Мыследеятельностное содержание образования

Мыследеятелъностное содержание образования основано на развитии способностей: воображения, мышления, понимания, коммуникации, самодеятельности и самоорганизации, которые дают ребенку возможность осваивать различные предметные области.

Принято считать, что способности либо даны человеку, либо нет. В мыследеятельностной педагогике способности понимаются не как врожденные дары, а как осваиваемые человеком культурные способы, следовательно, уровень способностей человека зависит от того, насколько упорно он осваивал и присваивал (делал своими) культурные способы мыследеятельности. Большое значение в этом нелегком процессе имеет педагогическая система, через которую прошел человек.

Традиционная педагогическая система ориентирована на знания, умения и навыки. Привычное для всех содержание образования в виде зунов упаковано в привычную форму учебных предметов. Даже у дошкольников есть свои учебные предметы: математика, развитие речи, ознакомление с окружающим, лепка, рисование и др. Ребенок готовится к школе, получая необходимый набор умений и знаний.

Система образования с деятельностным содержанием на дошкольной ступени не получила такого широкого распространения, как, например, в начальной школе, но в практику образования начали вводить различные виды деятельности — конструирование, игру, квази-исследование. Ребенок не только осваивает конкретные умения и навыки, но и получает опыт различных видов деятельности, а значит, понимает, как они устроены, может ставить задачи и владеет способами этих видов деятельности.

В мыследеятельной педагогике содержанием становятся выделенные и описанные дидактами способы мышления, понимания, организации действия, коммуникации. Эти способы, ставшие достоянием культуры, могут при определенных условиях передаваться подрастающему поколению. Для этого не подходит урочная форма работы с детьми. Нужен педагог, умеющий складывать такие образовательные ситуации, в которых ребенок мог бы присваивать эти способы. Поскольку в настоящее время получить специальное образование мыследеятельностного педагога достаточно сложно, воспитатели и психологи, желающие развивать у своих воспитанников способности, повышают квалификацию через специальную форму подготовки — инновационную сеть. Осваивая дидактику и методику, педагоги-инноваторы проводят занятия с детьми. Описывая и анализируя занятия, они вносят вклад в методику формирования способностей.

Самым сложным и самым интересным для педагогов-инноваторов стал переход от привычного тематического видения учебной программы к видению формы работы детей. Одну и ту же тему можно пройти, задействовав разные способности. Все зависит от того, какую работу выполняют дети.

Обычно занятие в дошкольной группе строится следующим образом: воспитатель определяет тему занятия, подбирает задания для детей, на самом занятии обеспечивает показ того, что должны освоить дети, и добивается от них воспроизведения показанного. Например, дошкольники осваивают пересказ на занятии по развитию речи. Воспитатель демонстрирует детям правильный пересказ, просит детей повторить его, выделяет тех, кто справился с заданием, помогает тем, кто испытывает затруднения. Или: дети изготавливают какую-либо поделку на занятиях по лепке. Педагог помогает им на каждом этапе работы: показывает приемы, обеспечивает их воспроизведение детьми. Дошкольник осваивает знания, умения и навыки из самых разных предметных областей. Но развиваются ли при этом способности ребенка?

Ребенок может освоить алгоритм действия, но не освоить способ; может суметь повторить действие, но не поймет, почему нужно действовать именно так; может усвоить информацию по изучаемой теме, но самостоятельно построить знание или перенести это знание на другую ситуацию не сможет. Такой результат получится, если работать со знаниями, умениями и навыками, но не формировать способности ребенка. Освоенные культурные способы мышления, понимания, действия, коммуникации свободны от материала, на котором они формировались. Ребенок может перенести освоенный способ на любой другой предметный материал. Более того, диагностика освоенности культурного способа, составляющего основу способности ребенка, проверяется именно возможностью применения его на незнакомом материале, в новой ситуации.

Для того чтобы малыш осваивал не только привязанные к предметному материалу знания, умения и навыки, но и общие, свободные от материала культурные способы, не требуется введения новых предметов. Содержание образования зависит не столько от предмета, сколько от характера взаимодействия взрослого и ребенка во время занятий, от той деятельности, которую должен осуществить ребенок. Когда ребенок выполняет задание педагога, отвечает на его вопросы, пытается получить определенный результат, он может понимать, думать, воображать, строить собственное действие, а может быть исполнителем определенных действий — роль, предписанная ему педагогом.

Рассмотрим на конкретном примере, как по-разному строится занятие на одну и ту же тему в зависимости от педагогической цели: формировать знания, умения и навыки (традиционное занятие) или развивать способность организации действия. (Переработка традиционного занятия выполнена О.Ю. Киселевой и В.И. Юриковой, воспитателями подготовительной группы детского сада № 936 г. Москвы.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: