Помпаж турбокомпрессора

Помпаж турбокомпрессора появляется в виде пульсаций воздушного потока в компрессоре, сопровождающихся периодическим выбросом воз­духа обратно во всасывающие патрубки дизеля и всасывающего тракта. Иногда помпаж сопровождается характерными громкими хлопками возду­ха. Помпаж является следствием уменьшения подачи центробежного ком­прессора ниже определенного для него критического значения. В результа­те происходит срыв потока воздуха с лопаток воздушного колеса или ло­паточного диффузора компрессора, нарушается устойчивая работа послед­него. Эксплуатировать дизель, у которого турбокомпрессор работает неус­тойчиво, нельзя, так как длительный помпаж может вызвать разрушение воздушного колеса компрессора и деталей всасывающего тракта.

Любой центробежный компрессор обладает свойством резко снижать подачу с увеличением сопротивления газовоздушного тракта. Повышение сопротивления газовоздушного тракта может происходить из-за увеличе­ния сопротивления воздухозаборного устройства; неполного открытия за­слонок в трубопроводах между компрессорами первой и второй ступеней

наддува; закоксовывания кромок выпускных и продувочных окон в стен­ках цилиндров дизеля и лопаточного аппарата газовой турбины.

Появление помпажа можно объяснить и повышением температуры наддувочного воздуха из-за ухудшения работы воздухоохладителей. Од­ной из

причин, способствующих возникновению помпажа, является по­вреждение рабочих лопаток турбины и ее соплового аппарата обломками поршневых колец или другими посторонними предметами при отсутствии защитных решеток перед сопловым аппаратом. Возникновению помпажа способствует и повышение температуры выпускных газов перед турбиной из-за уменьшения расхода воздуха по причинам, уже перечисленным вы­ше, а также в связи с тем, что топливная аппаратура дизеля неисправна.

Кроме отмеченных причин возникновения помпажа, связанных с воз­растанием сопротивления газовоздушного тракта дизеля, можно назвать несимметричную работу параллельно работающих турбокомпрессоров. В этом случае помпаж возникнет у одного из турбокомпрессоров вследствие того, что второй, получая больше энергии, развивает большую частоту вращения, дает больше воздуха и тем самым уменьшается подача первого компрессора, приближая его к границе помпажа. Основная причина не­симметричной работы двух турбокомпрессоров - разница в размерах про­точных частей турбин, главным образом разница сечения сопловых аппа­ратов, которая может иметь место вследствие повреждения направляющих лопаток. Для предупреждения помпажа и устранения его в случае возник­новения рекомендуется соблюдать следующие меры: систематически очи­щать от нагара выпускные и продувочные окна и защитные решетки на входе газов в турбокомпрессор; следить за исправностью воздухозаборно­го устройства дизеля, не допуская увеличения его сопротивления; следить, чтобы охладители наддувочного воздуха не были загрязнены и не создава­ли большого сопротивления проходу воздуха; проверять температуру вы­пускных газов по цилиндрам и температуру воздуха в воздушном ресиве­ре. Если при соблюдении перечисленных выше требований помпаж не прекращается, необходимо разобрать турбокомпрессор и проверить со­стояние лопаток турбины и суммарное сечение соплового аппарата. Обна­руженные повреждения лопаток устраняют. Сечение сопел определяют с помощью шаблонов. При обнаружении отклонений от требуемого сечения подгибают кромки лопаток по шаблону.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: