Психологические механизмы речевого развития ребёнка (по М.И. Лисиной)

«Пралеска» (раздел учимся общаться» постр-на Лисиной).

Лисина счит главк условием развития речи реб-ка - сотрудничество с ним в ВВД, сопровожд-е речевым общ-ем. Это даёт возм-ть вызреванию потреб-ти реб-ка в общении; заражается инициативой взрос оречевлять совместимости действия.

Рассм проблемы возник-я и разв-я речи у детей в процессе их общ-я с окруж в контексте концепции о генезисе общ-я как комуникативн деят-ти.

Этапы становления речи:

- довербальн (голос общ-е)

- возник-я речи (поним-е обращ речи, 1-е вербализации)

- разв-я речи (появ-е 1-х слов, овлад-е произв регуляцией реч ср-вами)

Этапы разв-я потреб-ти в общ-и реб-ка со взрос:

- необх-ть во внимании и доброжелат-ти взрос как условие благополучия реб-ка в 1м полугодии жизни

- нужда в сотруд-тве или в соучастии взрос, появ-яся после овлад-я им произв хватанием.

- нужда в уважит-ном отнош-и взрос, возник-я на фоне познават-ной деят-ти детей, направ на установление чувственно невоспринимаемых взаимосвязей в окруж мире. Для этого дети стрем-ся к теоретич сотруд-тву со взрос, выр-ся в совмести обсужд-и яв-й и событий предметн мира.

- потреб-ть во взаимопон-и и сопережив-и взрос, возник-я в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотнош-й и обуслов овлад-ем детьми нормами этих отнош-й. Реб-к доб-ся общности взглядов со взрос и использует их как руководство в своих поступках.

Формы общ-я со взрос (рассм-е разв-я общ-я как смены кач-но своеобразных ф-м, хар-ся особ содерж-ем потреб-ти реб-ка в общ-и со взрос, хар-ром ведущ мотива и преобладающ ср-вами общ-я, датой возник-я и местом в сис-ме жизнедеят-ти реб-ка)

+ 2 мес - ситуативн-личностное:

- общ-е нах-ся в полож-и ВД, опоср-я все их ост отнош-я с миром

- содерж-е потреб-ти свод-ся к нужде в доброжелат вн-и взрос

2)- ведущ мотивом яв-ся личностный

- оси ср-во - кат-я выразит-ных движ-й и поз. + конец 1го 1/2гг - ситуативн-деловое:

- общ-е разворач-ся на фоне предмета манипуляций, состав-х ВВД

- содерж-е потреб-ти - + стрем-е реб-ка к сотруд-тву со взрос.

- деловой мотив

- движ-я и позы предметн действий. + внеситуативн-позноват-е:

- контакты детей со взрос связ с поЗ и акт-ным анализир-ем ими яв-й окруж мира

- потреб-ть в уважит-ном отнош-и взрос

- познават мотивы

- ср-во общ-я - речь

+ внеситуативн-личностн:

- протек на фоне игры

- потреб-ть во взаимопон-и и сопережив-и взрос, т к совп-е мнений и оценок реб-ка со взглядом взрос служ для него критерием прав-ти

- личностные мотивы

- осн ср-ва - речь операции.

Гипотеза о голос общ-и реб-ка на 1 г жизни, в ходе кот созд-ся усл-я овлад-я речью:

- разв-е реч слуха

- отраб-ка реч артик-й.

Осн усл-е возник-я коммуникативн зачи, облад-ей побудит-ной силой, яв-ся ситуация инд-ного взаимод-я взрос и реб-ка. Осн ф-ры стан-я детск речи, обеспеч-е мех-мы её разв-я:

-положительные эмоции

- потреб-ть эмоцного контакта с близк челом

- психофизиологич (гра: двиг-ный, оптико-пространств, динамич и т Д)

- потреб-ть содержательного общ-я

- когнитивн разв-е (начо форм-я пон-й)

- реч среда

- опыт ВВД внутри кажд возра

- изуч-е язой теории для осознания речи знаковой системы и обогащ-я содержат-ной базы речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: