Наиболее важные причины раздробленности

1. Раздел единой территории государства между наследниками в условиях отсутствия юридически обоснованного права престолонаследия. Формально начало «удельного периода» относится ко времени завещания Ярослава Мудрого в 1054 г., по которому он посадил своих сыновей для управления страной в разных русских областях. Разделы княжеских земель между наследниками, ставшие особенно ощутимыми к XIII в., усугубляли дробление княжеств-государств.

2. Господство натурального хозяйства. Феодальное хозяйство в это время в основном носило натуральный характер, было замкнутым. Экономические связи с центром были слабы, а военно-политическое могущество местной власти неуклонно усиливалось, поэтому города постепенно превратились прежде всего в ремесленно-торговые центры для окрестных земель.

3. Укрепление собственности феодалов на землю. Многие города представляли собой феодальные усадьбы, крепости князей. В городах создавались местные аппараты власти, их главной задачей было поддержание авторитета власти местного князя.

4. Ослабление внешней угрозы – половецких набегов, интенсивность которых резко упала в результате активных военных действий Владимира Мономаха и его сына Мстислава.

5. Падение престижа Киева, связанное с тем, что он утратил свое прежнее значение торгового центра Руси. Крестоносцами были проложены новые торговые пути из Европы на Восток через Средиземное море. Кроме того, Киев был практически разрушен в 1240 г. во время монголо-татарского нашествия.

Последствия феодальной раздробленности. Нельзя однозначно судить о времени раздробленности как периоде упадка. В это время растут старые города, появляются новые (Москва, Тверь, Дмитров и др.). Складываются местные аппараты власти, которые помогают в управлении, выполняют полицейские функции, собирают средства для проведения самостоятельной политики отдельных княжеств. На основе «Русской Правды» складываются местные законодательства. Таким образом, можно говорить об общем подъеме русских княжеств в XII – нач. XIII в. С другой стороны, падение военного потенциала Руси привело к тому, что процесс внутреннего социально-экономического и политического развития был прерван внешней интервенцией. Она шла тремя потоками: с востока – монголо-татарское нашествие, с северо-запада – шведско-датско-немецкая агрессия, с юго-запада – военные нападения поляков и венгров.


10. КРУПНЕЙШИЕ ФЕОДАЛЬНЫЕ ЗЕМЛИ. КУЛЬТУРА В ПЕРИОД РАЗДРОБЛЕННОСТИ

Раньше других русских земель обособилась та, которой никогда не угрожала половецкая опасность, – Новгородская. У этой территории были свои тесные торгово-экономические связи и политические контакты со странами Западной Европы, что, безусловно, усиливало ее безопасность. В 1136 г. восстанием новгородцев против киевских ставленников завершилось отделение этой земли от центральной власти.

Владимиро-Суздальское княжество становится политически независимым во время правления сына Владимира Мономаха – князя Юрия Долгорукого (1154–1157). Довольно безопасное географическое положение княжества (вдали от района вторжения кочевников) обеспечило массовый приток населения. Основные занятия жителей – земледелие и скотоводство, добыча соли; процветали ремесла. Среди так называемых «старых» городов наиболее известны Ростов, Суздаль, Ярославль, среди «молодых» – Нижний Новгород, Москва, Звенигород и др. Столицей земли при князе Андрее Боголюбском (1157–1174) становится Владимир-на-Клязьме.

Галицко-Волынское княжество в XII–XIV вв. было самым крупным в южной Руси и пользовалось значительным влиянием в Западной Европе. Расположенное в основном в горах, оно было довольно безопасным местом. Основными занятиями его жителей были земледелие, скотоводство, охота. Большие торговые пути, среди которых выделялся так называемый «соляной» из Галича в Киев, обеспечивали большой объем торговли. Среди князей этих земель наиболее известны Ярослав Осмомысл (1152–1187).

Роман Мстиславович (1170–1205), Даниил Романович (1261–1264). Наиболее крупными городами были Галич, Львов, Владимир-на-Волыни. Во второй пол. XIV в. княжество было захвачено Литвой (Волынь) и Польшей (Галич).

Кроме указанных выше можно назвать следующие достаточно крупные земли Древней Руси удельного периода: Черниговская (левобережье Днепра и верхнее течение Оки), Смоленская (Верхнее Поднепро-вье), Полоцкая (верховья Западной Двины), Рязанская (среднее течение Оки).

Для русской культуры в период раздробленности характерно становление полицентризма – появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров. К этому времени относится формирование местных архитектурных, художественных и летописных школ. Так, в период XII–XIII вв. летописание помимо Киева и Новгорода стало вестись в центрах феодальных княжеств – Чернигове, Владимире и др. городах.

В к. XII в. было создано одно из наиболее выдающихся произведений мировой средневековой литературы – «Слово о полку Игореве». Кроме того, известны другие произведения литературы того времени – «Слово Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли». В период раздробленности продолжают развиваться каменное строительство и церковная живопись. В архитектуре наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западно-европейского романского стиля. Из сохранившихся памятников зодчества этой эпохи особо могут быть выделены церковь Покрова на Нерли, Золотые Ворота во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.


11. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ

Период существования самостоятельной Новгородской земли – с 1136 по 1477 г. Форма правления сложившаяся в Новгороде за это время, по-своему уникальна и требует отдельного рассмотрения в курсе истории России.

Особое место Новгородской республики в отечественной истории обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, Новгород был одним из центров, где начиналась русская государственность, во-вторых, большое значение имели его тесные торговые связи с городами средневековой Прибалтики, Швеции, Германии, Фландрии. Новгород был связующим звеном между русскими землями и Западной Европой, центром экономического и культурного обмена. В-третьих, Новгород – единственная русская земля, почти не затронутая монголо-татарским игом. Это способствовало эволюции древнерусской культуры, в том числе политической и правовой. И, наконец, главное – сложившаяся в Новгороде республиканская форма государства. Новгород обогатил русскую историю развитыми, хорошо продуманными, стабильными институтами республиканского правления. При феодальном характере власти политический строй Новгорода создал возможность для непосредственного участия народа в делах управления. Успехи Новгорода в торговле, строительстве, ремеслах неотделимы от его политического строя, основанного на выборности всех должностных лиц, их подотчетности народному собранию – вечу, символу государственной самобытности Новгорода и его основе.

Сочетание ряда географических факторов привело к тому, что основными занятиями жителей Новгорода были ремесло и торговля, в то время как земледелие существовало на уровне промысла. Из новгородской земли вывозились лен, меха, воск, пенька, ремесленные изделия, а ввозились хлеб, сукно, предметы роскоши. В новгородской экономике были высоко развиты торгово-денежные отношения, ремесленники работали не на заказ, а на рынок. Наиболее крупными городами земли были помимо Новгорода Псков, Торжок, Ладога и Изборск, которые, подчиняясь центру, обладали органами самоуправления.


12. ВЕЧЕ КАК ВЫСШИЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ НОВГОРОДА

В Новгороде вече получило полное развитие. Функции веча определялись конкретными решениями самого веча и всесторонне охватывали жизнь новгородской земли. Вот наиболее важные и часто встречающиеся в источниках полномочия веча: заключение и расторжение договора с князем; избрание и смещение посадника (фактически главы правительства): тысяцкого (главы ополчения), владыки (главы церкви и распорядителя казны); назначение новгородских воевод, посадников и воевод в провинции; контроль за деятельностью князя, посадника, тысяцкого, владыки и других должностных лиц; законодательство, примером которого служит Новгородская судная грамота; внешние сношения, решение вопросов войны и мира, торговые соглашения с Западом; распоряжение земельной собственностью Новгорода в хозяйственном и юридическом отношении, пожалование земель; установление торговых правил и льгот; установление повинностей населения, контроль за их отбыванием контроль за судебными сроками и исполнением решений; в случаях, волновавших весь город, непосредственное разбирательство дел; предоставление судебных льгот.

На рубеже XI–XII вв. в Новгороде стала формироваться выборная местная администрация – орган самоуправления, противопоставляемый княжеской власти. Это поднимало вечевой порядок на новую ступень, принципиально меняло отношение народного собрания к делам управления и суда, ибо оно избирало, контролировало и смещало важнейших должностных лиц, повседневно занятых этой деятельностью, и постепенно превратило и князя в должностное лицо.

Примерно к сер. XIII в. отношения с князьями приобретают стабильный характер, вече утрачивает значение символа сплочения всего города против посягательств на его традиционные вольности. Притупление остроты антикняжеской борьбы, объединявшей всех граждан, не могло не привести к усилению конфликтов в обществе. Однако обострение социальных конфликтов не подорвало вечевые устои. Благодаря продуманной системе боярского контроля вече оказалось гибкой политической формой, обеспечивавшей реальное верховенство высших социальных групп. История Новгорода знает немало эксцессов вечевого быта, когда народные массы расправлялись с неугодными им сановниками и грабили боярские дома, но экономические и политические основы боярского господства оставались незыблемыми. Этому содействовал раскол городских низов на группы, каждая из которых ориентировалась на своих бояр, преобладание столкновений сторон, концов и улиц над классовыми конфликтами, а также ряд обычно-правовых мер, оберегавших боярское верховенство, в том числе обычаи, связанные с вечем.

И простая чадь, и состоятельные люди не раз пользовались демократической формой веча для отстаивания своих интересов. Хотя реальное управление государством было сосредоточено в руках посадников, тысяцких, владык, боярского совета, все эти органы черпали свои полномочия в вечевом решении, а выборные могли быть в любой момент отстранены от власти волей веча. Оно содействовало высокому развитию материальной, духовной и политической культуры.


13. БОРЬБА С ВНЕШНИМИ ВРАГАМИ В XIII в. РОЛЬ МОСКВЫ В ОБЪЕДИНЕНИИ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

Для русских земель XIII в. ознаменовался борьбой с внешними врагами. Южные земли противостояли венгерским, польским и литовским завоевателям, Северная Русь – литовцам, немцам и шведам. Среди наиболее известных военных действий этого периода – разгром князем Александром Невским немецких рыцарей на Чудском озере в так называемом Ледовом побоище в 1242 г. Кроме того, с 1237 г. объединенные монгольские силы начали наступление на русские земли, которые фактически поодиночке противостояли им. Нашествие хана Батыя в 1237–1240 гг. привело к тяжелым последствиям. Большинство древнерусских земель и княжеств было подчинено монгольским правителям, а после окончательного обособления в последней трети XIII в. Золотой Орды – ее ханам. На протяжении к. XIII – нач. XV в. почти все территории будущих Белоруссии и Украины оказались захваченными Великим княжеством Литовским, Польским королевством, Венгрией, Молдавским княжеством, Ливонским орденом. Государственный суверенитет местных линий Рюриковичей в итоге был здесь ликвидирован.

Несколько иным было положение дел в Рязанском княжестве, большей части Черниговского, Владимиро-Суздальского княжеств, Новгородско-Псковской земли. В границах Золотой Орды они получили особый статус автономных и полуавтономных образований: «русские улусы» не входили в состав основной государственной территории Золотой Орды, они не жаловались в прямое управление ханским родственникам и лицам из числа ордынской знати.

Уже к моменту Куликовской битвы (1380) определилась ведущая роль Московского княжества в деле объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. С переносом в Москву митрополии в 1326 г. Москва становится церковной столицей Руси. Большую роль в возвышении Москвы сыграл великий князь Иван Калита (1325–1340), сумевший с помощью Золотой Орды сокрушить соперников и превратить княжество в центр будущего московского царства. После преодоления сильного кризиса внутри самого Московского княжества во второй трети XV в. и после того, как попытки Великого княжества Литовского выступить альтернативным центром объединения русских княжеств и земель оказались исчерпанными, ведущая роль Москвы еще больше упрочилась. Становление Российского централизованного государства на первом этапе преследовало две главные задачи: территориальное объединение Руси, ликвидацию зависимости и обретение полного государственного суверенитета. Обе задачи были решены в к. XV – нач. XVI в.: в 1480 г. после «стояния на реке Угре» сброшено иго Орды, присоединены Ярославль. Ростов, Новгород, Тверь, Вятка, Псков, Рязань. В результате войн с Литвой в к. XV – нач. XVI в. в состав русского государства вошли Путивль, Чернигов. Брянск, Смоленск. Второй этап завершился реформами правительства Избранной рады в 1540–1550 гг., в результате которых сформировался облик Российского централизованного государства как самодержавной монархии с сословным представительством.


14. ФОРМЫ ЗАВИСИМОСТИ РУСИ ОТ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Экономическая зависимость от Орды Северо-Восточной и Северо-Западной Руси выражалась в уводе ремесленников в ордынские центры и города, уплате весьма обременительной регулярной дани («ордынского выхода»), разорительных дополнительных поборах, а также в существовании особой служебной организации непосредственных производителей, которые должны были обеспечить все нужды приезжавших от хана на Русь послов, гонцов, специальных представителей. Политическая зависимость проявлялась прежде всего в том, что решающим условием легитимности власти любого владетельного князя (великого или удельного) было ханское пожалование (ярлык). Наследственность княжеских столов в границах местных династий Рюриковичей была тогда важным, но все же менее существенным фактором легитимности власти монархов. Русские князья были обязаны также участвовать со своими войсками в походах властителей Золотой Орды.

Исторически изменчивыми были формы ордынского контроля. Первой, существовавшей сравнительно недолгое время, был институт непосредственных представителей хана («баскаки»). Затем на вооружение был взят способ опосредованного контроля. Наиболее выразительный пример – бывшая Владимиро-Суздальская земля. Великокняжеский стол во Владимире не был наследственно закреплен ханами за какой-либо одной линией потомков великого князя Всеволода Большое Гнездо. Князь, получивший на него ярлык, отвечал лично перед ханом за исправную выплату выхода всеми князьями, своевременное их участие в ордынских военных кампаниях, их лояльность саранскому властителю и т. п. В награду он получал право на управление и суд над населением территорий Владимирского стола, право на доставку выхода со всех княжений и земель в Орду, княжеский стол в Великом Новгороде (туда обычно отправляли близкого родственника и своих наместников), статус «старейшего» князя. На протяжении большей части XIV в. Владимирское великое княжение стало объектом ожесточенного соперничества московских, тверских, а затем и нижегородско-суздальских княжеских династий, что облегчало ханам их функцию арбитра.

Победа московских Рюриковичей (они соединили в своих руках территории Московского и Владимирского великих княжеств) стала причиной последнего изменения: с конца XIV в. все великие и самостоятельные княжения Северо-Восточной Руси стали непосредственно сноситься с Ордой и по поводу уплаты дани, и для получения ханских ярлыков, и по другим вопросам.


15. АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УКЛАД РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В XIII–XV вв

Собственно Северная Русь представляла собой довольно рыхлую совокупность равностатусных княжений, связанных друг с другом в мирное время договорными отношениями. В разных княжествах процессы феодальной раздробленности шли с разной интенсивностью, но практически в каждом существовала система вассальных отношений между великим («старейшим») князем и главами удельных княжеств. Кроме того, и великий, и удельные князья были сюзеренами светских вассалов («бояр вольных слуг» «бояр и детей боярских»), отношения с которыми регулировались комплексом жалованных (на земельные владения) и кормленых (на управление и суд над тяглым населением какой-то административной единицы) грамот.

Правом и обязанностью каждого вассала было соучастие в управлении и суде – в соответствии с происхождением, предшествующими службами, заслугами и т. п. Вся система административных и судебных органов была основана на системе кормлений: наместник с помощью аппарата из собственных холопов-министериалов собирал положенное жалование (деньгами или кормами) с подвластного ему населения. Собственные владения князя управлялись с помощью дворцовых «путей», обеспечивавших разные потребности суверена, его семьи, его двора и вассалов (в конях, питье и еде, мехах, меде, воске, ловчих птицах, оружии, одежде, рыбе и т. д.).

При каждом князе (великом или удельном) существовал совет (в историографии он получил название Боярской думы), в который входили наиболее знатные и ближайшие к суверену лица. Совет имел совещательные функции, а его члены обладали, как правило, правом суда высшей инстанции, правом распоряжений от лица князя и правом доклада. Сам князь во внутриполитическом отношении обладал всей полнотой верховной власти (исполнительной судебной, административной и т. п.), за исключением сбора дани и поборов в пользу Орды. Постепенно на протяжении XIV–XV вв. начинают складываться особые институты центрального управления, выраставшие на основе канцелярий и ведомств, связанных с княжеским хозяйством: княжий (государев) дворец и княжеская (государева) казна. В суде у наместников, как правило, участвовали с правом контроля выборные представители тяглых сельских и городских общин – старосты, целовальники и т. п. В управлении городами (точнее, «черными» тяглыми посадскими людьми) заметную роль играли старосты сословных организаций гостей (крупнейших купцов). Однако в целом в Северной Руси органы представительства от разных сословий и сословных групп были развиты слабо, за исключением Новгородской феодальной республики.


16. РОССИЯ К СЕРЕДИНЕ XVI в. ВОЦАРЕНИЕ ИВАНА IV

К середине XVI в. закончился процесс изменения феодальной собственности на землю, состоящий в том, что княжеское землевладение сблизилось с вотчинным. Старое вотчинное землевладение расширялось за счет новоприсоединенных княжеств; с другой стороны, за счет семейных разделов старые феодальные вотчины мельчали. Фонд вотчинных земель уменьшался и из-за роста церковного землевладения. Такое измельчание и обезземеливание части вотчинников противоречило государственным интересам Образование единого государства создало возможности для активной внешней политики, а она требовала увеличения вооруженных сил. У каждого воина должна была быть земельная собственность. В этой обстановке были необходимы земельные раздачи.

Феодалов, переселенных на новые места, «испомещенных» там, стали называть помещиками, а их владения – поместьями. Первоначально поместья мало отличались от вотчин: они наследовались, а вотчинники также должны были служить. Важно, что поместье было запрещено продавать и дарить. Со временем помещикам начали раздавать земли черносошных крестьян. Развитие поместной системы привело к резкому сокращению в начале XVI в. количества черносошных крестьян в центре России, к большему огосударствлению личной жизни жителей страны.

В 1533 г. умер Василий III, оставив наследником трехлетнего Ивана. Правительницей государства стала его мать, великая княгиня Елена Васильевна (урожденная Глинская). На протяжении этого периода не прекращалась борьба за власть между боярекими группировками Вельских, Шуйских, Глинских. Закончилась эпоха боярского правления в 1547 г. когда семнадцатилетний великий князь венчался на царство государем всея Руси и стал первым русским царем Иваном IV Васильевичем «Грозным» (1547–1584). Завершился процесс сакрализации носителя верховной власти, что означало не просто чисто внешнее уподобление монарха Богу, но присвоение царю особого статуса, в силу которого он начал восприниматься подданными как сверхъестественное существо.


17. РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ

Начало реформ связано с созданием в 1549 г. Избранной рады – кружка близких единомышленников царя, который стал играть роль правительства при молодом государе. Среди важнейших мероприятий этого правительства – созыв первого в истории России Земского собора в Москве в феврале 1549 г. На протяжении всего XVI в. земские соборы собирались довольно регулярно и представляли собой собрания при царе, которым отводилась совещательная роль.

Судебник Ивана IV был обнародован в июне 1550 г. Он определял порядок прохождения административных, судебных и имущественных дел в структурах государственной власти. Усиливалась центральная государственная власть, ограничивались в правах наместники. Выборным от народа (старостам, сотским) предоставлялось право участвовать в суде. Судебник подтвердил право Юрьева дня, но увеличил размеры денежной суммы, которую крестьянин-арендатор платил владельцу земли.

Приказная реформа (2-я половина 50-х гг. XVI в.). Создана система исполнительной власти и государственного управления, состоящая из 22 приказов. Реформа имела следствием увеличение численности бюрократии, охватывающей своим влиянием все сферы жизни общества.

Религиозная реформа была проведена на так называемом «Стоглавом соборе» (собрании высших иерархов Русской православной церкви) в 1551 г. Решения собора, сведенные в 100 глав, включали в себя: передачу царю земель, захваченных церковью у дворян и крестьян в его малолетство, а также вотчин, данных боярами в монастыри на помин души;

запрещение церкви увеличивать свои земельные владения без разрешения царя; установление единообразия в религиозных обрядах, ответственность за их нарушение, выборность архимандритов и игуменов.

Налоговая реформа заключалась во введении в 1551 г. новой единицы обложения налогом – большой сохи. Ее размер варьировался в зависимости от сословной принадлежности хозяина земли. Для служилых людей одна единица налога бралась в среднем с 800 четвертей земли, для церкви – 600 четвертей, с черносошных крестьян – 500 четвертей.

Военная реформа. В нач. 1550 г. было создано стрелецкое войско, первоначально насчитывавшее 3 тыс. человек. Артиллерия была выделена в отдельный род войск и быстро начала расти количественно, имея на вооружении к концу царствования Ивана Грозного 3 тыс. орудий. В июле 1550 г. было отменено местничество (занятие военных должностей в зависимости от знатности рода). До 600 четвертей земли было увеличено поместное жалование дворянам за службу. В 1556 г. была ликвидирована система кормлений, бояре стали получать от государства денежное жалование за свою службу, которая стала главным источником средств к существованию. В этом же году было объявлено Уложение о службе, уравнявшее в обязанности несения военной службы бояр и дворян.

Осуществляя реформы, правительство Избранной рады пыталось удовлетворить интересы служилого дворянства за счет аристократии и крестьянства. В результате проведенных реформ обозначилась тенденция ограничения самодержавия новой служилой дворянской аристократией.


18. ОПРИЧНИНА

Коротко смысл введения Иваном IV опричнины и сущность основных ее мероприятий можно определить следующим образом:

• установление деспотического режима;

• насилие в отношении всех социальных слоев;

• ликвидация частной собственности, феодализма;

• гипертрофированная централизация государственной власти.

Опричная реформа русского царя заключалась в том, что в обществе возникли два параллельных политических аппарата управления, каждый из которых ведал своей частью единой страны. Эксперимент длился недолго (1565–1572), но его последствия Россия ощущала вплоть до середины следующего века. Часть России, отошедшая в управление Ивану Грозному, называлась опричнина. Второй частью – земщиной – должны были управлять бояре. Соответственно возникли и два государственных аппарата – опричный и земский. Образованная по типу удельного княжества опричнина находилась в личном владении царя. В состав опричнины вошли несколько крупных дворцовых волостей и обширные северные уезды с большими торговыми городами, которые должны были снабжать опричный двор всем необходимым Опричное войско состояло первоначально из тысячи дворян, затем их число было доведено до 6 тыс Служба в опричнине, привилегированной личной гвардии царя, открывала широкие перспективы, так как всем ее членам давалось увеличенное земельное обеспечение.

Важно подчеркнуть, что разделение управления единым государством было чревато опасными политическими конфликтами, потому что привилегии охранного корпуса со временем вызывали недовольство среди земских служилых людей. Таким образом, опричная реформа сузила социальную базу царской власти. Это привело к политическому террору как единственному способу разрешения возникших противоречий. Опричники в целях личного обогащения возвели кровавые погромы в ранг государственной политики.

В 1572 г. опричнина была отменена, а само упоминание о ней запрещено под страхом наказания кнутом. Попытки Ивана Грозного частично восстановить опричные порядки в 1575–1578 гг., назначив великим князем всея Руси служилого татарского царевича Симеона Бекбулатовича, серьезного влияния на развитие государства не оказали.


19. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИВАНА IV

Правительство Ивана IV вело энергичную внешнюю политику, заключавшуюся в основном в захвате земель.

В 1552 г. большое русское войско во главе с самим царем двинулось к Казани. После кровопролитного штурма город был взят, а Казанское царство присоединено к России.

В 1556 г. было завоевано Астраханское царство. Таким образом, все Среднее и Нижнее Поволжье вошло в состав Московского государства.

Важным событием царствования Ивана IV было присоединение к России Сибирского царства в результате походов донских казаков под предводительством Ермака в 1582 г.

В 1558 г. царем была начата Ливонская война (1558–1583) с целью пробиться к Балтийскому морю. Война поначалу была удачной для России – русские войска взяли Нарву, Юрьев, около 20 ливонских городов. В 1561 г. Ливонский орден распался и признал себя вассалом короля литовского и польского Сигизмунда II. Россия оказалась перед превосходящими силами противника.

Однако Иван IV решил продолжить борьбу, и в 1563 г. его войска взяли древний русский город Полоцк. Долгое время после этого Ливонская война продолжалась без решительных успехов с обеих сторон но в 1579 г. польский король Стефан Баторий, перейдя в наступление, взял Полоцк обратно. В 1581 г. он вторгся в русские пределы, взял Великие Луки и осадил Псков. В это же время шведские войска захватили Нарву. Активные боевые действия на этом были завершены, и по итогам войны были заключены два перемирия – Ям-Запольское с Польшей в 1582 г. и Плюсское со Швецией в 1583 г. По их условиям Россия утратила свои приобретения в Ливонии, Белоруссии, а также часть побережья Финского залива.

Поражение в Ливонской войне явилось следствием экономической отсталости России, которая не смогла успешно выдержать длительную борьбу с сильными противниками.


20. ПЕРИОД СМУТНОГО ВРЕМЕНИ: ЕГО ПРИЧИНЫ, ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

Под Смутным временем понимают период от смерти Ивана Грозного (1584) до 1613 г., когда на российском престоле воцарился Михаил Федорович Романов. Этот период ознаменовался глубоким социально-экономическим кризисом, поставившим российское государство на грань исчезновения.

Главными причинами Смутного времени являются: затяжные войны второй половины XVI в. (Ливонская, Шведская, военные походы на Казань и др.); опричнина, массовые казни; боярская междоусобица; династический кризис (смерть царевича Дмитрия в 1591 г., прекращение династии Рюриковичей после смерти царя Федора Ивановича в 1598 г.); неурожай и голод 1601–1603 гг.

Основные события Смутного времени. Выделяют три составные части противостояния в обществе времени Смуты, тесно переплетенных между собой: династическое (борьба за московский престол между различными претендентами); социальное (междоусобная борьба классов и вмешательство в эту борьбу иноземных правительств); национальное (борьба с иноземными захватчиками).

С появлением каждого нового самозванца, каждого нового царя или претендента на престол общественно-политическая ситуация все усложнялась, и к 1612 г. Смута достигла своего апогея. За короткий период с 1605 г. в Москве сменилось несколько правительств (Лжедмитрия I, Василия Ивановича Шуйского, «семибоярщина» во главе с Ф.И. Мстиславским), а также образовался «тушинский лагерь» во главе с Лжедмитрием II, сформировавшим параллельные структуры управления государством. Общество сотрясали крестьянские бунты, а иноземные завоеватели хозяйничали по всей стране от Калуги до Новгорода. Здесь следует отметить, что раскол страны начался с воцарения Василия Шуйского, которого признала не вся Россия, а в последующие годы процесс распада набирал темпы. Ситуация осложнялась еще и тем, что часть российских территорий была захвачена Речью Посполитой и Швецией и. таким образом, не подпадала под юрисдикцию ни одного из существовавших русских правительств. Разумеется, в этой ситуации не могло идти речи о законности и правопорядке в государстве.

Российское общество было до предела истерзано гражданской войной, большинство населения требовало стабильности и порядка. В этих условиях коллективным лидером общества стала верхушка Второго ополчения во главе с Мининым и Пожарским, начавшая свое формирование в Нижнем Новгороде. Достаточно быстро руководителям ополчения удалось объединить значительную территорию страны, создать войско, правительственный аппарат и приступить к освобождению России.

Народная война против иноземных завоевателей завершилась победой. Очистив от них большую часть страны, лидеры Второго ополчения поставили вопрос о передаче власти в руки монарха. На Земском соборе 1613 г. царем был провозглашен Михаил Федорович Романов (1613–1645). Кандидатура молодого Романова – представителя одной из наиболее могущественных среди знати семей, связанного родством с последним царем, а также со многими княжескими и боярскими родами, дала возможность примирить различные враждующие группировки.


21. ПРАВЛЕНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА. ИТОГИ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

После смерти Федора Ивановича на Земском соборе царем был избран Борис Годунов (1598–1605) который фактически был главой государства и при слабоумном Федоре (1584–1598). Среди важнейших мероприятий, проводившихся под руководством Годунова, выделяются следующие:

• отмена податных льгот церкви и монастырей в 1584 г.

• установление патриаршества на Руси в 1589 г.;

• запрещение перехода крестьян в Юрьев день в 1593 г.;

• Указ об урочных летах (пятилетнем сроке сыска беглых крестьян) в 1597 г.;

• заключение выгодных мирных договоров со Швецией и Польшей.

После официального восшествия на престол Борису Годунову пришлось столкнуться с большими трудностями в управлении государством. Из-за неурожая 1601–1603 гг. только в Москве погибло от голода 127 тыс. человек. Правительственные меры борьбы с голодом – раздача хлеба и денег – успеха не имели. Процветало ростовщичество и спекуляция хлебом, крупные землевладельцы не пожелали выдать свои хлебные запасы. Чтобы ослабить социальное напряжение, был разрешен временный ограниченный переход крестьян от одного помещика к другому, однако массовые побеги крестьян и холопов, отказы от уплаты повинностей продолжались. Тяжелая экономическая ситуация внутри страны привела к падению авторитета Годунова и готовности народных масс пойти на бунт в надежде на улучшение жизни. Вот почему в период Смутного времени на политической сцене появляется так много авантюристов, привлекающих под свои знамена различные слои населения. В это время произошли ряд крупных крестьянских восстаний (Хлопка Косолапа в 1603 г. Ивана Болотникова в 1606 г. и др.), а также попытки соседних стран установить свою власть в российском государстве под прикрытием самозванных царей (Лжедмитрия I, Лжедмитрия II).

Итоги Смутного времени. На рубеже XVI–XVII вв. противоречия в социально-экономическом и политическом развитии страны привели ее к всеобъемлющему кризису, наступлению периода Смутного времени в истории российского государства. Правящие круги оказались не в состоянии вывести страну из кризиса, противостоять попыткам расчленить Россию извне. Создалась реальная угроза потери русским народом государственности, утраты им самостоятельности. В этих условиях основной силой, организовавшей борьбу с иностранной интервенцией, стали лучшие представители русского и других народов страны, широкие народные массы.

Борьба за власть верхушки общества нанесла серьезный удар по экономике государства, его международному положению и территориальной целостности. Так, по итогам Столбовского мирного договора 1617 г. со Швецией Россия лишилась единственного выхода к Балтийскому морю, а Деулинское перемирие с Польшей 1618 г. закрепило за Речью Посполитой Смоленскую и Чернигово-Северскую земли С подписанием этих двух неравноправных договоров для России закончилось Смутное время и иностранная интервенция. Сохранив национальную независимость, страна обеспечила свое дальнейшее развитие.


22. ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ РОССИИ. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ФЕОДАЛИЗМА

Прирастая все новыми и новыми территориями российское государство становилось полиэтническим обществом, конгломератом множества народов. Оно пополнялось самыми разными этносами: от татар и казахов до чеченцев и армян, от поляков и латышей до чукчей и якутов. Это был сплав индоевропейской, урало-алтайской, монгольской, тюркской и других этнических линий. При этом старые земли не были метрополиями, а новые земли нельзя было назвать колониями. Особенностью России было то, что старые и новые земли представляли собой общее жизненное пространство с единой экономической и политической жизнью, административным делением делопроизводством, судом, законодательством. Внутри этого единого социума постоянно переплетались и влияли друг на друга различные типы обществ, разные социокультурные образования. В одном государстве наряду с буржуазными существовали патриархальные и родовые отношения.

Российский феодализм был менее европейского расположен к общественному прогрессу, ему были присущи более деспотические формы монархии Средневековое население России, как господствующий класс, так и простолюдины, находилось в большей, чем на Западе, зависимости от верховной власти. Степень эксплуатации крестьянства была исключительно высокой. Произошла длительная, на несколько столетий, консервация личной крепостной зависимости крестьян.

Российский тип эволюции феодальной земельной собственности также был специфичен. Частнособственническое землевладение дворянства никогда не было преобладающей формой земельной собственности. Основной тенденцией была система «государственного феодализма», при которой верховная собственность на землю оставалась у государства: а феодальное землевладение было даровано государством и обусловлено службой царю. Крестьяне являлись «держателями» земли, обязанными перед государством налогами, оброком и повинностями. В отдельных регионах в определенные эпохи такая «государственная» земля могла превращаться в фактическую собственность «государственных» крестьян Специфические черты феодального землевладения в России не способствовали сколько-нибудь твердым позициям института частной собственности на землю. Прочным заслоном на пути развития частной собственности на землю стояла сельская община. Таким образом, особенностью российского феодализма являлось слабое развитие частной земельной собственности и индивидуальной хозяйственной деятельности крестьянства.


23. ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Основным классом общества было крестьянство, которое делилось на две категории: частновладельческое и черносошное. Частновладельческие крестьяне являлись самой многочисленной социальной группой и составляли около 90 % тяглового населения страны. Барские крестьяне работали в пользу помещиков на барщине (от двух до четырех дней в неделю), вносили натуральный и денежный оброки. Кроме работ и платежей в пользу помещиков они несли повинности в пользу казны. Положение частновладельческих крестьян усугублялось тем, что хозяева по своему усмотрению осуществляли суд и расправу над ними: били батогами и кнутом, пытали огнем и дыбой, сажали в тюрьму.

Важную категорию сельского населения составляли черносошные крестьяне, жившие на государственных землях. Они пользовались правом отчуждения земли: продажи, заклада, передачи по наследству. У черносошных крестьян отсутствовало крепостное право. На государственных землях административно-фискальные и судебно-полицейские функции выполняла община с мирским сходом и выборными должностными лицами: старостой и сотскими. Мирские органы строго следили за своевременностью уплаты податей крестьянами, чинили суд и расправу. Община была связана круговой порукой, что затрудняло крестьянам выход из нее. Черносошные крестьяне платили самую высокую в стране подать, поэтому нередки были случаи их массового бегства «от великих платежей».

Следует отметить, что среди черносошных крестьян появлялись и зажиточные люди. Они нередко докупали участки земли, давали денежные ссуды под залог земли и тем закабаляли других крестьян, занимались ростовщичеством и торговыми операциями. Зажиточные хозяйства способствовали капиталистическому развитию России.

Дальнейшее укрепление феодально-крепостнических отношений, усиление личной зависимости крестьянства от феодалов стали определяющей тенденцией социально-экономического развития России в XVII в. Соборное уложение 1649 г. законодательно оформило систему крепостного права. Оно закрепило частновладельческих крестьян за помещиками боярами, монастырями, усилило их зависимость от государства. По этому же уложению устанавливались наследственность крепостного состояния и право землевладельца распоряжаться имуществом крепостного крестьянина. Предоставив широкие права землевладельцам, правительство в то же время возложило на них ответственность за выполнение крестьянами государственных повинностей.

Утверждением государственной системы крепостного права правительство стремилось закрепить привилегии господствующего класса, мобилизовать все слои общества для укрепления государства, подъема его экономики. На какое-то время крепостное право могло обеспечить подъем производительных сил страны, при этом движение вперед достигалось ценой самых жестоких форм эксплуатации народных масс.


24. РЕМЕСЛА И ТОРГОВЛЯ В УСЛОВИЯХ ФЕОДАЛИЗМА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Развитие мелкотоварного ремесла и рост товарной специализации готовили почву для возникновения мануфактур. Если западно-европейская мануфактура действовала на основе вольнонаемного труда, то русская – на основе труда крепостных крестьян, так как рынок рабочей силы в России практически отсутствовал. Государственные крестьяне, посланные работать на мануфактуру, не имели никакой заинтересованности в труде, и поэтому роста производительности быть не могло. Наличие дешевой крепостной рабочей силы давало предпринимателям возможность долго обходиться без технических новшеств. Первые мануфактуры появились в черной металлургии, солеварении, кожевенном производстве, и в конце XVII в. их насчитывалось около 30.

В этих условиях развитие торговли приобретало особое значение. Укрепление межрайонных связей привело к возникновению торговых ярмарок всероссийского масштаба – Макарьевской близ Нижнего Новгорода, Свенской под Брянском, Ирбитской на Урале. Крупнейшим торговым центром была Москва, куда стекались все товары из стран Западной Европы и Востока. Развивавшиеся торговые связи заложили основу экономического объединения российского рынка.

В XVII в. с развитием торговли и товарного производства довольно быстро росли русские города. В России насчитывалось 226 городов (без Украины и Сибири), соответственно происходило увеличение численности городского населения, преимущественно посадских людей. К середине века ускорился процесс социального расслоения в городах. Бояре, дворяне и духовенство, проживающее в городах и белых слободах, не несли повинности и не платили налоги. Богатые купцы тоже пользовались привилегиями. Вся тяжесть государственных поборов ложилась на плечи трудового населения черных слобод.

Социальная структура российского общества. По Соборному уложению 1649 г. белые слободы были ликвидированы, и их население стало платить тягло. Посадские люди прикреплялись к общине так же, как крестьянин к помещику. Правительство установило жесткие меры против выхода посадских людей из тягла – по указу 1658 г. предусматривалась смертная казнь за самовольный переход из одного посада в другой и даже женитьбу вне посада. Так государство законодательно закрепило корпоративную структуру российского общества. Тем самым консервировались средневековые социальные институты, что, в свою очередь, тормозило процесс развития капиталистических отношений в городах. Реформы Петра I при их общем модернистском характере были также направлены на унификацию сословной структуры общества, имели своей целью создание самодержавного, военно-бюрократического государства.


25. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В XVII в. РОЛЬ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ

В XVII в. в России шел процесс централизации государственной власти, при этом отчетливо стали проявляться тенденции формирования абсолютизма. Если русский царизм в начале XVII в. носил черты сословно-представительной монархии, то со второй половины века политический строй страны эволюционировал к самодержавию. Это прослеживалось прежде всего в усилении единоличной власти царя, ограничении деятельности сословно-представительных учреждений, привлечении в государственное управление «непородных» людей, повышении роли приказов и в окончательной победе светской власти над властью церковной.

Особенности социально-экономического и политического развития России привели к установлению деспотической самодержавной власти, основанной на жестокой эксплуатации всех слоев общества. В состоянии зависимости от государства находились не только крепостные крестьяне, но и остальные слои общества – служилое дворянство, горожане, купцы стрельцы, расписанные по городам и областям.

Во второй половине XVII в. Россия продвинулась по пути правового государства. Центральная власть добивалась, чтобы все в стране делалось в соответствии с законом. Взаимоотношения власти и общества были определены в Соборном уложении 1649 г. – основном своде законов самодержавной монархии. Уложение закрепило самодержавный характер государственной власти. Были определены меры наказания за все помыслы и действия, наносившие урон как «государевой чести», так и царскому двору. Устанавливалась смертная казнь не только за измену и заговор против государя, но даже за нарушение его чести и спокойствия.

Укрепление самодержавия нашло отражение и в титуле властителя страны, который при коронации Алексея Михайловича в 1654 г. звучал как «Царь, Государь, Великий князь всея Великия и Малыя России Самодержец».

Земские соборы в России были однотипны возникшим в XIII–XIV вв. сословно-представительскими учреждениям Западной Европы (английский парламент, французские генеральные штаты и т. д.), но из-за усиления самодержавия сыграли в целом менее значимую роль, чем на Западе.

Земские соборы особенно активно действовали после Смуты, когда царская власть нуждалась в поддержке широких кругов дворянства и верхушки купечества. На обсуждение земских соборов выносились жизненно важные вопросы внешней и внутренней политики государства. После непрерывной работы в период 1613–1622 гг. в созыве земских соборов наступает десятилетний перерыв. В последующем они созывались периодически. Земский собор 1653 г. созванный для обсуждения вопроса о воссоединении Украины с Россией, считается последним собором полного состава. В дальнейшем правительство перешло к практике проведения совещаний, куда приглашались представители тех сословий, в мнении которых оно было заинтересовано. Окрепшее самодержавие более не нуждалось в поддержке сословно-представительного органа. Отмирание земских соборов было одним из проявлений перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму.


26. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ XVII в.

Серьезное препятствие на пути перехода к абсолютизму создавала церковь, которая претендовала на большую власть. Без сокрушительного удара по притязаниям церкви самодержавие укрепиться не могло. Борьба самодержавия за полноту власти ярче всего проявилась в деле патриарха Никона.

В 1653 г. Никон, желая укрепить упавший авторитет церкви, начал проводить реформу. Суть ее заключалась в унификации норм церковной жизни и православной церкви. Никон распорядился заменить при богослужении земные поклоны поясными креститься тремя пальцами вместо двух и привести иконы и книги в полное соответствие с греческими образцами. Исправление обрядов богослужебных книг нарушило сложившиеся традиционные русские формы церковных обрядов и вызвало недовольство части духовенства и светской власти Лидером противников Никона стал протопоп Аввакум.

Выступления ревнителей старой веры нашли поддержку в разных слоях русского общества, что привело к движению, получившему название «раскол» Раскольники яростно боролись за сохранение в неизменности русского православия, старины. Их сторону принимали многие знатные и богатые бояре, церковные иерархи, крестьяне и посадские люди Раскол охватил значительные массы населения страны. По указам царя 1666–1667 гг. воеводам предписывалось разыскивать раскольников и подвергать их «царским казнениям». С этого момента начинается открытая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Аввакум и другие вожди раскола были сожжены в Пустозерске «за великие на царский дом хулы» в 1682 г.

Пока Никон пользовался поддержкой царя, его главенствующее положение в церкви было достаточно прочным. Дело изменилось, когда патриарх стал посягать на прерогативы светской власти, ставя себя выше самодержца. По инициативе царя в 1666–1667 гг. в Москве был созван Собор вселенских патриархов, который осудил Никона и снял с него патриарший сан. Собор признал православными всех греческих патриархов и все греческие богослужебные книги. Однако, несмотря на расправу с Никоном, церковь сохранила свою внутреннюю самостоятельность, свои земельные владения и оставалась значительной политической силой.


27. НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ В XVII в. ИТОГИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В XVII в.

Народные восстания. XVII в. не случайно назван историками «бунташным веком». Именно в этот период произошли два крупных крестьянских, два стрелецких, ряд городских восстаний и соловецкий бунт.

Из городских волнений в XVII в. выделяются так называемый «соляной бунт» (1648) и «медный бунт» (1662) в Москве, на волне которых происходили беспорядки в Козлове, Курске, Устюге и других городах.

Наиболее же масштабным и сильным выступлением было восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Разина. Движение зародилось в станицах донского казачества. Движущими силами восстания были крестьяне, казачество, холопы, посадские люди, стрельцы. Наряду с русскими в крестьянской войне участвовали народы Поволжья: мордва, татары, чуваши и др. Требования восставших сводились к улучшению условий жизни низших слоев общества за счет «изменников доброго царя» – бояр, воевод и др. После взятия восставшими Царицына и Астрахани разинцы потерпели поражение под Симбирском. В 1671 г. Разин был выдан правительству и казнен в Москве. Все участники восстания подверглись жестоким репрессиям.

Итоги развития российской государственности. В России в XVII в. сформировался особый, отличный от общеевропейского тип общества, который можно определить как самодержавно-государственно-крепостнический. Помимо самодержавия и крепостного права его сущностной чертой была гипертрофированная роль государства, в жесткой зависимости от которого находились не только непосредственные производители, но и представители господствующего класса. В этот период в развитии страны проявились две основные тенденции: усиление централизации государственной власти и утверждение внешнеэкономических методов принуждения, выразившиеся в ужесточении крепостного права. В силу особой роли государства в жизни русского общества все и вся подчинялись верховному носителю власти – царю-самодержцу.


28. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В XVII в. КОЛОНИЗАЦИЯ ОКРАИННЫХ ЗЕМЕЛЬ

Внешнеполитический курс России на протяжении XVII в. был нацелен на решение трех задач:

• достижение выхода к Балтийскому морю;

• обеспечение безопасности южных границ от набегов крымских ханов;

• возвращение отторгнутых в период Смутного времени территорий.

Первая задача не была достигнута. Война со Швецией (1656–1658) завершилась Кардисским миром (1661), который закрепил Балтийское побережье за северным соседом России.

Вторая задача стала главной во внешней политике России с начала 1670-х гг. Тяжелые сражения с Крымом и Турцией завершились подписанием Бахчисарайского перемирия (1681), признававшим право России на Киевские земли.

Третья задача решалась Россией на протяжении 1630-1660-х гг. Первоначальные неудачи в Смоленской войне (1632–1634) сменились победами русского оружия на фоне народных восстаний в Белоруссии и на Украине против польских феодалов Земский собор в Москве 1653 г. принял решение о воссоединении Украины с Россией. В свою очередь Переяславская рада в 1654 г. единодушно высказалась за вхождение Украины в состав России. Война с Речью Посполитой закончилась подписанием «Вечного мира» 1686 г., по которому к России отошли Смоленщина, Левобережная Украина и Киев. Белоруссия осталась в составе Польши Колонизация окраинных земель. Ма протяжении XVII–XVIII вв. территория России расширялась не только за счет войн с внешними врагами, но и благодаря освоению русскими окраин государства и новых земель. Известную роль в процессе оттока людей из центра сыграла церковная реформа – раскольники бежали на незаселенные территории от царских гонений, создавая там свои поселения. Кроме того, казаки и торговые люди продолжали осваивать Сибирь и Дальний Восток. Наиболее важным по своим результатам в XVII–XVIII вв. были походы Семена Дежнева, Ерофея Хабарова, экспедиции В.В. Атласова, В.И. Беринга и др. Их деятельность способствовала составлению сводного Атласа Всероссийской империи, первый том которого вышел в 1732 г.


29. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В XVIII в.

Внешняя политика России в XVIII в. развивалась по трем основным направлениям: балтийское, черноморско-кавказское, польское.

Очередной этап борьбы российского государства за выход к Балтийскому морю начался в 1700 г. боевыми действиями против Швеции под Нарвой. Среди наиболее значимых событий Северной войны (1700–1721) следует отметить Полтавскую битву (1709) После удачных действий России на море (победы при мысе Гангут в 1714 г. и при острове Гренгам в 1720 г.) противники заключили Ништадтский мир (1721), по которому за Россией закреплялось побережье Балтийского моря от Выборга до Риги. Боевые действия на этом направлении велись также в 1741–1743 и 1788–1790 гг., когда Швеция, желая реванша, дважды объявляла войну России. Итогом этих войн было подписание «Вечного мира» в Або (1743) и Версальского договора 1790 г., которые практически подтвердили условия Ништадтского мира.

На протяжении всего XVIII в. черноморско-кавказское направление было одним из важнейших во внешней политике России. В царствование Петра I были предприняты Прутский (1711) и Персидский (1722–1723) походы русской армии. Их целью было утверждение господства России на Каспии и в Закавказье. По Константинопольскому договору 1724 г. Турция признала приобретение Россией части побережья Каспийского моря, а Россия – права Турции на Западное Закавказье. По итогам войны 1735–1739 гг. был подписан Белградский мир, по которому Россия получила узкую степную полосу от Дона до Буга. Во второй половине XVIII в. России пришлось вести еще две войны с Турцией за выход к Черному морю. По итогам боевых действий в 1768–1774 гг. Россия получила право на свободный проход своих судов через черноморские проливы, ряд крепостей на побережье и денежную контрибуцию. Итогом внешней политики России на черноморском направлении в XVIII в. стало присоединение Крыма (1783) и подписание Ясского мира 1791 г., закрепившего за Россией владения между Южным Бугом и Днестром.

Стержень польской проблемы составляли украинские и белорусские земли, которые находились под властью Речи Посполитой. В 1768 г. Россия подписала с Польшей договор, по которому Польша принимала покровительство Российской империи, а последняя гарантировала сохранение польского государственного устройства. Однако в 1772 г. Россия совместно с Пруссией и Австрией совершили так называемый «первый раздел» Речи Посполитой. Россия получила часть Ливонии и Восточной Белоруссии, сохранив в сфере своего влияния остальную часть Польши. Второй раздел Польского государства был совершен в 1793 г. по решению России и Пруссии. В состав Российского государства вошли Минск. Волынь и Подолия.

Осенью 1794 г. русские войска под командованием А.В. Суворова взяли Варшаву. Австрия, Пруссия и Россия осуществили третий раздел Польши. К России отошли Западная Белоруссия, Западная Волынь. Литва и Курляндия. Независимое Польское государство прекратило свое существование до 1918 г.


30. ИТОГИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ В XVII–XVIII вв.

В результате активной внешнеполитической деятельности Российская империя стала важным субъектом европейской и мировой политики, непосредственной участницей формирования системы новых европейских взаимоотношений. Возросшее влияние России на европейские события проявилось в Семилетней войне 1756–1763 гг., вызванной соперничеством Англии и Франции из-за колоний, а также столкновением интересов ряда других государств.

На европейском театре военных действий противостояли две коалиции.

В первую входили Англия, Пруссия, Португалия и Ганновер; вторую составляли Франция, Австрия, Россия, Испания, Саксония и Швеция.

Под руководством генерала П.С. Салтыкова русская армия одержала ряд побед над войсками прусского короля Фридриха II.

В 1761 г. русские войска заняли столицу Пруссии Берлин и взяли крупную крепость Колберг. Пруссия была готова заключить мир на любых условиях, но в ночь на 25 декабря 1761 г. Елизавета Петровна скончалась, а вступивший на российский престол Петр III резко изменил политику государства и возвратил Пруссии все занятые территории. Екатерина II вскоре расторгла этот договор, но войны не возобновила. Победы в Семилетней войне, которые обошлись России в 30 млн руб. и 300 тыс. жизней, укрепили международный авторитет и военно-политические позиции страны, принесли славу ее армии.

Блестящие победы русских воинов во многом способствовали формированию национального самосознания народа, закономерно принявшего в XVIII в. имперский характер и ставшего важным компонентом государственной идеологии и ментальности российского общества.


31. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I

Эпоха Петра Великого стала одним из переломных моментов в истории России. В первой четверти XVIII в. были проведены грандиозные преобразования, охватившие все стороны жизни общества и превратившие страну в Российскую империю. Многие созданные при Петре I структуры власти и управления оказались весьма устойчивы и в главных чертах сохранились до XX в. При этом следует отметить, что проводимые преобразования были подготовлены всем предшествующим ходом развития России.

Особенностью петровских преобразований являлась их внутренняя противоречивость. Проводя реформы. Петр I ставил прогрессивную цель – вывести страну из технико-экономической и культурной отсталости. Однако преобразования общества не дали простор развитию буржуазных отношений, а, напротив, законсервировали феодально-крепостнический уклад, укрепили самодержавную власть монарха.

Экономические преобразования Петра I. В сфере экономики в петровское время господствовала концепция меркантилизма, поощрявшая развитие внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. При этом государство способствовало выпуску полезных и нужных ему товаров, одновременно запрещая «ненужные» и «вредные». Напр., нужды войны заставляли развивать металлургию, и государство предпринимало активные меры по росту производства металлов. За период с 1700 по 1725 г. выплавка чугуна увеличилась почти в шесть раз, выросли новые железоделательные и медеплавильные заводы на Урале, в Петербурге и других регионах государства. По всей стране основывались суконные, парусные, кожевенные мануфактуры, сахарные, цементные, пороховые заводы. Протекционистская политика государства привела к превышению экспорта над импортом в два раза в конце петровского правления.

В области внутренней и внешней торговли большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт ряда важнейших товаров (соли, льна, меха и др.), значительно пополнявшая казну. Немалое внимание уделялось развитию водных путей и устройству крупных ярмарок.

В петровское время реформы охватили и сферу мелкотоварного производства. Указом от 1722 г. в городах было введено цеховое устройство, что свидетельствовало о покровительстве властей развитию ремесел.

Некоторые нововведения имели место и в сельском хозяйстве. Крестьянам предписывалось культивировать табак, виноград, фруктовые деревья, разводить новые породы скота, применять косы и грабли вместо серпа.

Поиски новых источников доходов привели к коренной реформе всей налоговой системы и введению так называемой «подушной подати». После переписи населения 1718–1724 гг. все души мужского пола были обложены единой податью, размер которой варьировал в зависимости от социального статуса человека. К концу петровского правления эта статья составляла более половины доходов государства.


32. ОСНОВНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I

Подготовка к Северной войне (1700–1721), создание новых вооруженных сил, строительство флота – все это привело к резкому усилению активности правительственных ведомств, увеличению объема их работы. Но уже в первые годы войны стало ясно, что обороты механизма государственного управления главными элементами которых были приказы и уезды, не поспевали за нараставшей скоростью самодержавной инициативы. Это проявлялось в нехватке для армии и флота денег, провианта, различных припасов. Радикально решить эту проблему Петр надеялся с помощью областной реформы – создания новых административных образований – губерний, объединявших несколько уездов. Основной целью этой реформы было обеспечить армию всем необходимым для чего устанавливалась прямая связь губерний с полками армии через специально созданный институт кригскомиссаров. 8 губерний были поделены на 50 провинций, а провинции – на дистрикты (уезды), во главе которых стояли лица, назначаемые из местного дворянства. Образовывалась четырехзвенная «приказ – губерния – провинция – уезд»

В 1711 г. был создан Сенат – верховный орган управления страной. Он был высшим распорядительным органом по судебным, финансовым, военным и иностранным делам. Члены Сената назначались самодержцем. Для контроля и надзора за исполнением государственных законов в 1722 г. была введена должность генерал-прокурора.

Взамен устаревшей системы приказов в 1717–1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, Мануфактур– и Берг-коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии (Камер-, Штате– и Ревизион-) ведали финансами. Юстиц-коллегия занималась гражданским судопроизводством, а Вотчинная – дворянским землевладением. В 1720 г. был создан Главный магистрат, ведавший делами посадского населения. Коллегии получили право издавать указы по входившим в их компетенцию вопросам.

В 1721 г. было ликвидировано патриаршество и учреждена Духовная коллегия – Святейший правительственный Синод во главе с президентом. С 1722 г. надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор, назначаемый самодержцем из числа высокопоставленных чиновников. Фактически церковная реформа привела к ликвидации самостоятельной роли церкви и подчинила ее государству.

В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, по которому император сам назначал преемника.

Консолидации дворянского сословия способствовала Табель о рангах 1722 г., вводившая для дворян новый порядок прохождения службы. Табель ликвидировала прежнее деление господствующего класса на сословия. Служебная лестница состояла из 14 ступеней, или рангов, от фельдмаршала в армии и канцлера на гражданской службе (1-й ранг) до прапорщика и коллежского регистратора (14-й ранг). Новая система предельной бюрократизации государства качественно изменила служилое сословие, включив в состав дворянства выходцев из других социальных групп.


33. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ. ИТОГИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕТРА I

Преобразования, охватившие хозяйственную жизнь страны и социальные отношения в ней, а также государственное устройство, не могли быть проведены без подъема общего культурного уровня населения. Бюрократический аппарат требовал грамотных чиновников; армии и флоту необходимы были офицеры, усвоившие военное и морское дело; на строительстве крепостей, каналов и мануфактур нужны были люди с техническими знаниями. Все это вызвало расширение сети учебных заведений и реорганизацию системы обучения.

В первый период преобразований был открыт ряд учебных заведений узкоспециализированного профиля (Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы. Медицинское училище). На втором этапе в действие были введены так называемые «цифирные школы» для подготовки местных чиновников и гарнизонные школы для обучения солдатских детей. «Обмирщение» школы, преобладание среди преподаваемых дисциплин точных наук является характерной чертой образования в петровское время.

Одновременно с реформой образования бурное развитие получило издательское дело. Был введен новый гражданский шрифт, стала выходить первая русская газета, появились учебники.

Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. для всеобщего обозрения Кунсткамера – первый в России естественно-исторический музей.

В отличие от литературы XVII в., проникнутой сильным влиянием церковной идеологии, литература петровского времени освобождалась от оков религиозного сознания. Чисто светский сюжет, близкий к запросам современности, пронизывает литературные произведения той эпохи.

Подводя итоги преобразовательной деятельности Петра I, следует подчеркнуть, что в это время фактически происходит революция сверху, которая определила ход русской истории примерно на


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: