Приборы, с помощью которых измеряется температура, называются термометрами.
Одной из основных величин характеризующих режим работы авиационных силовых установок с турбовинтовым, турбореактивным двигателями, является температура (масла, стенки трубопровода противообледенительной системы, газов в реактивном сопле, воздуха в кабине и вне ее).
По назначению термометры авиационных двигателей можно разделить на следующие основные виды, отличающиеся диапазонами измерения:
а) термометры для измерения температуры выходящих газов в газотурбинных двигателях (ГТД) с верхним пределом измерения до 900-1200°С;
б) термометры для измерения температуры головок цилиндров поршневых двигателей до 350°С;
в) термометры для измерения температуры масла, воды, воздуха до 150°С.
По показаниям данных термометров судят о тепловом состоянии двигателя. Всякий двигатель внутреннего сгорания развивает номинальную мощность (тягу) только при некоторой определенной температуре. При температуре ниже установленной двигатель переохлаждается и большая часть тепловой энергия будет затрачиваться не на полезную работу, а на нагрев деталей двигателя.
|
|
У перегретых двигателей ухудшается смазка, увеличивается износ трущихся деталей, все это приводит к потере мощности (тяги), а иногда - к выходу двигателя из строя, пожару.
Основной температурой среды является термодинамическая температура (символ Т), единицей которой служит кельвин (символ К). Термодинамическая температура может быть выражена также температурой Цельсия (символ t)
t = T - 273,15 К
Единицей для выражения температуры Цельсия является градус Цельсия (символ °С), размер которого равен размеру кельвина.
Классификация термометров по принципу действия:
Термометры расширения основаны на зависимости удельного объема вещества от температуры:
-жидкостный дилатометрический (дилатометрия - метод определения расширяемости различных тел от нагревания, который может быть использован для нахождения критических точек металлов и сплавов);
-биметаллический;
-манометрический.
Термометр сопротивления основан на зависимости сопротивления термопреобразователя от температуры.
Термоэлектрический термометр основан на зависимости термоэлектродвижущей силы термопары от температуры.
Пирометр основан на зависимости теплового электромагнитного излучения тела от его температуры.
Наиболее широкое применение в авиации нашли биметаллические термометры сопротивления, электрические и термоэлектрические.