Объект и предмет психолингвистики. Психолингвистика и психология; психолингвистика и лингвистика

Термин психолингвистика был введен в США в 50-е г. Психолингвистика возникла из-за интереса к теоретическим проблемам, таким как: языковое сознание, образ мира, процессы категоризации, восприятие и понимание речи, вербальная и невербальная коммуникация, а так же к практическим проблемам: речевое воздействие, вербальная суггестия, обучение иностранному языку, вопросы логопедии, языковые нарушения, компьютерный перевод.

Цель психолингвистики: описание, объяснение функций языка как феномена.

Объект психолингвистики: совокупность речевых фактов и речевых событий (речь, язык).

Предмет психолингвистики многие ученые трактовали по-своему. Сопоставим несколько определений предмета психолингвистики, дававшихся разными авторами на протяжении ее полувековой истории.

Ч. Осгуд. наука о кодировании и декодировании сообщений в процессе коммуникации.

Словен. наука об усвоении и использовании структуры языка.

Леонтьев А.А. Предмет – речевая деятельность. Процессы речепроизводства и речевосприятия.

Психолингвистика изучает связи языка с когнитивными процессами, личностью и поведением.

Психолингвистика на стыке психологии и лингвистики.

Психолингвистика как психологическая наука. Приведенное только что определение предмета психолингвистики показывает, что психолингвистика на современном этапе ее развития органически входит в систему психологических наук. Если вслед за А.Н.Леонтьевым понимать психологию как...конкретную науку о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов, то язык и речевая деятельность участвуют и в формировании и функционировании самого этого психического отражения, и в процессе опосредования этим отражением жизнедеятельности людей.

Наиболее тесно связана с общей психологией, в особенности с психологией личности и с когнитивной психологией, социальной психологией и психологией общения, психологией развития (детской и возрастной психологией) и с этнопсихологией.

Психолингвистика и языкознание (лингвистика). Объектом лингвистики является речевая деятельность (речевые акты, речевые реакции). Предметом лингвистики и является система языковых средств, используемых в речевом общении (коммуникации).

Лингвистика выделяет в речевой деятельности то, что непосредственно не диктуется ее психологической (психофизиологической) структурой, а относится к вариантности внутри предоставляемых этой структурой возможностей. В речи на любом языке не может не быть членения на слоги. Но какова структура русского, немецкого, китайского слога - это уже проблема лингвистическая. В любом языке обязательно есть гласные и согласные звуки - это тоже диктуется психофизиологией. А вот сколько этих звуков, какие они, в каких отношениях находятся друг к другу - это уже дело лингвиста.

В лингвистике есть множество направлений и школ, описывающих принципиальную общую структуру любого языка или <индивидуальную> структуру того или иного конкретного языка на основе различного концептуального базиса (различной системы понятий и различного понимания отношений между ними). Поэтому здесь трудно дать общую характеристику лингвистическому подходу к трактовке речевой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: