Бортовой журнал

Дата: с 22.07.2012 по 04.08.2012

Место: р.Красненькая – р.Кутсайоки – р.Тунтсайоки (кусок) – р.Тумча

Туда: Из Санкт-Петербурга до г.Кандалакша поездом, до стапеля на р.Красненькая на машине.

Обратно: С р.Тумча до г.Зареченск через Иовское водохранилище на баркасе, до г.Кандалакша на машине и оттуда уже поездом до Санкт-Петербурга.

Состав группы:

Катамаран – 4 (Выпь-4)

1) Чернов Александр (капитан)

2) Зайцева Наталия (кок)

3) Шенцов Павел (матрос-летописец)

4) Виркунен Наталья (суслик-матрос)

Катамаран – 2 (Чирок-2)

1)Баев Владимир (капитан)

2)Алифанова Светлана (матрос)

Дата: 21.07.2014

Место: Поезд

И всё-таки мы выехали! Загрузились в поезд, в нём очень душно, окна не открываются, но радость от того, что наш долгий путь всё-таки начался, не может омрачить ничто. Настроение у группы спокойно-довольное. Не можем ещё в полной мере осознать, что спустя 20 часов поезда нас ждёт машина, которая наконец отвезет на воду. Пока из возможных препятствий впереди – только регистрация у погранцов в посёлке Алакуртти. Ну, думаю, всё будет нормально, и назад нас не повернут.

Фото: поезд

Дата: 22.07.2012

Место: на стапеле

15:00 – Высадились с поезда. Моментально к нам подскочил водитель, осуществляющий нашу заброску. Засели в «буханку» и тронулись.

Фото: Наша «буханочка» с нами внутри, а вещичками – в прицепе.

Первый час езды был прекрасен. Вся группа радостно разглядывала пейзажи, и вообще настрой был хоть куда. Но потом… После КПП и краткого инструктажа пограничников, мы устремились на грунтовую, а чуть позже – так вообще на просёлочную дорогу. Настолько лужистую, кривую и ухабистую, что будь у кого-то из нас морская болезнь – заблевали бы всю машину. Два раза форсировали броды, колёса погружались в воду аж до самой подвески. И всё же два часа нудной тряски – это ад. По прибытии на стапель нас встретили несколько не самых приятных сюрпризов, как то – конкурирующая группа туристов (как выяснилось чуть позже – с Украины), которая заняла козырную стоянку с подходом к воде и комары. Нет – КОМАРЫ!!! Тучи! Сотни! Легионы! Мы истребляли их тысячами, но они возрождались десятками тысяч! Пришло понимание того, что без антикомариных репеллентов в Мурманской области делать нечего. Съедят. Несмотря на это, вечер провели бодро. Сготовили вкуснейшее рагу, по традиции распили шампанское из общего котелка. На сон грядущий собрали каты и разошлись по палаткам.

Фото: Шампанское в котелке.

Дата: 23.07.2012

Место: Незапланированная стоянка на пороге «Каньон «Короткий» (4 КС)

Проснулись в 10 утра, на час позже, чем планировали из-за отсутствия будильников. Вокруг довольно прохладно, но всё-таки не холодно. Шустро забодяжили чайку. Саша Чернов устроил краткий брифинг по ближайшим порогам. Время 11 утра. Собираемся.

Фото: Первая ступень Каньона «Короткий»

Фото: Вторая ступень Каньона «Короткий»

Время – часов 9 вечера. Сидим на стоянке, зализываем раны, готовим кушать. День вышел зело богатым на события. На пороге «Каньон «Короткий» за 1 день 2 оверкиля и куча сожженных нервных клеток. Первым порог шли командой «Выпь-4». На третьей ступени порога (которую по какой-то неведомой причине не просмотрели) катамаран очень сильно кинуло носом правого баллона на скалу. Я, сидящий на корме, очень испугался, т.к. с моей точки это выглядело, будто Наташу Зайцеву со всего размаху впечатывает в каменюку правой коленкой. Но, к счастью, обошлось без травм. Сидушка Натшина, конечно, порвана в лохмотья, да и её неопрен пострадал, зато все целы. Катамаран же «Чирок-2» браво кильнулся на второй ступени. Потом долго перегружались, искали уплывшие гермы и вообще. После долгих сборов, занявших почти три часа, экипаж с энтузиазмом прыгнул в порог. Экипаж сразу сел на камни, потом криво вошёл в слив и снова кильнулся.

Неунывающая команда в лице Светы и Вовы не щадя животов, коленей, голов и прочего, браво собрал собой выпирающие из воды (и скрытые под) камни и выплыл на спокойную воду, а Света даже немного «заварилась» в «бочке». Осмотрели горемычный кат. Оказалось, что «Чирок» дыряв в 2 местах, и одна из поперечин рамы сломана. Сейчас Вова кромсает деревья, пытаясь смастерить новую, группа разбрелась осматривать окрестности, а я ничего не делаю.

Фото: Вова за изготовлением поперечины.

Комментарий Светы: Очень хорошо, что, несмотря на 2 переворота, полное изучение речного дна как животом, так и другими частями тела, мы живы и ничего не сломали, кроме рамы ката. Было очень страшно! Особенно, когда застряла в «бочке» и воды нахлебалась… Страшно и сейчас, что там за «ягодки» впереди…

Комментарий Вовы: Когда выкинуло, я весло не отпускал. Потом бросил – не удобно с ним, цепляется за всё. Выныриваю – опа! Весло! Схватил, плыву, но опять неудобно. Бросил. Снова открываю глаза – опять весло! Очень забавно получилось…

Дата: 24.07.2012

Место: Высокая стоянка между порогами «Щёчки» и «Кавказский»

Подъём случился в 11. «Чирок-2» адекватно заклеен. Вскипятив чай и позавтракав остатками ужина, группа собирается. Покидаем стоянку в 2 часа дня.

Время – 2 часа ночи. День выдался крайне насыщенным. Пройдены пороги «Каменистый» (3КС), «Островной» (3КС), «Прыжок»(3КС) и «Щёчки» (3КС). Вынужденно встали с расчётом на полуднёвку.

Фото: Порог «Прыжок»

Пороги, все, как один, оказались лёгкими и интересными. «Щёчки» сначала сильно напугал, но у страха глаза велики – команда «Выпь-4» разгрузилась и с ветерком да залихватским уханьем идеально прошла препятствие. Команда же «Чирка» решила провести кат без гребцов на верёвках, что и сыграло с ними злую шутку – судно без гребцов совершило оверкиль, со шкуры слетели все накануне поставленные заплатки и расхерачилась деревянная поперечина-замена. Кат намертво залип в «бочке». Я был свидетелем этого театра абсурда с первых секунд: кат колбасится из стороны в сторону, вертится, но никак не хочет его отпускать коварная «бочка». Вова уже чего только не сделал – и матом ругнулся, и ногой топнул – всё бестолку. Решил попытаться вытолкнуть кат палкой. Минут 10 тыкал, катамаран лишь вокруг своей оси крутиться. А палка коротковата. Решил тогда Вова в воду залезть. Мол, сподручней будет. Только в воду спрыгнул – катамаран как наскипидаренный вылетел из «бочки». Команда единогласно решила: «Чирок-2» - первый в мире катамаран-тролль!

Сидим на стоянке. Варим компот и пьём коньяк. Стоянка живописная – высоко на скале, мест под палатки не много, зато обустроена достойно. Плюс красивый вид на обрывистый противоположный берег. Минус – ну очень уж она высоко!

Фото: Вова, Света и Наташа где-то на просмотре.

Дата: 25.07.2014

Место: Та же стоянка перед «Кавказским»

Утро? День? В часах сдохла батарейка, мы все теперь счастливые. После повторного просмотра (вчера, пока готовился ужин, мы бегло осмотрели в первый раз) порог «Кавказский» уже не так страшен. Принято решение перепаковаться, т.е. запихнуть гермы в рюкзаки, а в них уже рассовать шмотки. Ибо далее предстоит большое количество обносов, а с рюкзаками тащиться легче, чем с гермами. Из всего вышесказанного – «Кавказский» (4 КС) и сразу же за ним следующий порог «Горка» (4 КС) мы идём полностью разгруженными, с боевым настроем. Наташка Суслик в панике драит котелок и проклинает гречневую кашу. За ночь шкура и камеры «Чирка» заклеились вроде бы хорошо. Остаётся надеяться на лучшее. Пока я всё это писал, подоспел чай, а к нему дают сушки. Такое пропускать нельзя, следующая запись будет вечером. Сейчас я ем сушки, а меня едят комары. Круговорот, блин!

Фото: питание.

Дата: 26.07.2012

Место: стоянка после порога «Муравей»

Вчера вечером писать уже не осталось сил. «Кавказский» - бесконечная череда сливов и «бочек». Прохождение требует хорошей слаломной техники, умения огибать обливняки и прочие неприятности, а также трезвой оценки своих сил. В паре мест сильно зажимает в правый берег, в скалы. Есть опасность поломать руки-ноги и сильно повредить судно. Наш гордый «Выпь-4» очень хорошо вписался в струю, гребцы оперативно уклонялись от нависающих над водой скал. На самом опасном месте, правда, слегка недогребли и из-за этого мне, правому кормовому матросу, пришлось сильно уклоняться влево, чтобы в целости сохранить правую руку, плечо и голову. Кат, царапнув скалу, скатился по струе в улово. Порог оставил после себя море впечатлений, кои, если записать, так ни одна бумага не стерпит, адреналина, чуть погнутую в районе моего правого колена раму и одну треснувшую кницу. Очень повезло, что обошлось без травм и жертв, которыми так славен этот порог.

Фото: самый хвост порога «Кавказский». Здесь мы ждали Вову со Светой.

Комментарий Суслика: Проснулась. Птички поют. Хорошо! И вдруг мысль, как гром: «Блин! Впереди Кавказский!!!!!!!!» Паника длилась, пока мы его не прошли. После него (но перед «Горкой») была дикая смесь ощущений: страх, восторг, кураж, остатки паники… Думала, что разрыдаюсь, но, как всегда, сидела и глупо улыбалась… А ещё весь путь перед нами летела птичка и пела песенки.

Далее идеально, как по учебнику, прыгнули порог «Горка».

Фото: Порог «Горка»

Группа вышла в р.Кутсайоки. Природы вокруг прекрасные. Наверное сразу же увидели скальные «ворота» и автомобильный знак на берегу, обозначившие собой то, что впереди нас ждёт порог «Сомнительный» (4 КС).

Фото: порог «Сомнительный»

Порог являет собой довольно широкий трёхступенчатый слив с «бочками» после каждой ступени. Высадившись на левом берегу и просмотрев, было легкомысленно решено, что порог не сложный и можно не разгружать вещи. Выставили съёмку, и понеслось…

Первым шёл «Выпь-4». Пролетев первые две ступени, нас слегка вынесло в улово, но мощными гребками преодолев струю, мы очень весело и расиво прошли окончательную ступень, и без проблем пролетев «бочку», зачалились после порога, чтобы заснять прохождение «Чирка».Встав на обломке скалы, чтобы с самого удобного ракурса снять прохождение, мы стали ждать. Минуты через три кат вышел. Ничто не предвещало беды. Но из-за небольшой ошибки экипажа на входе в первую ступень кат чуть лагом влетел в «бочку», цапанув правым бортом еле видный из-под воды камень. Борт птицей взлетел вверх, и команда вместе с вещами оказалась в воде. Вова пролетел вторую ступень и, не выпуская из рук весло, вылез из улова на берег. Света же успешно прошла самосплавом все три. Экипаж «Выпь-4», моментально среагировав, бросился спасать разлетевшиеся в разные стороны шмотки и катамаран. Долго лавировав в плёсе и вытаскивая из воды уплывающие пендели, мы подплыли к потерпевшему крушение судну и с удивлением обнаружили, что один отстегнувшийся рюкзак триумфально возлежит сверху на раме перевёрнутого «Чирка». Очень забавно!

Фото: Спасательная операция

Усталые, измотанные и частично вымокшие решили искать место для стоянки. Метров через 500 нас ждал порог «Муравей» (3 КС). Его отложили на завтра (которое уже сегодня).

Фото: порог «Муравей»

Стоянка нас ждала сразу после порога. Левым берегом перетащили вещи по не самому удобному в мире обносу и встали лагерем. Места здесь не много, на три палатки – как раз для нас, с видом на «Муравья». Решили задневать, ибо накопившаяся усталость после р.Красненькая даёт о себе знать, и группа очень вымотана. Сейчас, наверное, около 5 вечера. Готовимся к прохождению «Муравья».

Вечер. Днёвка удалась! Без происшествий пройден «Муравей». «Выпь-4» кривовато вошёл в слив, из-за этого на середине нас развернуло жопой катамарана (по-научному – корма!) вперёд, но мы выровнялись и после порога резко ушли за скалу на спокойную воду, встав на страховку «Чирка»

Фото: Начало порога «Муравей». Экипаж «Выпь-4»

Фото: а вот и «жопой катамарана» вперёд.

Минут 20 стояли, кормили комаров – ждали. Катамаран в итоге прошёл вообще ровненько, страховка не пригодилась. Решили сплавать, обсмотреть порог «БСТ» (3 КС). Представляет он из себя мелкую шиверу с большим количеством неприятных острых, и не очень, камней. Опасение по прохождению только одно – порог мелкий, есть вариант порвать шкуру, или вообще – камеру. На берегу, с которого мы осматривали «БСТ» очень живописно валяется драный кусок байды. Внушает! Порог широко известен сплавной публике своим «камнем-убийцей». Это огромный валун, который почти перегораживает левый (основной) слив. В нём вода промыла углубление. Так что, если по большой воде попасть в этот камень, то течение прижмёт человек к нему, не даст выбраться наверх, на воздух. Для нашей группы и по нашим водным условиям он опасности не представляет.

Сейчас уже ночь, но мы в заполярье, так что вокруг светло как днём. Горит костёр, шумит порог, гордо реет наш «Весёлый Роджер». Завтра будет новый день, и он принесёт нам новые приключения…

Фото: Ночь над «Муравьём»

Дата: 27.07.2012

Место: стоянка на пороге «Тесный»

Вечер. Все очень устали. На день была запланирована программа максимум – дойти до порога «Тесный». Она с успехом и зубовным скрежетом выполнена. Влёгкую, без неприятных моментов проскочив «БСТ»,мы в пару гребков оказались у порога-водопада «Оба-На» (6 КС). Он был величественен и опасен.

Фото: порог-водопад «Оба-На». Слева ходим, справа – нет.

Фото: «Оба-На» вид снизу. После обноса.

По обоим берегам есть обносы, нам больше приглянулся левый. Единогласно решили «Оба-Ну» не идти.

Обнос занял где-то час-полтора, из которых минут 20 группа рассматривала мелкую гадюку, которая нервничала, паниковала и пыталась скрыться меж камней. Ха! От нас не скроешься. Закончив умиляться мелкому ползучему гаду, мы быстренько покидали вещи на катамараны и проскочив («Выпь-4» почему-то задом) мелкую конечную ступень «Оба-Ны», группа увидела по обоим берегам дорожные знаки, что предвещало только одно – ключевое препятствие нашего маршрута – водопад «Маманя» (непроходим).

Фото: водопад «Маманя»

Зачалившись на левом берегу и сделав пару-тройку фоток, приступили к обеду. Хлеб с рыбными консервами, поедаемый на каменной площадке над двадцатиметровым водопадом зарядил нас бодростью и желанием творить разумное – доброе – вечное, к чему немедленно и приступили.

Фото: на «Мамане»

Идея была такова – навесить над водопадом верёвку и по ней стравить каты и вещи. Попив на удачу водицы из водопада, мы принялись за дело. Связав три верёвки в одну, пробно попытались спустить один из рюкзаков. Во время эксперимента выяснилось несколько интересных фактов. Первый – как верёвку ни натягивай, она всё равно провисает, так и норовя искупать перевозимое имущество. Второе: так как верёвка хорошо провисает, вещи могут застрять где-то на середине переправы. Из этого следует третий факт – рюкзаки и каты придётся тащить по скалистому и недружелюбному склону на себе. Взгрустнулось.

Фото: Взгрустнулось…

Фото: нам предстоит сделать путь отсюда, до того мыса, который виднеется внизу. И не с пустыми руками…

Довольно быстро перекидав вещи вниз на бережок, где решила остановиться идущая параллельно с нами группа из Уфы, перекурив, принялись за катамараны. Это было страшно тяжело… Сначала суда спускали вниз под скальный отвес, а затем по обломкам породы уже тащили на берег. На бумаге это выглядит просто: ну спустили, ну дотащили, ничего сложного. Такое нужно пережить самому. Когда ноги в крепких ботинках скользят по мокрым камням, когда в лицо летят холодные брызги и от озноба пробирает до костей, руки дрожат… - это незабываемые впечатления.

Фото: ребята возвращаются за вторым катамараном. Наверху, у «Мамани», виднеются маленькие фигурки – это группа, следующая за нами.

Потом долго сидели у воды – отдыхали. Отплыли. Несколько раз я оглянулся назад. Водопад продолжал грохотать, белая пена билась о камни, во все стороны летели брызги. Грозно и гордо стояли неприступные скалы, окаймляющие эту величественную громадину. До свидания. «Маманя»! Жди нас снова!

Уставшие после нелёгкого дня стали искать место для ночлега. Решительно отвергнув несколько неприглядных, дошли до порога «Тесный» (3 КС), на котором, если верить лоции, должна быть неплохая стоянка. Сильно тревожило, что она может быть занята идущей впереди нас группой, но обошлось. Стоянка удачная. Находится прямо над порогом, вокруг в беспорядке разбросаны камни, о там, то сям видны скальные выходы. Чуть дальше на горку взбирается подлесок. Из минусов – как ни странно, далековато до воды.

Фото: Стоянка на «Тесном»

Гордо водрузив в центр поляны флаг, мы поужинали и разбрелись отсыпаться. Последнее зафиксированное время – полтретьего ночи.

Дата: 28.07.2012

Место: Стоянка перед порогом «Ступенька»

Проснулись. Проверили связь – нету. Позавтракала половина группы остатками каши, другая – жареным хлебом. Осмотрели порог. Быстро выявив нитку прохождения, мы обнесли вещи. С водой нам повезло. Был бы уровень меньше, то четвёрка вообще бы не вошла в порог – негабарит. А так мы устремились. Первым, как повелось, пошёл «Выпь-4». Почти идеально проскочив первые валы, команда оперативно отгребла в небольшое улово и, выровнявшись, проскочили так называемую «мышеловку». Это очень, особенно в малую воду, неприятные три камня, расположенные в сливе: два по бокам и один «запирающий». У нас вода средняя, так что хорошо разогнавшись, мы пролетели её без проблем. За нами шёл «Чирок». Выполнив идеальный вход, экипаж слаженно и быстро сориентировавшись, пустил меж бортов один неприятный обливняк и, пулей проскочив «мышеловку», зачалился, чтобы загрузиться и идти дальше.

Фото: вход в «Тесный»

Фото: «мышеловка»

Тут внезапно выяснилось, что правый кормовой борт на «Выпь-4» травит через клапан. Пока сдувались-сушились-клеились, пролетел ещё часок. В это время Саша, в надежде на хорошую рыбалку, решил покидать блесну. Лишившись в итоге двух вобблеров после четырёх забросов, рыбалку было решено прекратить. А жаль! Щуки и форели прямо просились в котелок…

Клапан почему-то наотрез отказывался клеиться, и команда, плюнув, двинулась дальше со спускающим бортом. Несколько небольших шивер и недлинных плёсов спустя народу замечталось о пиве. Опционально к пиву были признаны не лишними: чипсы, рыбка, а кое-кто (да практически все!) не отказались бы и от горячей шавермы. И вот очередная шивера выносит нас к останкам моста, смытого паводком, а на правом берегу стоит беседка. Чуть дальше за ней – домик. Решили устроить перекус. Из домика вышел паренёк и радостно сообщил, что, мол, стоянка здесь 100 р. Не хотите платить – катитесь на противоположный берег, там бесплатно. Про то, что существуют водоохранные зоны и 100 метров берега общие, паренёк, наверное, не слыхал. Мы спросили:

-А магазинчик у вас тут есть?

-Есть.

-А что есть в магазинчике?

-Пиво, со..

-Хватит!!!!

Попили пивка, перекусили и с поднятым настроением пропрыгав пару-тройку плёсов, разделённых элементарными шиверами, команда дошла до препятствия под названием «Шивера Длинная». В описании её давали 3 КС. Очень интересная, с мощными валами, карликовыми бочками и небольшим прижимом, шивера пролетается меньше чем за пару минут. За ней неприятная быстроточная мель. Несколько раз суда садились так крепко, что приходилось слезать и тащить их за собой. Потом пошли долгие, изнурительные плёсы. Удивила и довольно резкая смена берегового ландшафта. Вместо огромных камней, скал до небес и редких сосенок, нас принимала пасторально-классическая карельскя речка: невысокие бережки, заливные луга, березняк и долгие километры плёсов.

Фото: вот так всё стало выглядеть. А самое хорошее – стало меньше комаров!!!!!!!!!!!!!

Нагнав параллельно идущую группу, которая становилась лагерем, мы проскочили лёгкий (2 КС) порожек, и увидели вдалеке порог «Ступенька» (4 КС). Мощный слив, огромное количество обливняков и зубьев вырастали в хорошую, долгую шиверу с агрессивным течением.

Фото: Порог «Ступенька»

Места под лагерь были до и после порога. То, что после, оказалось занято, и мы встали перед «Ступенькой». С дровами проблем вообще нет. Пока ходили просматривать порог, на обратном пути насобирали по тропе столько, что хватило аж до следующего дня. Пели песни под гитару, готовили кашу (хотя изначально планировался суп, но сыпанули много риса). Настроение у всех было отличнейшее. Вокруг нас молча, такая уж их особенность, кружили комары, шумел порог, и палатка звала надёжным ночлегом.

Дата:29.07.2012

Место: стоянка на пороге «Водопадный»

Пока просыпались, порог прошла уже знакомая нам группа из Уфы. У меня почему-то очень болят запястья. Отдельные личности вслух сетуют, что не взяли с собой кофе. Сейчас позавтракаем, соберёмся и гружёнными пройдём «Ступеньку». Вот так.

Фото: прохождение «Ступеньки» экипажем «Чирок»

Чуть позже. «Ступенька» пройдена обоими судами из рук вон как плохо. «Выпь-4» крутило и бросало из стороны в сторону, а в конце выносной шиверы мы вообще сели на камень так, что мне пришлось совершить вояж на левый борт, и только тогда мы смогли слезть. «Чирок-2» вертало меньше, но они успели посидеть, наверное, на всех попавших под борта камнях. Мораль: не иди сложный порог сразу после завтрака, это расслабляет. Далее после череды плёсов мы услышали, а чуть погодя и увидели порог «Струя» (2 КС). Наш экипаж дружно решил идти его без просмотра. Вова и Света же причалили к берегу, чтобы просмотреть порог и заодно подкачать чуть травящий левый баллон. С воды мельком глянув на «Струю», мы отлично и без приключений проскочили этот драйвовый и несложный порог. «Чирок-2» также пролетел его без эксцессов.

Фото: порог «Струя»

После этого снова потянулись плёсы… На одном из них отчётливо видна высота-488, гора Пязивара. Мы на неё полюбовались и пошли дальше.

Фото: гора Пязивара

И вот, наконец он! Порог «Водопадный» (4-5 КС). С хорошим падением, трёхступенчатый красавец порог, как стрела вылетал меж скал, разбивая клакочащие струи о сточенные временем камни.

Фото: порог «Водопадный»

Команда «Выпь-4», изголодавшаяся за время изнурительной гребли по плёсам, решила сразу, лишь чуть разгрузив кат от всякой мелочёвке, прыгнуть препятствие. И прыгнула! Здорово это у нас получилось! Грамотно зарулив в струю, нас понесло, притапливая в «бочках» носы и приподнимая корму. Впервые за сплав валами с ног до головы окатило не только носовых, но и кормовых матросов. Зачалившись после первой и самой опасной ступени, было принято решение задневать, чтобы хорошо обкатать этот порог. Прохождение «двойки» отложили на следующий день. Полян на пороге много, дров мало, соседей тоже много. А что делать?

Дат: 30.07.2012

Место: та же стоянка на «Водопадном»

На улице тепло и солнечно. Проснулись поздно. Сегодня будет весело.

Вечер. И было весело! Обнесли первую ступень, бодро её прошли, позалезали в «бочку». Затем бегло с воды осмотрев 2 и 3 пролетели и их. Купались и веселились. Для прохождения «Чирком-2» первой ступени группа решила усилить его матросом с «Выпь-4» (мной). В итоге прыгнули ступень идеально. После всего вышеперечисленного занимались тем, чем и положено заниматься на днёвке – мы отдыхали!

Фото: усиленный экипаж «Чирка-2». Наконец-то стало тепло (градусов 20-22), и все разделись.

Фото: Вова со Светой проходят вторую ступень «Водопадного»

Фото: третья ступень «Водопадного». Здесь мы и купались.

Дата:31.07.2012

Место: стоянка на пороге «Котёл»

Всю ночь шёл дождь, но к нашему пробуждению он куда-то ушёл. Сегодня «Чирок-2» дойдёт последние две ступени «Водопадного», которые «Выпь-4» пришли вчера, и нас ждут восемь километров водной дороги. По пути нас встретят пороги «Лесенка» и «Три протоки». Судя по описанию, они лёгкие – 2 КС, просматриваются с воды. Ну, будем посмотреть. Затем свернём налево и поднимемся вверх по реке Тунтсайоки до порога «Котёл», где у нас запланирована ещё одна днёвка. Небо над нами хмурое. Накрапывает мелкий дождик. Сейчас позавтракаем, соберёмся и в путь. Эх, сгущёночка… Из-за неё, кстати, чуть драка не случилась. Наташа Зайцева считала, что её надо бережно хранить до лучших времён, а все остальные ребята (и я в том числе) были уверены, что нечего добру пропадать, и сгущёнку кушать надо. И желательно прямо сейчас. Но кончилось всё бескровно.

Только что «Чирок-2» прошёл заключительные ступени «Водопадного». Стало понятно, почему ребята постоянно киляются. На входе экипаж промахнулся мимо струи на 3 (!!!) метра, потом, с разгона влетев на камень, посидел на нём чуток, а после этого как-то несуразно лагом ввалился в слив. Зато вся остальная группа от души посмеялась!

Вечер. Пороги «Лесенка» и «Три протоки» ничем себя в памяти народной не отметили. Преодолев несколько километров спокойной воды, мы вышли на слияние рек Кутсайоки и Тунтсайоки, после слияния образующие реку Тумча. Поднялись вверх по течению Тунтсайоки до «Котла» (3 КС). Углядев вокруг несколько довольно больших групп туристов, мы шустро заняли самую козырную стоянку, отметив её бессменным нашим «Весёлым Роджером».

Фото: «вьётся по ветру Весёлый Роджер…»

Развесив сушиться подмокшие ещё со вчера вещи, мы разгрузились, обнесли «Котёл» и поднялись ещё выше, до порога «Яма» (3 КС). Очень было муторно идти против быстротока, но мы справились. Гребли и напевали: «Мы лососи, мы лососи!!!» На «Яме» уже стояла коммерческая группа, состоящая преимущественно из поздних школьников и ранних студентов. Каждое своё прохождение они встречали визгом и улюлюканьем. Нас же порог, честно говоря, совсем не впечатлил. Были даже высказаны мысли, мол нафига сюда вообще пёрлись, покатались бы лучше на «Котле». «Яму» прыгнули по два раза. «Выпь-4» в первый ознакомительный – по всем правилам. Второй же, чтобы скучно не было – кормой вперёд. «Чирок-2» же, который оба раза шёл академично (и оба раза чуть не вертанулся в «бочке»), нашу презрительную оценку порога не поддержал. Двинулись обратно к «Котлу». По уже сложившейся традиции, первыми в порог ринулись мы. Красиво сели на струю, слетели в «бочку». Кат там здорово тряхануло, и правого носового матроса, Наташу Зайцеву, выкинуло из креплений, как пробку из бутылки шампанского. Экипаж тут же налёг на вёсла, бросившись спасать человека, но догнать шуструю смогли только почти что у самого берега. Стоически, до последнего, девушка держала весло.

Комментарий Наташи: Матрос очень боялся, что его спасут… Поэтому максимально быстро проходил порог самосплавом. В итоге меня поймали (в конце отпустила весло – его спасли первым. Ура!) на спокойной воде, когда можно было уже расслабиться – я плыла на спине, отдыхала. Правда, сил забраться на катамаран с воды уже не осталось.

Фото: «Котёл»

Затем обкатать порог решили мы с Сусликом. Позаимствовав у ребят «Чирок» (который, кстати, прыгнул порог отлично, что вообще не свойственно этому экипажу),, мы, быстро обнеся порог сначала вошли чуть левее, чем надо, было не интересно. А вот уже во второй раз мы кинулись практически ровно посередине. Красиво слетев со ступени, мы слегка притопили сусликовый левый борт так, что её здорово окунуло в воду, но благодаря моему мужеству и находчивости катамаран не кильнулся. Я вовремя успел перенести вес тела на нос, что и помогло предотвратить купание. (Летописец сильно приврал, дабы показаться сильным, смелым, ловким и умелым. Простим ему эту вольность… - Суслик).

Фото: Натка «купается»

Сейчас ужинаем. Каша. Вкусно! На бережку нашими стараниями топится походная банька. Стоянка выше всяких похвал. В наличие стол, в леске куча дров и практически (а по местным меркам – так вообще) нет комаров. Щика-а-а-а-рно! Днёвке быть!

Вот так смотришь вокруг: на реку, на всё и понимаешь, что твоя жизнь имеет смысл…

Фото: Стоянка на «Котле»

Фото: «Котёл» ночью. Не забывайте, мы за Полярным кругом. На фото уже далеко за полночь…

Дата:01.08.2012

Место: та же стоянка на «Котле»

Проснувшись с хорошим настроением, позавтракав и улыбнувшись, устроили покатушки на «Котле». «Выпь» решили не обносить, ибо тяжко, катались на «Чирке». Сначала шли сборной командой Вова + Саша. Пройдя первый раз банально левым сливом, второй раз шли чуть правее, но тоже вполне безопасно. После этого заскучавший я решил занять на судне почётное место «огурца», т.е. человека бессмысленно сидящего на раме балластом.

Фото: Ребята! У вас огурец на судне!!!!

В первый раз с таким «багажом» кат прыгнул левым сливом, после чего «бочка» выплюнула нас далеко по струе. Это нам показалось скучно. Было решено идти в самый ад. Ровно посередине. Обнесли порог. Покурили. Вышли. Я крепко держался одной рукой за поперечину, а другой на распор упирался в борт. Войдя в порог, мы слетели прямо в бурлящую кашу. Носы завязли в пене. Вова и Саша пытались схватиться за валы и выгрести, но тщетно. Коварная «бочка», чуть подсосав катамаран, вскинула в небо правый борт. Мы вертанулись. Саша кувырнулся в воду сразу, перед этим позорно выпустив из рук весло. Выше всех взлетел Вова, ибо именно его борт вознёсся к небесам. Я же, сидящий посередине, успел лишь заметить, как меня накрывает катамараном. Очутившись в воде, всё ещё держась одной рукой за раму, я, чуть оттолкнувшись, чтобы не всплыть между баллонами ката, вынырнул из воды. Первое, что я узрел – это камни. Второе – упущенное Сашей весло. Сориентировавшись, я быстро догрёб, схватил весло и был таков. Затем, тихонько подгребая им, я оплыл до берега. Первый мой оверкиль. Очень специфическое, знаете ли, ощущение. Но экшна, которого так не хватало на берегу, я сполна вкусил в водице.

Фото: Горе-команда

Сразу после того, как горе-команда собралась и триумфально сфоткалась, мы с Сусликом решили снова разок-другой прыгнуть порог вдвоём. После нашего с ребятами киля Суслик очень боялась идти порог. Стучала зубами и крепко-накрепко прижимала к груди весло. Но после моих чётких, разумных и своевременных наставлений она успокоилась и в порог вошла с твёрдой надеждой на хороший исход. Два раза прыгнули – и два раза удачно. Потом разбрелись по лагерю, каждый занимался своими делами. Сфоткали «Пиратский стол».

Фото: Пиратский стол

Я попытался переделать ножны, сломал их, ну и ладно, дома доделаю. Сидели у яркого костра, пили чай, и каждому думалось о чём-то своём.

Фото: закатный Чирок на Котле

Дата: 02.08.2012

Место: на антистапеле

Утро. Совершив несвойственный нам ранний подъём, мы шустро свернули лагерь и вышли на воду. Впереди нас ждал путь в 11 километров. На этом пути должны были быть пороги «Ночной»(2 КС), «Карниз»(4 КС), «Каньонный» (2 КС), «Змея» (2 КС) и «Шляпа» (4 КС).

«Ночной» оказался банальным быстротоком. «Карниз» же прельстил красотой и нелинейностью вариантов прохождения. «Выпь» прыгнул в самую бурю. В «бочку» влетели на энтузиазме, не задумываясь о последствиях. Одной струёй притопило носовых гребцов, а второй – сразу же после этого с кривого слива носы кинуло вверх. Но по счастливому обстоятельству судно не перевернулось. Экипаж «Чирка» решил пойти по другому пути. Самым левым сливом, где меньше драйва и опасности. Пройдя порог, группа дружно посетовала, что днёвку устроил на «Котле», а не на «Карнизе». «Карниз» представляет собой гораздо больший интерес. Ну ладно, чего уж тут.

Фото: порог «Карниз»

Потом после беглого просмотра с воды прыгнули порог «Каньонный». Скучно и неинтересно. И сразу же за ним следовал порог шиверного типа под именем «Змея». Как и следует из названия «Змея» извилиста и по большой воде наверняка сноровиста и прижимиста. Для нас была интересна, но совершенно не опасна. Что-то типа «Шиверы Длинной». За «Змеёй» нас ждал небольшой плёс, а за ним порог «Шляпа», являющийся конечной точкой нашего маршрута. Пока шли плёс, начался неприятный дождик, закончившийся как раз перед нашим прохождением «Шляпы». Высадившись на правом берегу и просмотрев порог, решили идти не разгружаясь. Как обычно первым пошёл наш гордый «Выпь-4». Пройдя по каменной гряде полукруг слива, судно вылетело в улово. Команда подгребла, чтобы пролететь оставшиеся валы, в конце образующие неопасную с виду «бочку». После зачалились под скалой, встав на страховку Светы и Вовы. Целикового прохождения порога ребятами я, к сожалению, не видел, обзор закрывала мощная каменная гряда. Но пролетая последние вал, «Чирок» боком съехал в «бочку» и там застопорился. Ребята пытались выгрести, но тщетно. То ли сил им не хватило, то ли умения, но пришлось нам залезать в эту же «бочку» и буквально носами выталкивать незадачливый экипаж.

Фото: порог «Шляпа»

Потом мы все зачалились на глинистом пляжике, одновременно являющемся стоянкой для катеров, которые переправляют группы туристов через Иовское водохранилище (59 км) в город Зареченск. На этом пляжике мы и встали лагерем. Перекусили, сейчас разбираем-сушим катамараны и перепаковываем вещи с расчётом на завтрашнюю погрузку в катер и вообще цивилизованные условия.

На одном из катеров (которые совсем даже баркасы, ну да ладно) гордо развивается флаг нашего Питера, что не может не вселять гордость в наши горячие сердца. (записано во время разборки катамарана «Выпь-4»)

Фото: Прибыли. Паша пишет «Бортовой журнал», остальные расслабляются. «Выпь» разбирать ещё не начали, так что расслабляются пока ВСЕ!

Дата: 03.08.2012

Место: всё тот же пляжик.

Целый день без катамаранов и сплавов сидим как дурачки. Думали сутра вписаться на катер к двум группам, но капитан заартачился, и в итоге мы выбрасываемся завтра. Но это я малёха вперёд забежал, сейчас расскажу в чём тут соль. На пляжике располагается стоянка-причал для катеров-баркасов, которые только тем и занимаются, что переправляют туристов через водохранилище. У баркасов этих, как в маршрутках, живая очередь. Набились в один – он отчалил. Теперь следующий ждёт, пока в него набьются люди. Но на количество пассажиров есть лимит, про который почему-то забывают, когда идёт какая-нибудь огромная коммерческая группа. И вот из-за этого сидим мы весь день на попе ровно, никуда не двигаемся, ничего не делаем. Уже под вечер, когда устали пиво лакать и рыбку вяленую трескать (на одном из баркасов устроен кустарный магазинчик), плюнули на всё и пошли в баню (на том же баркасе). Сейчас сижу нагретый, любуюсь интересным и красивым закатом. Выпавшая роса намочила выкинутые ребятами на просушку спальники, вот им ночью будет весело, хе-хе. Завтра подъём ранний, аж в семь утра. Пойдём-ка мы баиньки.

Фото: целый день «тюленного» ничегонеделанья.

Дата: 04.08.2012

Место: в вагоне поезда

Сейчас я пишу эти строки, сидя в типовом плацкартном вагоне поезда Мурманск – Санкт-Петербург, и уже одно это наполняет моё сердце теплотой и радостью. Ведь всего лишь пара минут решила нашу судьбу. Пара минут определила – на удачной ноте закончится наш маршрут, или будем крутиться – вертеться в поисках выхода из сложившейся ситуации. А всё почему? Из-за безалаберного отношения некоторых групп людей к жёстко поставленным срокам. В восемь утра нас уже ждал раскочегаренный баркас, который мы делили ещё с одной группой. И в восемь-ровно полностью загруженный людьми баркас должен был отчалить. Но из-за того, что тем ребятам кровь из носу нужно было попить чайку, без этого они, наверное, развалились бы, в общем и целом из-за их неторопливости, отплытие задержалось на полтора (!!!) часа. Из-за этого общий график следования сбился, и вместо того, чтобы прибыть на вокзал и спокойно закупиться вкусняшками, мы, как в попу раненные рыси, за две минуты до отправления влетели в вагон. Из еды с нами были лишь дошираки и несколько шоколадок.

Сейчас под мерный стук колёс я попиваю холодное пивко и смотрю за окно. Пролетают мимо стройные ели, размашистые, но редкие, дубки и красавицы карельские берёзы. За спиной оставляю я скальные ущелья, бушующие, своенравные пороги и другие красоты Мурманской области. В такие места хочется возвращаться вновь и вновь. И я обязательно вернусь. Может быть не в следующем году, но в этой жизни уж точно!

МНЕНИЯ

Натка Суслик:

Я первый в истории суслик-матрос!

После реки Красненькая перестала бояться порогов, и это радует!!! Пила водичку из водопада. А ещё теперь там растёт момя сосна, которую я ещё когда-нибудь навещу. К концу похода шиверы и пороги стали восприниматься как радость. Невозможно не отметить красоты, которые нас окружали. Скалы, сосны, потом пляжики и берёзки. Нельзя пройти и мимо полчищ омаров. Теперь наш и питерские комарики для меня ерунда. Итак! Всё было просто крутянско!!! Две недели пролетели, как два дня!!!

Наташа Зайцева:

Всё было просто замечательно! Очень хочу вернуться (не успела уехать, уже скучаю). Красиво, классно, замечательно и просто не передать словами все впечатления, полученные в этом отпуске. Кстати, теперь не боюсь порогов и, самое главное, не боюсь упасть с ката или перевернуться в пороге. Вобщем, куча положительных эмоций! J

Владимир Баев:

Вот и закончился поход, которого я так ждал с зимы. Сейчас в поезде довольно грустно, но воспоминания, фотки и видео ещё долго будут греть мою душу, так как я ехал за красивейшими видами природы, и я их получил; за природой, ещё не так изгаженной человеком, и это я встретил; увидел взаимовыручку, романтику и адреналин. После наших оверкилей – есть над чем подумать, однако уже «Карниз» двойка прошла довольно успешно, не смотря на то, что притопило очень хорошо и даже тянуло назад в бочку. Наверное, адреналин – это главное, зачем я сюда ехал, ибо когда двойка перестала киляться (т.е. обносили или вещи, или кат), стало довольно обыденно. Поэтому и хотелось покататься на том же «Котле» побольше, т.к. почти специальный оверкиль там здорово поднял настроение. Может я адреналиновый наркоман? В любом случае – поход мне очень понравился – такого ещё у меня не было.

P.S. Жаль я не умею ловить рыбу!

Александр Чернов (4ern):

Итак, очередной, и я уверен, далеко не последний поход завершён. Сейчас, едя в поезде и оглядываясь на две недели назад, понимаешь, что сие мероприятие превзошло все, даже самые смелые, ожидания. Красоту северной природы сложно описать словами: сопки, скалы, водопады – всё это настолько прекрасно, что по достоинству оценить их возможно лишь лично побывав в этих дивных краях; никакие фото, видео и уж тем паче слова не передадут того восторга, даже некоего внутреннего экстаза, от созерцания наших природ. Ну да хватит о природе; целью похода, несомненно, являлось получение адреналин от прохождений порогов. И вот уж этого добра хватило бы даже на пару походов, особенно для экипажа К-2!!! Конечно, после «матрасного» похода по Уксе было несколько самонадеянно идти по одной из самых сложных связок рек на СЗ РФ, однако всё получилось просто прекрасно. Очень порадовала слаженность в действиях экипажа К-4, который прошёл весь этот непростой маршрут без единого киля и лишь раз потеряв на пороге «Котёл», который проходился по памяти без просмотра, переднего правого матроса. Итак, немного поподробнее по маршруту:

1) Крсненькая (Карельский Башкауз).

Эту речку можно охарактеризовать одним очень ёмким словом из песни: ОДЩУРЕННАЯ!!!!! На шести километрах реки сосредоточено огромное количество разнообразнейших препятствий 3-5 КС. Даже сложно выделить какой-то один порог; все они были по-своему интересны, и каждый, бесспорно, был опсен. Несомненно запомнился «Каньон Короткий», обеспечивший К-2 целых 2 оверкиля, а К-4 – серьёзный влёт под скалу, который, как это понимается сейчас, мог бы повлечь достаточно серьёзные последствия. Хотя самым напугавшим порогом оказался «Щёчки», после просмотра которого идти его было, мягко говоря, очень страшно. Однако, несмотря на страхи, порог был пройден экипажем К-4 безупречно, что нельзя сказать об экипаже К-2, который умудрился, осуществляя скорее бессмысленную проводку груженого ката, положить его в красивый оверкиль и потом долго пытаться вытолкнуть его из бочки. Опустив пороги «Каменистый», «Островной», «Прыжок» и т.д., перейдём к самому интересному на Красненькой: пороги «Кавказский» и «Горка». После неудачной проводки К-2 «Щёчек» остановились на стоянку перед «Кавказским». На следующий день, обнеся вещи к концу порога «Горка», приготовились прыгать «Кавказский» (один из самых страшных порогов на Красненькой, а, соответственно, и на всём маршруте). Порог внушал страх прижимом к скале и навалом на зуб в последнем сливе. Однако, несмотря на опасения экипажей, порог был пройден чисто, так же как и следующий, несложный и весёлый порог «Горка». И вот после «Горки» перед нами предстала Кутсайоки. За прохождение Красненькой оба экипажа торжественно хлебнули коньячка из фляги.

2) Кутсайоки.

После торжественного принятия на грудь, погрузив на каты вещи и вновь взяв в несколько дрожащие руки вёсла, команда двинулась на поиски стоянки… впереди лежал порог «Сомнительный», о котором были наслышаны, наверное, все члены экипажей. Т.к. стоянок до «Сомнительного» не предвиделось, было принято решение пройти порог и искать стоянку за ним. Перед порогом красовался дорожный знак «Прочие опасности», по какой-то причине не внушивший экипажам должного уважения к порогу. Высадившись на ЛБ и просмотрев порог, было принято решение идти сходу груженными… А ведь порог, как оказалось, не зря называется «Сомнитительным»!!! По сложившейся за время прохождения Красненькой традиции К-4 первым пошёл порог и … традиционно без намёков на опасность его прошёл. Далее, пренебрегнув страховкой экипажа К-2, экипаж К-4 стал на съемку прохождения «Сомнительного». Ничего не предвещало опасности… но, тем не менее, экипаж К-2 умудрился положить кат в оверкиль аж в 1 ступени, что не свойственно данному порогу вообще. Собрав отправившиеся в свободное плаванье вещи, экипажи двинулись к порогу «Муравей», на котором, судя по лоции, должна была быть стоянка. На пороге была устроена днёвка, чтобы отдохнуть от физически и морально тяжёлого прохождения «Красненькой». Днёвка удалась, и уже через день экипажи снова рвались в бой, т.е. покорять бурную воду. Впереди лежал порог «БСТ», который, если судить по описаниям, должен был быть достаточно сложным. В действительности же, порог не представлял хоть какой-то опасности и сложности в прохождении. Далее, опустив обнос водопадов «Оба-на» и «Маманя», т.к. про них надо писать отдельный рассказ, перейдём сразу к порогу «Тесный». И опять же, как и с «БСТ», опасения группы относительно порога не оправдались. Препятствие проходилось по достаточно простой траектории даже для К-4. Оба экипажа без труда преодолели препятствие. Правда после прохождения обнаружилось, что у К-4 сильно травил клапан на правой корме (если говорить научным языком). Соответственно, далее К-4 пошёл на постоянной подкачке, несмотря на попытку быстренько заклеить К-4. А впереди ждал ещё один знаменитейший порог Кутсы «Водопадный». Измученная плёсами команда К-4 единодушно решила прыгнуть препятствие сразу, не разгружаясь. Что и было без проблем проделано. Порог оказал очень сильное благоприятное впечатление на экипаж К-4, но, не смотря на это, женская часть экипажа К-2 (хариус – самка) наотрез отказалась преодолевать препятствие. Поэтому прохождение К-2 было отложено на следующий день усиленным экипажем (Паша + Вова), тем более вереди была днёвка. Экипажу К-4 настолько понравился порог, что они мужественно не поленились обнести его и пройти ещё раз, а потом ещё и полазать в бочку в конце первой ступени. Экипаж К-2 отдыхал и клеил начавший травить по шву баллон. Итого к утру К-4 уже успешно миновал все 3 ступени порога, а экипаж К-2 попытался его прыгнуть… и слово «попытался» здесь неслучайно… нет, они не кильнулись, но заход, да и всё прохождение, были проделаны максимально криво… Экипажу К-2 явно не хватало скатанности и уверенности в своих силах. Далее, миновав несколько несложных «порогов», группа дошла до слияния рек Кутсайоки и Тунтсайоки. Как и было запланировано, мы поднялись вверх по течению.

3) Тунтсайоки до порога «Котёл», на котором была устроена днёвка.

Несмотря на видимую лёгкость, порог принёс массу впечатлений. Поднявшись ещё выше до порога «Яма» и пару раз его пройдя, экипаж К-4 решил, что препятствие несколько скучно (экипаж К-2 вновь чуть не кильнуло), и пошёл на прохождение по памяти «Котла». Вот тут-то излишняя расслабленность и самоуверенность сыграли с экипажем (а точнее одним матросом) злую шутку. Браво въехав в порог и влетев в бочку, экипаж К-4 неожиданно потерял правого переднего матроса, который успешно прошёл самосплавом выходную шиверу порога. На следующий день (на днёвке) экипажи попеременно катались на «Котле» на К-2, т.к. К-4 обносить было лень. Автор этих строк наконец-то дождался киля со своим участием. И в общем порог принёс массу положительных эмоций.

Впереди лежал один переход до конечной точки маршрута – порога «Шляпа».

4) Тумча (образована слиянием рек Тунтсайоки и Кутсайоки)

На Тумче нас ждало два серьёзных препятствия: «Карниз» и «Шляпа». «Карниз» явил собой красивейший порог, дающий два варианта прохождения: по правому сливу (сложный) и по левому (лёгкий). К-4 пошёл по сложному пути, и это был единственный раз за весь поход, когда К-4 чуть не кильнуло. К-2, пойди по лёгкому левому сливу, тем не менее опять чуть не кильнулся. В общем порог доставил массу приятных впечатлений и дал хороший выброс адреналина. «Шляпа» после просмотра был пройден практически без труда обоими экипажами, хотя К-2 пришлось выталкивать из бочки на последней ступени, введя в неё (бочку) К-4. Далее были 1,5 суток ожидания катера в Зареченск с баней, пивом и прочими прелестями жизни. Выброска несколько пощекотала нервы группе, которая боялась опоздать на поезд, тем не менее чуть сама по собственной глупости его не упустила.

Резюме: и вот теперь, сидя в поезде и попивая пиво, можно с абсолютной уверенностью сказать, что поход УДАЛСЯ!!! Группа получила всё, что хотела: адреналин, красоты природы, дикие места и т.д. Однако стоит заметить, что группе несомненно очень повезло, т.к. к прохождению препятствий подобной сложности группа, без сомнений, не готова. Но сейчас, почувствовав драйв и насытившись адреналином на данном маршруте, группа вряд ли сможет пойти в более «матрасный» маршрут… Ну что же, реки ждут!!!

Светлана Алифанова:

И снова поезд! Вроде бы только приехали, а за окном снова рельсы и столбы. Что ещё добавить о походе, помимо вышеизложенного? Я ехала в Карелию за видами, за романтикой, за приключениями. От первых двух дух захватывало, особенно водопад «Маманя»! А вот с приключениями облом вышел. Всё оказалось не так весело, как в прошлом году, и к этому я была совсем не готова. Первый же сложный порог (Каньон Короткий) встретим нас 2мя оверкилями. В первый раз нам помешал подводный камень, во второй мешали мои трясущиеся руки. Тогда меня больше волновали побитые об камни ноги и придержавшая небольшая бочка, не топила, держала и захлёбывала. Тогда я впервые серьёзно испугалась за себя и за Вовку. Сам переворот не страшен, страшна неизвестность после. Это изменило всё отношение к порогам. Теперь не было весело, страх «держал» даже перед шиверами… а после только облегчение, что и в этот раз никто серьёзных травм не получил. Не скажу, что поход не удался. Удался! Просто все мы теперь другие.

Дружба, любовь, поддержка, взаимовыручка – всё с нами, а больше человеку ничего для счастья и не надо.

Думаю, не смотря ни на что, лет через 5-7 мы сюда вернёмся. Проведём работу над ошибками.:)

Да и вообще, без природы и порогов это теперь не жизнь!

Спасибо, друзья, за этот отпуск!

P.S. Спасибо судьбе и случаю))) за воду, за свободу и за бородатого зелёного человечка, которого очень люблю!!!

Ну, все высказались, поделились впечатлениями, а мне, скромному летописцу данного мероприятия, предстоит самому завершить эту повесть небольшой цитатой, которая, как мне кажется, будет к месту:

«Не слушай меня, и родные твои

Вовек не изведают горя…

Не жди до последнего, чёрт побери!

Когда позовёт тебя море…»

Немного фото, не вошедших в бортовой журнал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: