Восстановленный диктант

Этот вид работы вырабатывает умение выделять компоненты текста, по которым его можно воспроизвести. Цель диктанта – отработка понятия тематического единства – одного из основных текстовых признаков, усвоение изучаемых языковых явлений, развитие умения формулировать предложение, воссоздавать текст.

Для диктанта используют текст, в котором тематическими словами являются слова, содержащие изучаемую орфограмму или слова, определяющие стиль текста.

Методика проведения диктанта такова. Сначала учитель мотивирует учащихся на выполнение диктанта – поиск опорных слов в тексте, по которым его можно было бы восстановить. Дети слушают текст, а затем учитель задаёт вопросы на понимание текста: о чём текст, чем он интересен?

На следующем этапе работы дети вновь слушают текст и выписывают тематические слова (самостоятельно или коллективно) на доску или/и в тетрадь, анализируют, объясняют правописание. После этого переходят к основному этапу работы – собственно записи текста по опорным (тематическим) словам.

Проверка диктанта осуществляется традиционным способом: учитель читает текст, дети проверяют написанное.

Восстановленный диктант близок к изложению по опорным словам тем, что в процессе работы производится поиск и анализ тематических слов.

Восстановленное списывание – хорошее упражнение для развития памяти, логического мышления.

Восстановленный диктант с продолжением

Представляет собой объединение восстановленного диктанта и диктанта с продолжением. Порядок работы над этим диктантом следующий:

мотивировка заданий к диктанту (восстановить текст, продолжить текст);

прослушивание текста, беседа по тексту на восприятие и понимание (не ограничивается общими вопросами), добавляется вопрос о вариантах продолжения текста;

поиск и запись тематических слов, работа над ними;

запись восстановленного текста;

работа над продолжением текста.

Желательно подобрать такой текст, продолжение которого будет кратким. Например, сделать вывод, ответить на поставленный в тексте вопрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: