Кейс представляет собой результат отражательной деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники формирования, которые можно разделить на две группы:
1 – это базовые или первичные источники и
2 - вторичные, носящие производный характер формирования от первичных.
К первой группе источников формирования кейсов относятся:
- Общественная жизнь во всем своём ее многообразии. Она выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса.
- Образование. Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод, другие методы обучения и воспитания.
- Наука – это третий источник кейса, как отражательного комплекса. Она задает две ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множество других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.
В реальной практике конструирования кейсов чаще всего наблюдается доминирование одного из источников. При этом в зависимости от степени воздействия основных источников можно выделить практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
|
|
Ко второй группе относятся:
1. Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейса.
2. Местный материал о деятельности разных компаний, предприятий, организаций, учебных заведений, их товарах и услугах, имеющих определенное личное значение для студентов.
3. Статистические материалы, сведения о состоянии рынка, социально-экономические характеристики предприятия и т.п.
4. Научные статьи, отчеты, монографии, посвященные той или иной проблеме.
5. Интернет с его ресурсами. Этот источник является неисчерпаемым кладезем материала для кейсов и отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.
Подготовка кейса осуществляется на основании конкретного материала, например:
- газетной или журнальной публикации;
- рассказа знакомого;
- данных производственной практики и т.д.
При отборе материалов следует обращать внимание на:
а) наличие проблемы,
б) возможность описать ситуацию со всех сторон и
в) неизвестность принятого решения.
Выделяют следующие основные этапы создания кейсов:
- определение целей,
- критериальный подбор ситуации,
- подбор необходимых источников информации,
- подготовка первичного материала в кейсе,
|
|
- экспертиза,
- подготовка методических материалов по его использованию.
Пример - 1. Миникейс по предмету: «Основы физиологии питания, микробиологии, санитарии и гигиены»
Специальность: «Повар, кондитер» - 1 курс.
Уровень сложности Ш, разработан преподавателем ПУ Маркиной Н.В.
Ситуация 1. Лето 1129 года во Франции выдалось очень страшным. Первые признаки беды появились вместе с новым урожаем хлеба (хлебных культур), когда в Париже вспыхнула эпидемия «злых корчей». Людей стали мучить судороги, кожа их рук и ног синела, появились участки некроза, несчастные «гнили» заживо….
Теперь допустим, что такая ситуация повторилась в нашей стране и в наши дни. Каковы могут быть предприняты Вами действия?
Возможные варианты ответов:
Вариант 1 (уровень ответа – 1, оценки 3 или 4 в зависимости от объема аргументированного изложения ответа).
В описанной ситуации наблюдалось пищевое отравление, относящееся к группе «микотоксикозов». Конкретно – «эрготизм», пищевое отравление, вызываемое спорыньей. Этот сумчатый паразитирует на колосьях ржи и пшеницы. Повторение такой ситуации в наши дни невозможно потому, что:
n посевное зерно проходит тщательную химическую обработку;
n выращивание продовольственного зерна происходит под наблюдением специалистов (агрономов);
n на зернообрабатывающих предприятиях имеется санитарный контроль и продукт переработки зерна выпускается в соответствии со стандартами.
Вариант 2 (уровень ответа – П, оценки 4 или 5 в зависимости от объема аргументированного ответа).
n Виновником «злых корчей» стал сумчатый гриб – спорынья, паразитирующий на колосьях пшеницы и ржи. Пищевое отравление называется «эрготизм» и относится к группе «микотоксикозы».
По ГОСТу содержание спорыньи в муке допускается не более 0,05 %; в этом случае муку просеивают и используют в производстве хлебобулочных и других изделий.
n В настоящее время сельское хозяйство у нас в стране находится в крайне тяжелом, можно сказать упадочном, состоянии и поэтому повторение приведенной ситуации не исключается и вполне возможно. В этом случае муку необходимо утилизировать, ни в коем случае не использовать в корм животным. Основной способ утилизации – сжигание (не допустить, при этом, попадания спор спорыньи на участки почвы, водоемы, иначе пойдет дальнейшее заражение).
Вариант 3 (уровень ответа – Ш, оценка 5).
n Виновником страшного отравления «эрготизм» стал сумчатый гриб – спорынья, паразитирующий на злаках в виде рожков темно-фиолетового цвета, отдавая предпочтение ржи. Химический состав рожков спорыньи был изучен только в конце Х1Х века. Тогда-то и был открыт основной алкалоид спорыньи – эрготин. Именно он стал виновником «злых корчей» или по–научному «эрготизма». Попав в организм, эрготин действует на головной мозг и вызывает сужение кровеносных сосудов конечностей, что в свою очередь приводит к сильным судорогам и омертвлению тканей – гангрене.
n В настоящее время сельское хозяйство нашей страны находится в упадочном состоянии, поэтому повторение французской ситуации 1129 г. возможно. Если содержание спорыньи в продуктах переработки зерна находится в пределах до 0,05 %, то их можно использовать в производстве после предварительной переработки (муку просеять, крупы перебрать). Если содержание спорыньи от 0,05 %, то продукты переработки зерна необходимо утилизировать методом сжигания (во избежание заражения почвы, водоемов).
n При наличии очень высокого процента содержания в продуктах переработки зерна эрготина, их можно реализовать фармацевтическим предприятиям для изготовления медицинских препаратов. Препараты из спорыньи применяют при гипертонии, стенокардии и спазмах сосудов, для усиления сократимости матки и остановки маточных кровотечений. Спорынья также содержит сильнейший галлюциноген – производное лизергиновой кислоты (ЛСД-25), применяемой в медицине как обезболивающее средство.
|
|
n При изменении в лучшую сторону ситуации (отношения) в нашей стране относительно сельскохозяйственной отрасли оценки ответов необходимо поменять в обратном порядке, т.е.:
Вариант 1 - уровень ответа Ш;
Вариант П - уровень ответа П;
Вариант 1 - уровень ответа 1.