия. К существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент и сочетание цветов.

В случае полезной модели и промышленного образца действует то же правило о предварительной публикации (не более шести месяцев), что и для изобретения. В принципах охраны изобретения, полезной модели и промышленного образца много общего, поскольку в данном случае действует один и тот же законодательный акт - Патентный закон. Существенное различие только в сроках: патент на полезную модель действует пять, а на промышленный образец - десять лет. Все это важно знать и понимать не только потому, что следует соблюдать права авторов изобретений, но и по другой причине Сегодня качество товара рассматривается как степень соответствия требуемым покупателем параметрам и свойствам, а покупатели весьма разные. Что хорошо для одного, совершенно не подходит для другого. Качество стоит денег. И деньги, которые будут тратиться, чтобы создать единицу товара, делятся на две части. Часть денег, часть стоимости товара, должна обеспечить соответствие товара требованиям по безопасности. Это тот минимум, без которого товар в соответствии с законодательством о техническом регулировании на реализацию вообще не попадет. Вторая часть средств вкладывается в остальные элементы качества: внешний вид (дизайн), модность, упаковку, цвет, фасон и т. д. В свою очередь, внешний вид товара и есть промышленный образец. Поэтому, с одной стороны, следует проследить, чтобы вам не предъявили претензий другие изготовители по поводу одинакового внешнего вида, а с другой стороны, следует защитить внешний вид своего товара. Таким образом, можно быть не только потребителем патентной информации, но и (а вернее, даже обязаны) оформить свой промышленный образец, свой товар в Роспатенте.

Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров попадают под сферу действия закона: "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". Эти знаки называют средствами индивидуализации. Товарный знак (для товара) и знак обслуживания (для работ и услуг) - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг как юридических, так и физических лиц. С точки зрения указанного закона товарный знак и знак обслуживания практически синонимы. Даже в тексте закона и то, и другое называется товарным знаком.

Правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его государственной регистрации. Обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо. Правообладатель вправе запрещать использование товарного знака другими лицами. Незаконным признается использование без разрешения правообладателя товарного или сходного с ним знака в отношении товаров, для которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним обозначения:

· на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

· при выполнении работ, оказании услуг;

· на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

· в предложениях к продаже товаров;

· в сети Интернет, в частности в доменном имени, и при других способах адресации.

Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании.

В части полезной модели или промышленного образца можно быть, а можно и не быть правообладателем, то в части товарного знака им быть необходимо. Иначе говоря, надо придумать товарный знак и его зарегистрировать. Не допускается только регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:

· вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

· являющихся общепринятыми символами и терминами;

· характеризующих товары, в том числе указывающие на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта;

· представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров;

· являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя;

· эквивалентных названию известного произведения науки, литературы или искусства, фрагменту, персонажу или цитате из такого произведения без согласия обладателя авторского права или его правопреемника, если права на эти произведения возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

· фамилии, имени, псевдонима или производному от них обозначению, портрету и факсимиле известного лица без согласия этого лица или его наследника.

Не допускается также регистрация в качестве товарных знаков:

· обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой государственные гербы, флаги и другие государственные эмблемы, сокращенные или полные наименования международных организаций, их гербы, флаги и другие эмблемы, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия, или сходных с ними до степени смешения обозначений. Такие элементы могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа;

· тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если такая регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками (владельцами) и не имеющих согласия собственников.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные с товарными знаками других лиц в отношении однородных товаров и имеющие более ранний приоритет, признанные в установленном порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками в отношении однородных товаров.

Срок действия регистрации товарного знака десять лет, считая с даты подачи заявки в патентное ведомство, и он может быть продлен каждый раз на десять лет.

На охрану объекта законодательством об авторском праве указывает обозначение на нем значка ©.

В отношении товарного знака также предусмотрена возможность предупредительной маркировки: в виде латинской буквы "R" или ® либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак". Любой такой значок указывает, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации.

Наименование места происхождения товара - это современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта. Наименование обозначается на товаре, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Правовая охрана наименования места происхождения товара возникает на основании его регистрации. Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими юридическими или физическими лицами. Право пользования этим же наименованием места происхождения товара может быть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же основными свойствами.

Экспертизу, регистрацию наименования места происхождения товара в Реестре и выдачу свидетельства производит Патентное ведомство.

Свидетельство действует до истечения десяти лет, считая с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, этикетках, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот.

Не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями как "род", "тип", "имитация" и тому подобными. Не допускается использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара.

Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или обозначения, сходные с ними до степени смешения, являются контрафактными.

Обладатель свидетельства может проставлять рядом с наименованием места происхождения товара предупредительную маркировку в виде словесного обозначения "зарегистрированное наименование места происхождения товара" или "зарегистрированное НМПТ", указывающую на то, что при-меняемое обозначение является зарегистрированным наименованием места происхождения товара.

Таким образом, объекты авторского права и объекты промышленной собственности и средства индивидуализации существенно различаются как по объему прав автора, так и по принципам их охраны. Однако объекты, которые являются как бы промежуточными между теми и другими. Эти объекты попадают под действие законов: "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" и "О правовой охране топологии интегральных микросхем". С одной стороны, такие объекты рассматриваются законодательством как объекты авторского права. С другой стороны, они подлежат предварительной регистрации, как и объекты промышленной собственности. Без регистрации правовая охрана на них не распространяется. Поэтому, если вы являетесь потребителем компьютерных программ, в том числе и всем известных (например, Word), то вы обязаны приобрести лицензию на их использование, а если вы производитель программ, то должны их зарегистрировать, поскольку иначе они охраняться не будут.

Все объекты интеллектуальной собственности относятся к нематериальным активам. Такие объекты в бухгалтерском балансе учитываются отдельно от основного производственного оборудования. Другой у них и порядок амортизации. Все, что сказано о регистрации, защите, обращении в суд при нарушении прав на интеллектуальную собственность (ИС), и есть управление нематериальными активами.

В условиях экономики знаний доля стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности в общей стоимости одной единицы товара может быть очень большой. Если в ХХ в было принято считать, что на интеллектуальную собственность приходится не более 10% стоимости товара, то сейчас это нередко больше 60%. Поэтому правильное управление нематериальными активами часто приобретает решающее значение для экономики предприятия.

Объекты интеллектуальной собственности (ОИС) являются весьма специфическим товаром, поскольку их форма характеризуется не материальным воплощением, а идеальным образом материальных объектов и процессов. Охранные документы на интеллектуальную собственность (патенты и свидетельства) - это те же самые ценные бумаги, которые могут быть рентабельным товаром и способны принести дополнительную прибыль, только надо знать и уметь, как ими пользоваться. Компания заинтересована в том, чтобы ее патенты работали на при-быль и успешную конкуренцию.

Управление согласно экономическому словарю - это руководство, направление чей-либо деятельности или процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Управление предполагает принятие соответствующих решений. Эффективность управления с извлечением максимальной выгоды зависит от подготовленной информационной базы, на основе которой и принимаются те или иные решения руководителем. Для принятия эффективного управленческого решения по ОИС необходимо наличие полной и достоверной информации о технико-экономических преимуществах данного объекта, о рынке, внешних факторах политических, социально-экономических, а также внутренних – состояния дел внутри предприятия - финансовых, кадровых. Характеристики ОИС анализируются с учетом целей и задач предприятия, а также с учетом всех перечисленных выше факторов.

Кроме того, для эффективного управления ОИС должна быть разработана соответствующая стратегия на уровне высшего руководства, сформирован административный орган с наделенными полномочиями и ответственностью, в который должна поступать вся информация, касающаяся ОИС.

Управлять ОИС в процессе коммерциализации необходимо на каждом этапе, стадии от "идеи до производства и реализации готового продукта" - т.е. принимать решения, проводить или не проводить дальнейшие исследования по усовершенствованию полученного ОИС. Если проводить, то следует определить, в каком направлении, какие параметры усовершенствовать, патентовать или сохранить в режиме ноу-хау, какую выбрать стратегию патентной защиты. Выбор объекта и способа правовой охраны определяются стратегией бизнеса.

Получение патента может быть связано с реализацией наступательной стратегии - "меча", сопровождающейся дальнейшим увеличением собственных активов ИС, заключением союзов, приобретением других фирм и т.д. Получение монопольных прав на результаты исследований и разработок заставляет всех, кто использует аналогичные, но незащищенные результаты интеллектуальной деятельности, приобрести у их владельца разрешение на продолжение использования. Имея оформленные права на технологию производства продукции, даже не выпуская ее, можно на законном основании контролировать весь рынок и преследовать конкурентов.

Кроме того, получение патента может быть связано с выбором оборонительной стратегии - "щита". Основной целью данной стратегии является снижение вероятности атаки конкурента.

Следует отметить преимущества патентной защиты ОИС:

· приобретение законной монополии на ОИС;

· гарантированная мировая новизна и высокий технический уровень ОИС;

· дополнительная реклама в связи с публикацией в бюллетенях различных стран мира;

· возможность получения дохода при коммерциализации;

· значительное увеличение стоимости при реализации ОИС путем продажи лицензии.

Первым шагом при организации правовой охраны коммерциал


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: