Теория порождения речевого высказывания (по А.Р. Лурия)

Исходи для всяк реч высказ-я яв-ся тот мотив, с кот оно нач-ся (потреб-ть выр-ть в реч высказ-и какое-то опред содерж-е). Он яв-ся лишь исходи ф-ром, выз-щим проц реч высказ-я. Но сам мотив ещ не им опред содерж-я. След этапом яв-ся замысел высказ-я, кот нек лингвисты наз-т «1ч семантич записью».

Возник-е замысла яв-ся этапом, опред-щим его содерж-е; на нем заклад-ся осн схема буд высказ-я, когда тема высказ-я в1е отдел-ся от ремы. Психологич этэтап м охар-ть как этап форм-я общ субъективн смысла высказ-я. Субъект нач поним, как им м превратить эт субъективн смысл в сис-му разверн и понятных всем реч знач-й.

Исходи схема, или «семантич запись», нос хар-р сверн реч высказ-я, кот в дальнейш д б превращ в сис-му послед-но связ др с др слов. Превращ-е эт симультанн, семантич схемы в сукцессивно разверт-еся, послед-но орг-ное реч высказ-е осущ-ся с пом внутр речи, сост-щей след ступень форм-я реч высказ-я.

На эт этапе внутрсмысл перевод-ся в сис-му разверн синтаксич орг-ных реч знач-й, симультанн схема «семантич записи» перекодир-ся в орг-ную структу буд разверн, синтаксич высказ-я.

Эт проц перевода исходи замысла или мысли в плавн сукцессивн проц реч высказ-я соверш-ся не сразу. Он треб сложи перекодир-я исходи семантич записи в реч синтагматич схемы.

Форм-е развёрн реч высказ-я

Особ-ть разверн реч высказ-я: с 1й crop, оно вкл-но в проц жив общ-я и перечи инфы от 1 лица др, а с др - в его состав вх не 1 предлож-е, а цел цепь взаим связ предлож-й. Высказ-е состедин целости сис-му и облад кач-вом «един замкнут структы»

В проце высказ-я как тема, так и рема д б сущ-но расшир, т. е. д б разд на цел цепь звеньев опред проги целости высказ-я. Для эт необх, чтобы и тема высказ-я, и ее рема сохр-сь на длит-ный срок и чтобы усган-ка, созд-я зачей передать соотв инфу, м в теч-е длит-ного t противостоять побоч, отвлекающ вл-ям.

Все эт дает осн-е рассм-ть реч высказ-е как слож ф-му реч деят-ти, кот им принципиальн ту же Пч структу, как и всякая иная ф-ма психич деят-ти.

Порожд-е разверн реч высказ-я д вкл-ть в свой состав не тольк созд-е исходи схемы, опред-щей послед-ть звеньев эт высказ-я, но и const контроль за протек-ем всплывающ компонентов высказ-я, а в наиб слож случ и сознат-ный выбор нуж реч компонентов из мн альтернатив.

Пч структа развернут реч высказ-я различна при разн ф-мах высказ-я (уст и письм речи) и связ как со слож-тью зачи, так и со л автоматизации реч процов. Но во всех случ ее важнейш хар-кой яв-ся сохр-е смысл ед-ства высказ-я.

Методика исследования порождения текста цепной сруктуры младшими школьниками.

Теория порождения речевого высказывания (по Т.В. Ахутиной).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: