Каждая фаза, подчеркивал Гумилёв, определяется преобладанием поколения людей с новым стереотипом поведения. Для молодого динамичного этноса главную роль играет категория долга перед коллективом. Императив: «Ты должен!». В таком этносе нет прав, есть только обязанности, за которые полагается вознаграждение. «Плохой король должен быть убит, плохой рыцарь – изгнан, плохой слуга – выпорот». В такие эпохи на первый план выходят люди суровые, строгие, требовательные к себе и другим. Они наводят дисциплину и выстраивают чёткую иерархию, ибо, если не будет жёсткого соподчинения, новая, ещё не окрепшая система развалится при столкновении либо с внешним врагом, либо с соплеменниками, которые предпочитают старый порядок.
Фаза подъёма начинается с появления в составе спокойного населения очень неспокойных и «недовольных» особей. Их девиз: «Надо исправить мир, ибо он плох!» и «Мы хотим быть великими!» Количество пассионариев (пассионарное напряжение) в этой фазе резко увеличивается (см. приложение А). Так было при основании Рима, когда латинские выходцы объединились и начали войну с соседями. Таковы были сподвижники Мухаммеда, положившие начало первому арабскому суперэтносу. Пассионарным сообществом являлись ранние христиане, ставшие ядром византийского суперэтноса. В молодой Европе – это викинги, «рыцари Круглого стола», бароны и графы Карла Великого. Яркий пример пассионарного ядра – «люди длинной воли», объединившиеся вокруг Чингисхана.
|
|
Фаза подъёма связана с экспансией («как расширяется нагретый газ»). Молодой этнос, получивший заряд пассионарности, начинает бороться за место под солнцем. Это выливается в войны с соседями, освоение новых территорий, укрепление государства. Политическая структура в данный период, как правило, жесткая, мобилизационная. Законодательство суровое. Идеология сильная.
Создатель великой империи Чингисхан незадолго до своей смерти говорил: «У степных народов, которых я подчинил своей власти, воровство, грабеж и прелюбодеяние составляли заурядное явление. Сын не повиновался отцу, муж не доверял жене, жена не считалась с волей мужа, младший не признавал старшего, богатые не помогали бедным, низшие не оказывали почтения высшим, и всюду господствовал самый необузданный произвол и безграничное своеволие. Я положил всему этому конец и ввел законность и порядок».
Посмотрим на этническую историю Западной Европы. После распада Римской империи в V веке, в Европе был полный хаос. Она подвергалась нападению со всех сторон, и местное население совершенно не способно было сопротивляться немногочисленным отрядам грабителей. Это продолжалось, пока в конце VIII – начале IX века через территорию Европы не прошел пассионарный толчок. Он задел Скандинавию, Францию (район Парижа и Орлеана, где жили франки), и Северную Испанию (см. приложение Б). Этот толчок вызвал движение воинственных викингов и положил начало европейской консолидации. С этого момента европейцы стали активно сопротивляться нападениям извне. А потом занялись наведением порядка внутри своих стран. Гумилёв даже называет год рождения Европы: «У Людовика Благочестивого было три сына, и они схватились между собой. Двое напали на старшего сына – Лотаря, который носил титул императора, и разбили его в 841 году. Это год рождения Европы. Объясню почему. Лотарь бежал, но что было странно, и это отмечают даже хронисты: обычно после больших битв, победители убивали раненых и побежденных, а тут – они говорили: «Зачем мы воюем, мы ведь все-таки свои! Принципы у нас разные…. Но все равно мы же не чужие». И носили раненым врагам воду».
|
|
Таким образом, фаза подъёма в Западной Европе начинается в конце VIII века и продолжается до конца XI века (300 лет). Это время образования и укрепления феодальных государств и формирования современных европейских этносов: испанцев, франков (французов), саксов (немцев), скандинавов. Европа из аморфной и слабой превращается в сильную – рыцарскую. Для того чтобы содержать войско из рыцарей-пассионариев (которым надо платить, а платить было нечем) вводится крепостное право. Так появляется феодализм. К концу XI века Западная Европа «набухает пассионарностью». Пассионариев становится так много, что им становится тесно у себя дома. В результате, избыток энергии выливается за пределы Европы – в крестовые походы.
А как все это происходило у нас? В России фаза подъёма занимает период с XIII по начало XVI века (пассионарный толчок XIII в.). От Александра Невского до Василия III (приблизительно 300 лет). На обломках старой Киевской Руси, которая стала самораспадаться задолго до прихода монголо-татар, возникает совершенно новый этнос – великорусский, со своей этносоциальной системой – Московской Русью.
Гумилёв подчёркивал, что этническая история России, в отличие от истории русской культуры, не есть «линейный процесс, идущий от Рюрика до Горбачёва». Она разделяется на две истории, два этногенеза разных суперэтносов – славянского и российского. (Чего, увы, многие до сих пор не понимают.) Поэтому надо различать историю Киевской Руси (с IX по XIII в.) и историю Московской Руси (с XIV столетия до наших дней).Ключевым является период XIII – XV вв. «В это время финальная фаза этногенеза Киевской Руси сочетается с начальным, инкубационным периодом истории будущей России».
Монголо-татары пришли в тот момент, когда Древняя Русь уже готовилась к своей естественной смерти. Жестокие войны между княжествами и нарастающее дробление этих княжеств внутри себя – это показатели приближающегося конца. Когда этнос теряет внутреннее единство, т. е. те самые «родственные» связи, то война ведется уже по-другому, ее цель – уничтожение и порабощение противника. Бывшие «свои» воюют друг с другом как чужие. Как раньше воевали только с внешними врагами.
«Ярким примером утраты этнической комплиментарности, – писал Гумилёв, – стал поступок князя Андрея Боголюбского. В 1169 г., захватив Киев, Андрей отдал город на трехдневное разграбление своим ратникам. До того момента на Руси было принято поступать подобным образом лишь с чужеземными городами. На русские города, ни при каких междоусобицах, подобная практика никогда не распространялась. Приказ Андрея Боголюбского показывает, что для него и его дружины в 1169 г. Киев был столь же чужим, как какой-нибудь немецкий или польский замок».
|
|
Другим ярким признаком вырождения восточнославянского этноса явилось падение нравов, т.е. отказ от традиционной древнерусской этики и морали. Разврат, продажность, обман, предательство, клятвопреступление стали нормой поведения. Братоубийство и отцеубийство в княжеской среде уже никого не удивляло. Торжествовал принцип: «каждый сам за себя!». А вечевая демократия в это время окончательно выродилась в княжеско-боярскую олигархию.
В 1097г. в Любече состоялся княжеский съезд, на котором было решено, что «каждый да держит отчину свою». Русь начала превращаться в конфедерацию независимых государств. Князья поклялись на кресте не враждовать друг с другом. Но только съезд окончился, один из князей – Давыд Игоревич – схватил князя Василько Теребовальского и велел его ослепить. Ни о чём подобном до тех пор на Руси не слыхивали.
«До Ивана Калиты отечество наше походило на темный лес, нежели на государство: сила казалась правом, кто мог, грабил, не только чужие, но и свои, не было безопасности ни в пути, ни дома, грабежи сделались общей язвой собственности», – писал историк Соловьев. К этому можно добавить, что во время междоусобных войн между княжествами грабежу подвергались даже церкви и монастыри. Православные грабили православные святыни!.. Это означало, что этнос перестал существовать как система – свои стали чужими.
Все это подтверждает природную закономерность этногенеза: восточные славяне, будучи частью славянского суперэтноса, прожили к тому времени приблизительно 1200 лет (толчок I века н.э., см. Приложение Б) и находились уже в фазе обскурации. Татары вмешались в славянский этногенез, резко ускорив вялотекущий распад, который начался ещё в XII веке и получил у нас название феодальной раздробленности. Эта смена эпох, подчеркивает Гумилёв, отразилась и в названии. С XIV столетия новая общность стала называться «Святая Русь». А русские после распада Киевской Руси перестали быть европейцами (восточными) в полном смысле этого слова.
Конечно, владычество монголов легло тяжёлым бременем на русских людей, но куда более страшная опасность тогда угрожала Руси с Запада. В это время Римский папа объявил крестовый поход на схизматиков, то есть, православных. Его целью было завоевание и полная оккупация Северо-восточной Руси, уничтожение Православной церкви и обращение оставшихся в живых православных в католицизм. А это означало разрушение не только русской культуры, это означало уничтожение русской души. Если бы католики тогда победили, то новое Московское государство никогда бы не возникло.
|
|
Первая попытка крестоносцев была удачной, они захватили в 1240 г. Псков и Изборск. Дальновидный Александр Невский первым из русских князей понял, что с татарами надо договориться, обеспечив тем самым их поддержку в борьбе с агрессией Запада. Татарам поклонились. После этого хан прислал войска, и крестовый поход в 1242 г. захлебнулся. (Мало кто знает, что в «Ледовом побоище» участвовала легкая монгольская конница, вооруженная мощными луками, которая и загнала тяжеловооруженных рыцарей на тонкий лед.) А в 70-е годы XIII в. с помощью татар был защищен от литовцев Смоленск.
Те же русские княжества, которые отказались от соглашения с татарами, были захвачены Литвой и Польшей. (Даниил Галицкий сделал ставку на «союз с Европой» и принял «королевскую» корону от римского папы.) Судьба этих юго-западных княжеств была очень печальной. В западноевропейском суперэтносе православные русичи были чужими, поэтому оказались в польско-литовском государстве на положении людей второго сорта. При польском владычестве они подверглись, кроме социальной, еще и жесточайшей духовно-религиозной дискриминации. История русской Украины с тех пор – это история борьбы за освобождения от польского католического ига. Это красная нить и главный нерв истории многострадального украинского народа. (Об этом в отдельной главе.)
Гумилёв писал: «Вошедшая в фазу обскурации Русская земля была разорвана надвое могучими силами пассионарности Запада и Востока». Но из двух зол меньшим оказались монголо-татары. Православную церковь они не тронули, более того – освободили от дани, территорию не оккупировали, во внутреннюю жизнь русских княжеств особенно не вмешивались. Требовали только выплату налога (дани), который шел на содержание татарского войска.
Гумилёв выделяет главное: «Заслуга Александра Невского заключалась в том, что он своей дальновидной политикой уберег зарождающуюся новую Московскую Русь в инкубационной фазе её развития (в период от «зачатия до рождения»). А уже после рождения на Куликовом поле (1380г.) новой России, ей враги были не страшны».
Ученый относит Александра Невского к «поколению новых людей», с которых начался собственно русский (российский) этногенез. Он не просто удельный князь Древней Руси, он – первый князь будущей Великороссии: «Жертвенное поведение Александра Ярославича и его соратников слишком разительно отличается от нравов древнерусских удельных князей. Сформулированная Александром доминанта поведения – альтруистический патриотизм, на несколько столетий вперед определила принципы устроения Руси. Заложенные князем традиции союза с народами Азии, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до XIX столетия привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях».
Центром объединения русских земель с начала XIV в. становится Москва. Возвышению Москвы способствует не только удобное географическое положение (Тверь тоже находилась «в центре»), но, главным образом, три важнейших фактора: 1) переезд в будущую столицу митрополита – главы Русской Православной церкви (из Владимира), 2) более гибкая политика московских князей, ориентированных на союз с Ордой, 3) привлечение людей из других княжеств на военную службу на выгодных условиях.
Количество пассионариев в эту эпоху резко увеличивается. Москва становится центром притяжения для многих из них. И не только русских. На военную службу к московскому князю поступают выходцы из Золотой Орды и Литвы. Они в обязательном порядке принимают Православие и довольно быстро пускают корни на русской земле, заключая браки с русскими женщинами. В Москве, как ни в каком другом княжестве, принят принцип этнической терпимости. Смешение происходит на удивление легко, особенно – с татарами. (В отличие, например, от немцев, которые с XVI в. жили в России изолированными колониями и с русскими почти не смешивались.) Так появляются на Руси «татарские» фамилии: Апраксин, Аракчеев, Бердяев, Булгаков, Бунин, Гоголь, Годунов, Карамзин, Кутузов, Мичурин, Рахманинов, Татищев, Тимирязев, Тургенев, Тютчев, Чаадаев, Шереметьев… и многие другие.
Гумилёв писал: «Совершившийся на московской земле этнический синтез в фазе пассионарного подъема оказался решающим фактором. Пассионарный потенциал Москвы «возобладал» над богатствами Новгорода, удалью Твери и династическими претензиями Суздаля. Еще в первой половине XIV в. Иван Калита, опираясь на поддержку вначале хана Узбека, а затем его сына Джанибека, взял на себя функцию выплаты дани за всю Русь».
С XIV века Москва уже не продолжает традиций Киева, как это делал Новгород до конца XV века. Напротив, она уничтожает анархические традиции вечевой вольности и княжеских междоусобиц, заменив их более строгими нормами поведения, во многом заимствованными у монголов – системой жёсткой иерархии, суровой дисциплины, принципами обязательной взаимопомощи и коллективной ответственности.
Таким образом, фаза пассионарного подъёма на Руси – это объединение (чаще насильственное) земель вокруг Москвы, централизация власти, увеличение служилого сословия и укрепление армии.
Поскольку политическая история этого периода хорошо известна, не будем повторяться, а остановимся на тех моментах, которые отражают смену этнической доминанты в фазе пассионарного подъема.
В этот период мы наблюдаем нравственное оздоровление общества, возврат к традиционной морали и этике. Гумилёв подробно об этом не говорит, но нам известно, что семейные нравы становятся более суровыми и строгими. Это отражает жесткую организацию молодой этнической системы. «Женам глава муж, мужу – князь, а князю – бог», – гласит закон. Этот новый порядок окончательно закрепляется в «Домострое» (XVI в.), который дает четкие наставления по поводу правильного поведения всех членов семьи, и особенно поведения жен: «Каждый день жене мужа обо всем спрашивать и советоваться с ним во всем: и как на люди выходить и кого к себе приглашать, и о чем говорить с гостями и как себя вести». Другая статья гласит: «… и мужчин в доме одной не принимать, а если муж заметит, что жена на чужих мужей заглядывается или разговаривает с кем без спросу, или уединяется с каким мужчиной, то должен он жену наказать строго, а если надо, то и побить». И далее следуют разъяснения, как надо бить: «… ни по уху, ни по глазам не бить… ни пинком, ни посохом не колотить… Плетью сильно бить лишь за страшное ослушание и нерадение, а в прочих случаях плеткой тихонько побить… а, наказав, пожалеть».
Такие же строгости были приняты и в воспитании детей, которые должны были безоговорочно подчиняться воле родителей. «Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей или клянет их, тот перед богом грешен и проклят людьми, того, кто бьет отца и мать – пусть отлучат от церкви и пусть умрет он лютою смертью, ибо написано: «Отцовское проклятие иссушит, а материнское искоренит». В высших и средних слоях общества женщину, а особенно девушку, было принято держать подальше от посторонних глаз, на женской половине. Сесть за один стол с мужчинами (на пиру) она не имела права. На семейных пирах, когда собирались родственники, для женщин устанавливался отдельный стол. Кроме того, женщина не имела права сидеть под образами в Красном углу, а в «известные дни» вообще не могла сесть за общий стол. Супружеская измена считалась страшным преступлением. А поводом для развода, который был крайне затруднен и разрешался в исключительных случаях, могла стать просто «ночевка жены в доме чужих людей»….
Такого в Киевской Руси, с ее «свободой нравов» – не было.
Произошло то, что всегда происходит, когда образуется новый этнос – изменился стереотип поведения. И дело здесь не только в татарском влиянии (хотя оно было), а в том, что в суровые времена пассионарного подъема по-другому быть просто не может. Во всех здоровых, пассионарных популяциях семья строится по иерархическому принципу, а семейные отношения строго регламентируются. И это касается в первую очередь отношения к женщине, которая, как существо более податливое всякого рода искушениям и соблазнам, всегда ограничивается в свободе действий. Мы это наблюдаем во всех традиционных религиях и у всех пассионарных народов, кроме «цивилизованных», т. е. вырождающихся. Конечно, здесь надо учитывать специфику той или иной культуры и ее инерцию. Но возрастной фактор – первостепенный. Если бы, например, в средневековой Европе кто-нибудь всерьез заговорил даже не о феминизации, а о безобидной женской эмансипации, его бы тут же привлекли к суду, и, скорее всего, сожгли на костре.
Вообще, семейные отношения, особенно степень свободы женщины и «права ребенка» являются одними из самых наглядных показателей уровня пассионарности. Это то, что сразу бросается в глаза и как индикатор показывает то или иное состояние этнической системы. (Повторим, с поправкой на культурные особенности, а, сегодня еще и на содомскую глобализацию.)
Следующий важнейший аспект – религиозный. Вместе с ростом пассионарности в фазе подъема растёт «религиозное напряжение». Авторитет и влияние Православной церкви заметно усиливается, она становится центром объединения русских людей.
«Растущая пассионарность… оказалась направлена ортодоксальным православием к единой цели строительства Святой Руси», – писал Гумилёв. После смерти Ивана Калиты фактическим главой государства становится митрополит Алексей. А Москва, по существу, становится «объединяющей теократической монархией». В качестве главы русской церкви Алексей обладает вполне реальной властью над всеми русскими князьями без исключения. При сохраняющейся раздробленности единственное, что накрепко связывает москвичей, тверичей, рязанцев, суздальцев, новгородцев – это Православие. А оно в эту суровую, героическую эпоху быстро набирает силу.
Что значит высокое религиозное напряжение? Это не просто вера, а вера истовая, пламенная. Когда человек просыпается с мыслью о Боге и засыпает с мыслью о Боге. И готов за веру отдать свою жизнь. Ибо смысл его жизни заключается не в материальных удовольствиях, а в спасении бессмертной души… История учит, что народ, который так верит победить нельзя. Его можно только убить.
Гумилёв писал: «Спасение души – покаяние, точнее, самостоятельное передумывание своих поступков и их мотивации. Оно возможно только при высоком душевном накале. Там, где в душе остывающий пепел… нет пассионарной энергии».
В Москве в XVI веке насчитывалось около 2000 церквей (в том числе домовых), так что на каждые пять домов приходилось по храму. Церковные службы были очень продолжительные – по несколько часов – и люди терпеливо их выстаивали. Находясь вне храма, русский человек молился в течение всего дня. Проснувшись, он искал глазами икону и крестился. После умывания и одевания молился уже основательно. Затем короткая молитва перед завтраком, после него, перед началом работы, перед обедом… и так в течение всего дня. Вечером – продолжительная молитва перед сном. В ночи перед большими церковными праздниками, воскресеньями, средами и пятницами, а также в посты супруги спали раздельно. В такие ночи принято было вставать ото сна и тихо молится, – ночная молитва считалась угоднее богу… После ночи, проведенной супругами вместе, надо было помыться в бане и только после этого подходить к иконам.
Браки с иноверцами были строго запрещены. Женщину, вступившую в любовную связь с иноверцем, ждало жестокое наказание. Если прелюбодеяние с единоверцем считалось серьезным преступлением, то прелюбодеяние с чужаком рассматривалось как тяжкий грех.
Перед любым большим делом, например, перед севом в поле или строительством дома русские люди обязательно шли в церковь и долго молились, а перед опасными предприятиями – исповедовались и причащались. Посты соблюдались очень строго. Всего постных дней в году, вместе со средами и пятницами, было более половины. В первые два дня Великого поста даже царь ничего не ел, «в среду – съедал кусок хлеба и опять постился до субботы»….
Такого религиозного напряжения в расслабленно-демократический Киевский период – не было!
И здесь надо еще раз подчеркнуть: чтобы соблюдать все эти ограничения, не говоря уже о более серьезных запретах, нужна была сила и нужна была воля, то есть – пассионарность. Поэтому, по мере ее возрастания количество людей способных не просто соблюдать строгие религиозные правила, но и готовых полностью отказаться от «мирских радостей» и встать на монашеский путь жертвенного служения Богу, становилось все больше и больше. Гумилёв писал: «Основателем первой киновии (общежительного монастыря. – Авт.) с самым строгим монастырским уставом был великий русский подвижник Сергий Радонежский… Вокруг обители Сергия создался ореол святости и уважения, а ученики подвижника стали сами, по его благословлению, основывать монастыри. Эффективность такого рода духовной экспансии была огромной. Каждый монастырь играл роль не только церкви, но и больницы, и школы, и библиотеки… Влияние игуменов и иноков-подвижников росло. Люди, приходившие в монастырь, начинали верить, что православная Русь может жить, помогая сама себе, не опираясь на силы татар или литовцев».
Именно на эту эпоху у нас приходится больше всего святых старцев. И совсем неслучайно, что именно в фазе подъема и начале акматической фазы (в XIV-XVI вв.) на Руси было основано наибольшее количество монастырей – ни до, ни после столько уже не строилось. А Москву, с начала XVI века, стали называть «Третьим Римом». Ибо после падения Константинополя Московское царство осталось единственным на всей земле независимым православным государством. Все остальные православные народы были завоёваны врагами. Ну а западные христиане-католики изменили истинному христианству и впали в римско-реформаторскую ересь… «Два Рима пали, третий – Москва – стоит, а четвертому – не быть!», – писал старец Филофей.
Это была уже не просто «Русь», это была «Святая Русь» – преемница и хранительница истинной, незамутненной христианской веры – Православия…
Что же касается вопроса о влиянии монголо-татар на русскую историю, то Гумилёв дает однозначный ответ: татарыпомоглинам в создании нового Московского государства. Причем независимо от того, хотели они этого или не хотели. Так вышло. Татары сделали главное – помогли защитить Северо-Восточную Русь от агрессии католического Запада. При этом они, конечно, преследовали свою выгоду. Монголо-татары, по словам Гумилёва, помогли русским отбиться от немцев и литовцев не потому, что очень любили все русское, а потому, что просто «охраняли свои стада от волков, чтобы можно было их доить и стричь».
Однако, вместе с тем, в русско-ордынских отношениях были и свои точки соприкосновения: геополитически и ментально католический Запад был для монголо-татар точно таким же врагом, как и для русских. Поэтому можно в целом согласиться с ученым, что до конца XIV века (до разорения Москвы Тохтамышем в 1382 г.) между Золотой Ордой и русскими княжествами существовал «неравноправный союз». Ну а после того, как отношения между ними испортились, уже ничто не могло помешать образованию нового Московского государства. Окрепшая Русь стала набирать силу, а Орда слабеть. И обретение полной независимости стало вопросом времени.
Таким образом, монголо-татары, включив в XIII веке Северо-Восточную часть бывшей Киевской Руси в состав своего государства, в конечном счете, сделали больше полезного, чем вредного. Во-первых, они навели в новом улусе относительный порядок, прекратив стихийные междоусобицы между русскими княжествами. Во-вторых, и это главное, татары дали наглядный пример строгого законодательства и сильного централизованного государства – Золотой Орды, которое стало образцом для строительства нового Московского царства.
И еще татары научили русских воевать. Монгольская армия в XIII-XIV веках была лучшей армией в мире: дисциплинированной, хорошо обученной, и отлично управляемой. Монголо-татары, в немалом количестве поступавшие на службу к Московским князьям начиная с XIV века, передали русским свой военный опыт: тактику быстрых переходов, засад, фланговых ударов, ложного отступления (заманивания противника в ловушку), навыки разведки и многое другое. Например, победа в Куликовской битве была достигнута за счет неожиданной атаки засадного конного полка, костяк которого составляли крещеные татары. Тактика Суворова – «Как снег на голову!», и Кутузова – заманивания противника вглубь территории – чисто татарская тактика.
Кроме того, монгольские воины передали русским лучшее в мире оружие – легкую изогнутую саблю, которой можно рубить-резать, и боевой лук, бьющий на 700 метров (лучший в Европе английский лук бил на 450 метров). Московский воин XV века – слепок с татарского воина. Московское войско – самое боеспособное войско… Москвичи несколько раз вдребезги разбивают значительно превосходящих по численности новгородцев (сепаратистов), которые, являясь последним осколком Киевской Руси, к XV веку уже потеряли пассионарность и разучились воевать.
Но все-таки самое главное, говорил Гумилёв, что дали славянам монголо-татары – это своипассионарные гены. И этот, в основном тюркский, «генетический дрейф» затронул, главным образом, служилое воинское сословие, на базе которого сложилась впоследствии русская дворянская аристократия. Таким образом, татары приняли самое непосредственное участие в русском этногенезе – рождении и развитии нового этноса – великороссов. И этот молодой пассионарный этнос построил новое сильное государство – Московскую Русь, которое со временем превратилось в Российскую империю.
С точки зрения западно-европейской – уже 500 лет – русские – это варварская смесь «недоразвитых» славян и грязных кочевников Азии.
С точки зрения евразийской, русские – это великий народ, создавший мощную и высококультурную цивилизацию.
С точки зрения мировой истории – таких имперских народов-созидателей в истории человечества – по пальцам пересчитать.
С точки зрения духовной, русские – это последний христианский народ удерживающий мир от падения в царство антихриста. Вплоть до Второго пришествия и Страшного суда…
Гумилёв называет дату рождения русского народа. Это 1380 год. Год Куликовской битвы. «Этническое значение происшедшего в 1380 году на Куликовом поле оказалось колоссальным. Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах. И поэтому в этнической истории нашей страны Куликовская битва считается тем событием, после которого новая этническая общность – Московская Русь – стала реальностью, фактом всемирно-исторического значения».
Ура! Мы ломим; гнутся шведы…