Принимая во внимание то обстоятельство, что почти 9 % населения Республики Татарстан – это инвалиды, одним из направлений стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан является их реабилитация и социальная интеграция. Несмотря на предпринимаемые меры, сопровождающиеся значительными, ежегодно возрастающими объемами финансирования из бюджетов всех уровней, остается нерешенной важнейшая социальная задача – создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи.
Нерешенность проблемы доступа инвалидов к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий. Среди них:
- дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, негативно отражающаяся на занятости, образовательном и культурном уровне инвалидов, уровне и качестве их жизни. Это, в свою очередь, увеличивает потребность в бюджетных средствах для обеспечения доходов и предоставления инвалидам социальной поддержки в иных формах (льготы, компенсации);
|
|
- высокая социальная зависимость, вынужденная самоизоляция инвалидов.
Она осложняет проведение мероприятий по медицинской, социальной и психологической реабилитации инвалидов, выступает в качестве самостоятельного фактора инвалидизации, предопределяет возрастание спроса инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
- негативное отношение к инвалидам в массовом сознании, социальная разобщенность инвалидов и не инвалидов, предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно- информационных кампаний;
- дискомфорт, ограничения жизнедеятельности иных маломобильных групп населения - лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных женщин, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста.
В качестве одного из механизмов решения данной проблемы Правительством Республики Татарстан выбран программно-целевой метод, и постановлением от 22.09.2011 № 786 утверждена долгосрочная целевая программа Республики Татарстан «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы.
На момент принятие федеральной программы доступность среды для инвалидов в Республики Татарстан находилась на низком уровне. Доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды является одной из важнейших предпосылок, условий обеспечения их прав и свобод.
В январе-декабре 2013г. в рамках реализации Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ и Закона Республики Татарстан от 08.12.2004г. №63-ЗРТ отдельным категориям граждан предоставлены меры социальной поддержки за счет средств бюджета Республики Татарстан, которые характеризуются данными, указанными на рис. 7.
|
|
Рис. 7. Средства бюджета Республики Татарстан на реализацию мер социальной поддержки граждан
Источники финансирования Программы «Доступная среда»: средства бюджета Российской Федерации; средства бюджета Республики Татарстан; средства бюджетов муниципальных образований; привлеченные внебюджетные средства.
Объемы финансирования Программы за счет средств бюджетов Республики Татарстан и Российской Федерации:
- на 2011 год – 695 727,832 тыс.рублей, в том числе 347 863,916 тыс.рублей – средства бюджета Республики Татарстан; 347 863,916 тыс.рублей – средства бюджета Российской Федерации;
- на 2012 год объем средств будет определен по итогам реализации мероприятий в 2011 году, по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- на 2013 – 2015 годы – по итогам реализации мероприятий в 2011 – 2012 годах.
Сведения о реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации в разрезе регионов ПФО за январь-декабрь 2013г, указаны на рис. 8.
Рис. 8. Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ по категориям граждан
Как видно из рис. 8, всего в 2013 году на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в РТ было потрачено 11 307 944 тыс. рублей, в ПФО этот показатель на втором месте. Больше всего средств было потрачено в Нижегородской области – 12 587 242 тыс. рублей. Меньше всего – в Республике Марий Эл – 1 034 367 тыс. рублей.
Из 11 307 944 тыс. рублей, потраченных на меры социальной поддержки, большая часть – 3 215 472 тыс. рублей - была израсходована на поддержку ветеранов труда.
Рассмотрим, как распределились данные средства в разрезе мер социальной поддержки.
Рис. 9. Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ по мерам социальной поддержки
Как видно из рис. 9, большая часть средств – 3 857 251 тыс. рублей, была потрачена на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Для формирования толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями должны быть направлены мероприятия по созданию и транслированию социальной рекламы, подготовке и транслированию тематических радио- и телепередач, по организации воспитательной работы в образовательных учреждениях Республики Татарстан, направленной на формирование толерантного отношения к инвалидам, уважение их особенностей; по организации и проведению общественно-просветительских кампаний по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на уровне Республики Татарстан.
К 2015 году планировалось достижение следующих результатов Программы «Доступная среда»:
− наличие сформированной и обновляемой карты доступности объектов и услуг;
− доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры – 45 %;
− доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава – 16,5 %;
− доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения – 10 %;
− доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений – 20 %;
|
|
− доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг – 55 %;
− доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общем количестве опрошенных инвалидов, – 49,6 %.
Таким образом, основными особенностями программно-целевого метода управления социально-экономическим развитием региона являются системность, направленность на достижение конкретной цели или системы целей, последовательность и организационная обособленность целевых программ. Данный метод дает возможность достижения целей, предусматривающих коренные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы, переход к новым состояниям экономических систем, которые не могут быть достигнуты в процессе реализации частных целей развития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иных элементов хозяйственных региональных систем.
Социальное обслуживание в городе Казань предоставляется гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидам (в том числе детям-инвалидам), нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.
К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:
1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;
2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
3) содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
6) содействие в организации ритуальных услуг;
|
|
7) другие надомные социальные услуги.
Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги.
Социальные услуги предоставляются гражданам бесплатно, либо на условиях частичной оплаты или полной оплаты в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и РТ.
Граждане пожилого возраста и инвалиды или их законные представители подают в учреждение социального обслуживания заявление о предоставлении социальных услуг.
К заявлению прилагаются следующие документы:
1. Выписка из домовой книги;
2.Медицинское заключение о состоянии здоровья и способности к самообслуживанию и передвижению;
3. Копия паспорта;
4. Копия льготных документов.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению Комиссии по оценке индивидуальной нуждаемости гражданина пожилого возраста и инвалида в социальном обслуживании.