Патопсихолинвгистика

1. Назовите особенности речи человека в состоянии эмоционального напряжения.

2. Перечислите основные нарушения речи и дайте определения.

3. Что является предметом изучения нейролингвистики?

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1.1. Язык и мышление.

1.2. Звук и смысл (фоносемантика).

1.3. Речевая деятельность: структура и компоненты.

1.4. Объект и предмет психолингвистики.

2.1. Идеи В.Гумбольдта и психолингвистика.

2.2. Идеи Б. де Куртене и психолингвистика.

2.3. Идеи А.Потебни и психолингвистика.

3.1. Язык животных.

3.2. Говорящие животные.

3.3. Дети-маугли.

3.4. Основные этапы развития детской речи.

3.5. Овладение произношением в онтогенезе.

3.6. Овладение морфологией в онтогенезе.

3.7. Овладение синтаксисом в онтогенезе.

3.8. Двусловные высказывания детей.

3.9. Сенсомоторная и концептуальная логика в онтогенезе.

4.1. Гипотезы о происхождении речи в филогенезе.

4.2. Модели и механизмы производства речи.

4.3. Синтаксическая концепция Н.Хомского.

4.4. Внутренняя речь как инструмент мышления.

5.1. Механизмы восприятия речи.

5.2. Понимание слова.

5.3. Понимание фразы и пресуппозиции.

5.4. Двусмысленные фразы и их понимание.

5.5. Вероятностное прогнозирование при восприятии речи.

5.6. Восприятие и понимание речи.

6.1. Текст как высшая единица речемыслительной деятельности.

6.2. Пресуппозиции и прецедентность текста.

6.3. Методы анализ текста.

7.1. Основные результаты ассоциативных экспериментов.

7.2. Принципы классификации ассоциаций.

7.3. Методика семантического дифференциала.

7.4. Методика дополнения.

8.1. Понятие языковой картины мира.

8.2. Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа.

8.3. Билингвизм и его типы.

8.4. Мультилингвизм.

8.4. Психолингвистические проблемы перевода и межкультурного общения.

8.5. Способы создания речевой ситуации при обучении иностранному языку.

9.1. Физиологические центры речи.

9.2. Нарушения и дефекты речи.

9.3. Моторная афазия и сенсорная афазия.

9.4. Речь в состоянии эмоционального напряжения.

9.5. Язык глухонемых.

10. Тема по собственному выбору.


ЛИТЕРАТУРА

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Горелов И.Н., Седых К.Ф. Основы психолингвистики. — М.,1997.

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М.,1982.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М.,1997.

Основы теории речевой деятельности. — М.,1974.

Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. — Л.,1989.

Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. — М.,1987.

Текст лекций "Введение в психолингвистику" — М., 1991. Ч.I., ч.II.

Шанарович А.М. Проблемы психолингвистики. — М.,1987.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

Блумфиьд Л. Употребление языка. // Звегинцев В.А. История языкознания ХIХ-ХХ веков в очерках и извлечения. — ч. II. — М., 1965.

Уорф, Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку. // там же.

Выготский Л.С. Мысль и слово. // Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.

Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и эксперименте в языкознании.// Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — М.,1974.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УГЛУБЛЕННОГО ЧТЕНИЯ

Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. — М. 1982.

Ахутина Т.В. Порождение речи. — М., 1985.

Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. — М.,1988.

Белянин В.П. Введение в психиатрическое литературоведение. — Munchen, 1996.

Белянин В.П. Модели мира в литературе. — М., 1999.

Блумфильд Л. Язык. — М.,1968.

Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия. — М.,1968.

Гумбольдт В. Избранные труды по общему языкознанию. — М.,1984.

Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. — М., 1984.

Журавлев А.П. Звук и смысл. — М., 1991.

Залевская А.А. Понимание текста. — Калинин,1988.

Исследование речевого мышления в психолингвистике. — М., 1985.

Каменская О.Л. Текст и коммуникация. — М.,1990.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М.,1987.

Кольцова М. Ребёнок учится говорить. — М.,1979.

Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. — М.,1977.

Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.,1969.

Национально-культурная специфика речевого поведения. — М.,1977.

Негневицая Е.Т., Шахнарович А.М. Язык и дети. — М.,1981.

Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. — М.,1983.

Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — Смоленск, 1997.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М.,1932.

Психолингвистические проблемы семантики. — М.,1993.

Пищальникова В.А. Проблема смысла художественного текста. — Новосиб., 1992.

Рубакин Н.Н. Психология читателя и книги. — М., 1977.

Русский ассоциативный словарь. Т. 1-6 — М., 1994-1999.

Фундаментальные проблемы современной американской лингвистики. — М., 1997.

Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. — М.,1976.

Смысловое восприятие речевого сообщения. — М.,1976.

Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. — М.,1985.

Сорокин Ю.А., Марковина И.Ю. Национально-культурная специфика художественного текста. — М.,1989.

Теория речевой деятельности. — М., 1968.

Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. — М., 1989.

Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. — М., 1984.

Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. — М., 1988.

Хомский Н. Язык и мышление. — М., 1972

Berko J.G., Ratner N.B. Psycholinguistics. 1993.

Chomsky N. Syntactic Structures. 1957.

Foss D.J., Hakes D.T. Psycholinguistics. 1978.

Garnham, A. Psycholinguistics. 1985.

Kess J.E. Psychoplinguistics. 1992

Osgood C.E., et al. The measurment of Meaning. 1957.

Steinberg D.D. An Introduction to Psycholinguistics. 1993.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: