Наиболее важным параметром жанра исследователи считают выполняемую им коммуникативную цель.
Т.В. Шмелева на основании коммуникативной цели выделяет четыре класса РЖ:
– информативные, цель которых различные операции с информацией: ее предъявление или запрос, подтверждение или опровержение;
– императивные, цель которых вызвать осуществление событий необходимых, желательных или нежелательных;
– этикетные, цель которых осуществление особого события, поступка в социальной сфере, предусмотренного этикетом данного социума;
– оценочные, цель которых, изменить самочувствие участников общения, соотнося их поступки, качества и все другие манифестации с принятой в данном обществе шкалой ценностей.
Иллокутивно-целевой критерий может использоваться для разграничения речевых жанров (главным образом простых, первичных). Однако, опираясь лишь на данный критерий, трудно разграничить жанры, чья целевая установка совпадает или полифункциональна по своей сути.