Проверка и регулировка механической части реле серии РБМ

1. Внешний и внутренний осмотр реле выполняют в соответствии с 5.1. При внутреннем осмотре следует обратить особое внимание на чистоту и равномерность зазоров между полюсами и барабанчиком.

2. Для проверки состояния верхнего и нижнего подпятников и концов осей подвижной системы следует вывернуть верхний и нижний подпятники, осмотреть их через лупу, при необходимости очистить от загрязнений рабочие поверхности подпятников концом заостренной из дерева палочки нехвойных пород. Рабочие поверхности подпятников прощупывают стальной иглой.

В случае обнаружения шероховатостей или трещин подпятник заменяют, концы осей полируют.

При установке подпятников следует сначала отрегулировать положение нижнего подпятника, чтобы зазор между нижней плоскостью цилиндрического ротора и опорной планкой был 1,5-2 мм, а рабочие поверхности подвижного контакта и неподвижных контактов совпадали. Затем регулируют положение верхнего подпятника. Вертикальный люфт подвижной системы ненагретого реле должен быть 0,3-0,5 мм, с тем чтобы люфт нагретого реле, находящегося под рабочим напряжением, был не менее 0,2 мм.

3. Для проверки свободного хода барабанчика освобождают подвижную систему, снимают со стоек плату с неподвижными контактами, устанавливают угол закручивания противодействующей пружины (или двух пружин реле РБМ-270) так, чтобы подвижный контакт занял среднее положение между стойками. Затем отводят контакт вправо на 90° до упора его в стойку и отпускают. Подвижная система должна сделать не менее 10 полных колебаний. Если количество колебаний меньше, то имеет место затирание, причиной которого могут быть дефекты нижнего или верхнего подпятника, погнутость оси, попадание посторонних предметов в зазор между барабанчиком и неподвижными частями, задевание барабанчика за полюса, несовпадение осей подвижной системы и одного из подпятников.

Если барабанчик задевает за верхнюю кромку внутреннего сердечника, то следует вынуть верхний подпятник и поднять барабанчик ввертыванием нижнего подпятника. После этого установить люфт (см. выше) и закрепить подпятники. Зазоры между полюсами и барабанчиком должны быть 0,4-0,5 мм. Далее проверяют и регулируют самоходы (см. ниже).

4. Проверяют закрепление подвижного контакта на оси барабанчика. Осматривают, при необходимости зачищают подвижный и неподвижные контакты. С этой целью снимают контактную плату, разбирают контактную систему, неподвижный контакт укладывают в шаблон (рис. 5.21) на текстолитовую колодку 2, поверх контакта накладывают прижимный угольник 3, в котором сделан вырез по форме рабочей части контакта. Угольник крепится к колодке винтом 4 так, чтобы контактная пластина была плотно зажата между ними, а рабочая поверхность контакта оставалась свободной для обработки. Чистку и шлифовку контакта можно выполнять куском ремня, деревянной чуркой или полоской электрокартона. При наличии раковин на рабочей поверхности контакт обрабатывают воронилом.

5. Контактную систему реле направления мощности регулируют следующим образом (рис. 5.22). Нижнюю пластину, более жесткую, устанавливают так, чтобы в нормальном режиме она не упиралась в передний упор, устанавливаемый от нее на расстоянии 0,2-0,3 мм. Хвостовик жесткой пластины должен прикасаться к задней ограничительной пластине, установленной под углом 100-110° к контактным пластинам, и обеспечивать значительное трение при нажатии на контактную пластину.

Контактную пластину верхнего неподвижного контакта, имеющую незначительную упругость, устанавливают так, чтобы она прикасалась к переднему упору, но практически не имела предварительного нажатия на упор.

Хвостовик ее должен отстоять от ограничительной пластины, расположенной под углом 120-130° к контактным пластинам, на 0,2-0,3 мм.

Верхняя мягкая контактная пластина должна выступать над нижней жесткой на 0,2-0,3 мм, чтобы подвижный контакт сначала соприкасался с ней. Контактную колодку устанавливают таким образом, чтобы угол встречи подвижных и неподвижных контактов составлял 25-30°. С увеличением угла встречи увеличивается разрывная мощность контактов, но возникает опасность их отскока и подгорания; с уменьшением угла встречи разрывная мощность контактов снижается, но в то же время уменьшается возможность отскока и подгорания при срабатывании реле. Правку пластин неподвижных контактов выполняют одним или двумя пинцетами.

6. После регулировки самоходов устанавливают контактную плату на стойки так, чтобы рабочие поверхности подвижного и неподвижного контактов совпадали, закрепляют плату винтами. Касание подвижного и неподвижного контактов должно происходить вблизи переднего края неподвижного контакта на расстоянии не менее 1 мм от края; штифт подвижного контакта должен проскальзывать к заднему краю неподвижных контактов не ближе чем на 2 мм. Максимальный прогиб нижней контактной пластины должен быть 0,5 мм при нажатии отверткой на поводок подвижного контакта. Указанные ограничения устанавливают одновременным касанием левым упорным винтом А и правым упором угольником Б выступа пластмассового дна ротора подвижной системы (рис. 5.23). Правым упорным винтом В и левым упором-угольником Г устанавливают зазор 1 мм между подвижным и неподвижным контактами. Следует проверить, чтобы при совместном ходе контактов во время их замыкания и размыкания хвостовики контактных пластин скользили без заеданий по ограничительным пластинам.

Одновременное касание ротором двух жестких упоров на одинаковом расстоянии от оси вращения подвижной системы позволяет существенно уменьшить вибрацию контактов при искажении формы кривой тока, вызванном перегрузкой трансформаторов тока в максимальном режиме к.з, и устранить отбросы подвижной системы реле при снятии обратной мощности.

7. Регулировку двухконтактной системы реле РБМ-271, РБМ-277 и РБМ-278 выполняют аналогично. При отсутствии момента на замыкание контактов подвижные контакты должны находиться в среднем положении, расстояние (зазор) между каждым подвижным и соответствующими неподвижными контактами должно быть 1 мм. При замыкании правой пары контактов должно быть обеспечено одновременное касание в точках А, Б при срабатывании левой пары контактов - в точках В, Г (рис. 5.23).

Лента каждого токопровода реле РБМ-270 должна иметь правильную форму без надломов и вмятин. Пайки токопроводов должны быть высококачественными и механически не напряжены. Токопроводы не должны мешать повороту подвижной системы.

8. Противодействующая пружина должна иметь правильную спиральную форму, ее витки не должны касаться друг друга при повороте подвижной системы. В пределах, ограниченных упорами, между витками должен сохраняться равномерный зазор. Плоскость спирали должна быть перпендикулярна оси подвижной системы.

Выправлять положение витков пружины можно легким изгибом поводка, к которому крепится внешний конец пружины. В крайних случаях допускается перепаивать пружину в указанном месте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: