Успенский монастырь

Севернее Каменной крепости, на левом берегу Волхова, раскинулся женский Успенский монастырь. Его обнесенная кирпичной оградой территория включает десяток каменных и деревянных строений. Отметим Крестовоздвиженскую церковь, построенную вместе с больничным корпусом около 1862 г. известным архитектором А.М. Горностаевым в старорусском стиле. Предполагают, что на месте этого храма, на мысу, образованном протекавшим здесь ручьем Грубица (ныне засыпан) и Волховом, существовало древнее поселение - возможно, один из центров Ладоги, а затем был устроен монастырь Симеона Богоприимца.

Каменный собор Успения пресвятой Богородицы - самый северный храм домонгольской Руси. Время его сооружения установлено недавно в ходе реставрационных работ (руководитель и автор проекта И.Л. Воинова). На одной из подпружных арок был обнаружен прорезанный по раствору геральдический знак Рюриковичей, принадлежавший одному из княживших в середине XII в. в Новгороде потомков рода Владимира Мономаха (Ростиславу или Святополку Мстиславичам). В это время, то есть в 1157-1158 гг., очевидно, и строили церковь. Судя по тому, что знак встречен в единственном числе, и сам князь, согласно летописям, ни в Новгороде, ни в Ладоге ничего не строил, заказчиками могли быть посадник и посадские люди. Косвенно это подтверждается тем, что Успенская церковь строилась, возможно, как приходская, а не монастырская. В качестве монастырской она упоминается впервые в документе около 1500 г., и тогда рассматривалась как центр Богородицкого конца.

Успенский собор полностью сохранился. В 1958-1960 гг. он был освобожден от более поздних пристроек, при этом выявилось строгое членение его фасадов плоскими лопатками, что соответствует его кресто-во-купольной конструкции. Понятие о размерах собора дают следующие цифры: длина около 18 м, ширина - около 14 м, высота более 19 м. Вместить он мог не один десяток людей. Успенский храм построен из чередующихся рядов кирпича-плинфы и известняковых плит. Архитектурный облик храма прост и аскетичен. Здание было четырехстолпным, трехнефным, одноглавым, трехапсидным; барабан увенчивался куполом со шлемовидной главой. Два из трех его входов имели притворы, а с запада в более позднее время была устроена паперть. В толще западной стены помещалась лестница на хоры. В кладку западного фасада храма встроены рельефные кресты: греческий четырехконечный и голгофский «страстной». Купол венчает процветший крест.

Все стены храма первоначально были украшены фресками, до наших дней сохранилось около 30 кв.м. стенописей (в частности, изображение св. Кирика в жертвеннике).

Архитектурные особенности Успенской церкви роднят ее с Георгиевской и другими церквями, построенными в Ладоге в середине XII в. Георгиевский и Успенский храмы - редчайшие сохранившиеся на северо-западе России культовые сооружения XII в. Полагают, что Успенский собор - сооружение этапное. Он был первым воплотившим в себе архитектурные особенности нового типа приходского храма. Последующие церкви, воздвигавшиеся в Ладоге, ему подражали.

В XV в. храм был центром Богородицкого конца Ладоги. Вплоть до XVI века мы не имеем никаких письменных свидетельств, дающих возможность судить об облике собора.

В период Смутного времени не обошла беда и Успенский монастырь. В начале ХVII века, во время "шведского разорения" Успенский собор пострадал, как и другие ладожские храмы. В царской грамоте 1621 г. новгородскому воеводе князю Мезецкому сообщается, что «в прошлом 125 (1617) году, как нам немецкие люди Великий Новгород с пригороды отдали (по Столбовскому миру -А.К.) а они-де (монастырские сестры - А.К.) от немецкого разоренья скиталися меж двор и кормилися христовым именем, и по нашему указу велели им в тот (Успенский - А.К.) монастырь прибегати и монастырь строити и сестер сбирати и вотчинкою владеть по прежнему. И она-де старица Акилина (настоятельница - А.К.) каменный храм покрыла и Божья милосердия образы и книги и всякое церковное и монастырское строение устроила собрав вклады и сестер, и собрала в тот монастырь 23 старицы». Однако уже в 1617 г. храм был отреставрирован и заново освящен. Для сравнения отметим, что в конце XIX в. в монастыре находилось около 200 монахинь. В XVII в. обитель была избрана для заточения (с 1718 по 1725 г.) бывшей царицы Евдокии Федоровны Лопухиной, первой жены Петра I. В монастыре был размещен военный караул, запрещался вход прихожанам, было приостановлено пострижение новых послушниц. От внешнего мира святую обитель, ставшую тюрьмой для отвергнутой, ограждал двойной тесовый палисад. А с 1754 г. до своей кончины здесь жила Евдокия Андреевна Ганнибал, первая жена Абрама Ганнибала.

Новый этап каменного строительства в монастыре начался в 1823 г. На протяжении нескольких десятков лет были возведены западные Святые ворота с оградой, двухэтажный келейный дом на берегу Волхова, трапезная, экипажный сарай с конюшней, прачечная-баня и церковь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня (1862; арх. А.М.Горностаев), на первом этаже которой располагались 20 келий для престарелых сестер.

За многовековую историю он пережил множество ремонтов. Из-за поздних поновлений практически полностью утрачена фресковая роспись древнего храма. Фрески церкви Успения постигла судьба, общая для большинства памятников, древнерусская живопись которых с XVII в. до начала XIX в. безжалостно уничтожалась.

В 2007 г. отреставрированный храм был передан возобновлённой обители.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: