Методика №2 «Четвертый лишний»

Цель: исс­ледовать процессы образно-логического мышления, мыслительные операции обобщения и классификации, учащихся с нарушениями интеллекта.

Оборудование: 7 карточек с изображениями четырех предметов, три из них относятся к одной родовой группе, а один лишний, т.е. относится к другой группе (Приложение №2, 3)

Ход исследования:

В методике школьникам предлагается серия картинок, на которых представле­ны разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

«На каждой из этих картинок один из четырех изображен­ных на ней предметов является лишним. Внимательно посмот­ри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним. Каким общим словом можно назвать вместе три остальные предмета?».

Обработка результатов:

Количественная обработка данных:

0,5 баллов – ребенок получает, за каждый правильно выделенный лишний предмет на карточке.

0,5 баллов – ребенок получает, за правильно названное обобщающее слово на карточке.

Таким образом, максимальное количество баллов за правильно выполненную карточку – 1 балл.

А – сумма баллов за правильно выделенное лишнее слово.

Б – сумма баллов за правильно выделенное обобщающее слово

(А+Б) - общее количество баллов.

Выводы об уровне развития:

7 – 6 баллов - высокий уровень;

5,5 – 4,5 баллов – средний уровень;

3 и ниже баллов – низкий уровень.

Методика №3 «Классификация»

Цель: изучить процессы классификации и обобщения школьников с нарушениями интеллекта.

Оборудование: картинки по 4 шт. для каждой классификационной группы (игрушки, посуда, одежда, мебель, дикие животные, домашние животные, овощи, фрукты) (Приложение № 4).

Ход исследования:

Школьнику даются картинки и следующая инструкция: «Разложи картинки по группам, что к чему подходит. Раскладывай и объясняй, почему ты считаешь, что картинки подходят одна к другой». Всего используется 29 картинок для классификации, по 4 в каждой группе. «Назови выделенные группы картинок»

Обработка результатов:

Количественная обработка данных:

0,4 балла – ребенок получает за правильно выделенную группу картинок, если одной из четырех картинок не хватает в группе, то производится вычитание 0,1 балла из общих – 0,4.

Выводы об уровне развития:

3,2 – 2,9 баллов – высокий уровень;

2,8 – 2,5 баллов – средний уровень;

2,4 и ниже баллов – низкий уровень.

На основании полученных данных по трем методикам составляются таблицы, в которых можно проследить динамику и соотношения уровней развития операций классификации и обобщения, учащихся с нарушениями интеллектуального развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: