Сходство между пиктограммой и тестом Роршада теоретически понятно. Оба метода направлены на, изучение ассоциативного процесса, стимульный материал методов отличается неопределенностью и многозначностью, хотя эта неопределенность имеет различный, характер. Наиболее же существенным объединяющим моментом является то, что как ответ — интерпретация в тесте Роршаха, так и образ пиктограммы — сложные многокомпонентные образования, где в едином комплексе выражены интеллектуальные и эмоциональные характеристики. Модифицированная процедура проведения исследования по методу пиктограммы еще более сближает направленность обоих методов, обеспечивая максимальную свободу испытуемых и проявление ими спонтанной активности. Ретестирование в пиктограмме имеет ряд общих черт с определением пределов чувствительности в тесте Роршаха. Характерно также и то» что как карты Роршаха, так и понятия пиктограммы могут вызывать непосредственные эмоциональные реакции в ходе исследования, частично эти реакции могут быть вторичными, обусловленными интеллектуальными затруднениями.
|
|
Детальное сопоставление данных пиктограммы и теста Роршаха — предмет самостоятельного исследования (Б. Г. Херсонский, 1981). Ниже мы ограничиваемся перечислением сходных показателей обоих методов.
Соотношение ГС: М.: Ат: К имеет известную аналогию с типом восприятия по Роршаху, поскольку оба соотношения отражают уровень операционных характеристик мышления, мотивацию при исследовании и направленность интеллектуальной деятельности.
Вместе с тем практическое сопоставление этих двух характеристик не дает четкой корреляции. Аналогия прослеживается лишь там, где число ответов по Роршаху превышает 20—25. Если в протоколах исследований по Роршаху число ответов достаточно велико, то при значительном преобладании целостных, удачных по форме ответов в пиктограмме отмечаются геометрические и метафорические символы, конкретные образы немногочисленны. Если же число ответов при исследовании по методу Роршаха невелико (10— 14), даже резкое преобладание целостных ответов не коррелирует с метафорическими и символическими (геометрическими, грамматическими) образами пиктограммы.
Совершенно аналогичны по своему психологическому значению характеристики пиктограммы и теста Роршаха, имеющие отношение по фактору частоты выбора (стандартные, оригинальные). Следует лишь отметить, что если у психически здоровых одаренных испытуемых стремление к оригинальности в тесте Роршаха не приводит к снижению четкости формы, то в пиктограмме прослеживается отчетливая тенденция к снижению количества адекватных образов. Введение фактора частоты в качестве критерия адекватности образа пиктограммы делает идентичными понятия адекватности в пиктограмме и хорошей формы в тесте Роршаха.
|
|
Пиктограмма, как и тест Роршаха, позволяет судить о степени стереотипизированности ассоциаций, однако если в тесте Роршаха стереотипия проявляется в повторении ответов категории «животные», то в пиктограмме она проявляется в повторении человеческих фигур. Это можно объяснить тем, что ряд эмоций, связанных с понятиями, входящими в набор, воспринимается испытуемыми через переживания человека и выражается ими посредством движения, изменения схемы тела. Как отмечает Л. Г. Членов (1934), «схема тела не представляет ни суммы впечатлении, ни абстрактного понятия, выведенного из них. Она представляет целостное образование. Схема тела представляет непосредственное переживание».
В пиктограмме отсутствует прямой аналог типа переживания по Роршаху. Как отмечалось выше (см. «Основы интерпретации данных пиктограммы»), передача смысла понятия с помощью движения в пиктограмме широко распространена и не является прямым аналогом кинестезии в тесте Роршаха. Исключение представляют индивидуально-значимые и выразительно переданные графически движения, В применяемом нами варианте пиктограммы мы не пользовались цветными картинками, поэтому категория «цвет» как аналитический фактор пиктограммы нами не рассматривается. Имеются случаи употребления черного и белого цветов часто в символическом смысле. Иногда испытуемые «привносят цвет, описывая черно-белое изображение как цветное (сходный феномен отмечен в тесте Роршаха в ответах на черно-белые таблицы).
Можно лишь наметить факторы, свидетельствующие об экстраверсивных и интроверсивных тенденциях. У лиц с чисто экстратенсивным переживанием по Роршаху размеры рисунка больше, композиция менее упорядочена, больше индивидуально-значимых образов. Следует отметить также наличие банальных метафорических образов, отражающих лишь эмоциональное содержание понятия и обеспечивающих приблизительное воспроизведение.
Наиболее широкий спектр аналитических факторов, общих для пиктограммы и теста Роршаха, имеется в группе особых феноменов. Идентично психологическое значение «шоковых» реакций, при этом поведенческие реакции испытуемых практически идентичны. Как и в тесте Роршаха, можно говорить о скрытом шоке, проявляющемся лишь в удлинении латентного времени, открытом, вербализованном, когда испытуемый прямо выражает свое неудовольствие. Иногда высказывания испытуемых носят «обратный» характер — «какое приятное слово», «это интересно...» В пиктограмме можно говорить о «сверхкомпенсиро-ванном шоке», если после проявлений «шоковой» реакции испытуемый продуцирует удачный оригинальный образ. Сходно психологическое значение отказов от выбора образа в пиктограмме и отказов от интерпретации в тесте Роршаха. Даже отказы на «легкие» карты теста Роршаха (третья, пятая), характерные для больных шизофренией, имеют аналог в парадоксальных отказах на легкие понятия пиктограммы.
Сходно проявляются персеверативные тенденции. Вместе с тем, если в протоколах больных с интеллектуальным снижением персеверации проявлялись как в тесте Роршаха, так и в пиктограмме, то у больных шизофренией с высоким интеллектом наличие персевераций было отмечено только в пиктограмме.
Совершенно идентично значение спонтанных высказываний по ходу исследования. Как в тесте Роршаха, так и в пиктограмме можно выделить такие типы высказываний, как критика тестирования, самокритика, обсуждение, разбор.
В целом следует сказать, что пиктограмма более чувствительна к интеллектуальным нарушениям и в меньшей степени отражает аффективные особенности по сравнению с тестом Роршаха. Это связано с тем, что процесс построения образа пиктограммы в большей степени отражает концептуальный уровень познавательных процессов, а тест Роршаха — перцептивный, хотя истолкование «пятен» Роршаха включает в себя не только элементы восприятия, но и зрительного мышления (Р. Арнхейм, 1974, 1981). Следует согласиться с мнением Л. М. Веккера (1981), что чем на более «низком» уровне познавательных процессов основано выполнение метода, тем более полно проявляются в его результатах особенности личности.
|
|
Наличие в пиктограмме и тесте Роршаха как значительного количества общих характеристик, так и существенных отличий, делает целесообразным сочетанное применение обоих методов.
Пиктограмма и рисуночные тесты.
В качестве «параллельных» методик нами были применены рисуночный тест «дом, дерево, человек» и тест зрительной ретенции Бентона. Последняя проба является методом исследования памяти, но требует размещения нескольких геометрических фигур на одном листке бумаги. Именно необходимость размещения нескольких рисунков на листке бумаги обусловила выбор нами указанных методов, поскольку пиктограмма имеет ту же особенность. Кроме этого, ожидалось, что такие характеристики, как размер рисунков, характер линии, типы размещения рисунков на листке бумаги, вариабельность размеров, 'интенсивности нажима, также окажутся общими для пиктограммы, теста «дом, дерево, человек» и теста Бентона.
Вместе с тем практическое сопоставление данных пиктограммы и рисуночных тестов не выявило ожидаемых закономерностей. В целом графические характеристики пиктограммы значительно более вариабельны, чем характеристики теста Бентона. Там, где в пиктограмме отмечается четкая микрография, краевое расположение рисунков, в тесте Бентона в большинстве случаев размеры и расположение рисунков не обнаруживали особенностей — лишь в двух случаях (у больных шизофренией с депрессивно-параноидным синдромом) микрография и краевое расположение рисунков были общими для пиктограммы и теста Бентона. Более значимой была корреляция между данными пиктограммы и рисуночных тестов в случае, когда имело место хаотическое или центрическое расположение рисунков на листке бумаги. Та или иная степень дестабилизации композиции отмечалась практически во всех протоколах обследования по методике Бентона, но была выражена меньше, чем в пиктограмме. Еще менее четко выражена корреляция между данными пиктограммы и теста «дом, дерево, человек».
|
|
При макрогрэфическом или микрографическом характере пиктограммы рисунки «дом, дерево, человек» тех же испытуемых значительно меньше отличались по своему размеру. В нескольких протоколах исследования по методу пиктограммы, где нажим линии был особо интенсивен (линия, рвущая бумагу), аналогичные изменения прослеживались и в тесте «дом, дерево, человек».
Можно было отметить известный параллелизм в таких проявлениях, как стремление к замене рисунков. Однако в тесте «дом, дерево, человек» замена рисунков встречалась лишь тогда, когда в пиктограмме аналогичный феномен был выражен особенно резко (рис. 10).
При сопоставлении данных пиктограммы и рисуночных тестов можно сделать два основных вывода.
1. Графические характеристики пиктограммы более подвержены дестабилизации, чем графические характеристики теста Бентона и теста «дом, дерево, человек», В последних методиках изменения аналогичные изменениям пиктограммы, проявляются только при значительной выраженности эмоциональной патологии.
2. Признаки общей дестабилизации в пиктограмме и рисуночных тестах коррелируют в большей степени, чем признаки чрезмерной упорядоченности и повышенного контроля при выполнении метода. Указанные особенности следует объяснить не только незначительной надежностью рисуночных тестов при их применении у взрослых, но и тем, что в пиктограмме в отличие от теста Бентона непосредственно проявляются эмоциональные реакции испытуемых на предлагаемые понятия.
Рис. Ю. Рисунок «дом, дерево, человек» испытуемого К-, отражающий снижение способности к планированию (феномен замены)
Рис. П. Проявление органического графического симптомокомплекса в результатах теста Бентона и Бендер — Гештальт-теста. Слева — воспроизведение образцов психически здоровым испытуемым, справа — испытуемым, страдающим церебральным атеросклерозом с интеллектуальным снижением
Следует детально остановиться на основной графической характеристике, которая с высокой степенью корреляции проявляется как при исследовании методом пиктограммы, так и рисуночными тестами. Речь идет об органическом графическом симптомокомплексе по И. Шванцаре. Нарушение координации движений, способности к воспроизведению образа на уровне «изоморфизма подобия» и «метрического изоморфизма», органический тремор являются глобальными характеристиками, которые оказывают влияние на выполнение всех рисуночных тестов. На рис, 11 приведены образцы графической продукции испытуемого Г., отражающие изменения, входящие в органический графический симптомокмплекс. Эти изменения идентичны как в пробе «дом, дерево, человек», так и при копировании геометрических фигур (Бендер — Гештальт-тест), и при отсроченном воспроизведении образца (Бентон-тест).
Таким образом, в параллельных исследованиях по методике пиктограммы и другим методам экспериментально-психологического исследования удается установить ряд общих, присущих нескольким методам факторов (групповые факторы).
Наиболее существенными являются черты, объединяющие пиктограмму и тест Роршаха, что обусловлено проективным характером обоих методик. Однако пиктограмма дает меньший материал для выявления эффективных нарушений, будучи более чувствительной методикой в отношении интеллектуальных особенностей.
Несмотря на то что пиктограмма является рисуночным тестом, требующим размещения нескольких рисунков на одном листке бумаги, не удается выявить четкую корреляцию между формальными характеристиками рисунка, отмеченными в пиктограмме и других рисуночных тестах. При этом графические характеристики пиктограммы обнаруживают большую вариабельность. Закономерно выявляется в параллельных исследованиях по методу пиктограммы и другим рисуночным тестам лишь органический графический симптомокомплекс.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Бланк № 1. Регистрационный лист к методике «пиктограмма»
Понятие | Рисунок | Разъяснения (спонтанные, дополнительные) | Воспроиз- ведение | Формализован-ная оценка |
Бланк № 2. Сводная таблица данных пиктограммы
ГС Инд Инд—Пс Инд—С
М
Ат Ст Ориг+ Ориг—
К- К—Фт- К—Кф- Показатель адекватности (%)-
Показатель воспроизведения-
Шок_______________ Отказ__________________Локальный_________________
Употребление букв_________________Созвучие___________________________
Выхолощенная символика _______Недиффиринциируемость________________
Фрагментация________________ Спонтанные разъяснения__________________
Критика тестирования __________________Самокритика___________________
Обсуждение, разбор _____________________ «Я так считаю» ________________
Стереотипия (изображения людей) ——————— Ч: ЧД; Чд ______________
Атипическая стереотипия.———————— Персеверации _________________
Единая система _______________________________________________________
Графические характеристики: размер ___________ стабильность______________
Нажим ___________________стабильность, композиция_____________________
Схематизм __________________ нумерация ______________пунктуация _______
Взятие в рамку____________ Органический графический симптомокомокомплекс
Приложение 2
Каталог образов пиктограммы с ориентировочной формализованной оценкой.
Краткое пояснение к каталогу. Каталог охватывает все стандартные и повторяющиеся образы, а также отдельные примеры редких, оригинальных образов, как адекватных, так и неадекватных. Образы приводятся с ориентировочной формализованной оценкой. Расхождения в опенке возможны в основном по фактору индивидуальной значимости. Там, где образ в подавляющем большинстве случаев выбирается формально либо, напротив, имеет индивидуальную значимость, указывается лишь наиболее частая детерминанта. В случае, если возможны оба варианта, первым указывается более частый, второй берется в скобки. Если варианты встречаются с приблизительно одинаковой частотой, указываются оба, скобки не ставятся. Для обозначения совокупности повторяющихся, стандартных, удачных оригинальных образов используется термин «адекватные». Указывается также число локальных отказов на каждое из понятий набора. Ниже приводится сводная таблица используемых буквенных обозначений.
Фактор абстрактности: конкретные— К, фотографические — К Тф, конфабуляторные— К—Кф, атрибутивные — Ат, метафорические— М, графические, геометрические, грамматические символы — ГС.
Факторы индивидуальной значимости: выбранные формально— Ф, индивидуально-значимые, персонифицированные — Инд — Пс, образы-стимулы — Инд-С.
Фактор частоты: стандартные — Ст, оригинальные — Ориг.
Фактор адекватности: адекватные—«+», неадекватные — «Ориг —».