Цель и задачи: изучение, формирование навыка анализа художественного текста, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Вопросы для работы в исследовательских группах:
Группа I.
1. «Повесть» в жанровой системе русского сентиментализма. Жанр повести в творчестве Н.М. Карамзина: проблема типологии и эволюции.
2. Этико-эстетическая программа писателя и ее преломление в повести. Смысл названия. Философский, нравственный и социальный аспекты осмысления истории «бедной Лизы». Основная идея произведения.
Группа II.
1. Структура повести. Внешний и внутренний конфликты, особенности их разрешения.
2. Телеологическое и амбивалентное начала в сюжете «Бедной Лизы». Причины самоубийства героини. Кто виноват в ее гибели?
3. Проблема соотношения сентиментального и предромантического в повести Н.М. Карамзина.
Группа III.
1. Система образов произведения. Место и значение образа Повествователя в ней. Отношение Повествователя к героям.
2. Основные способы и приемы создания художественного образа. Внимание к «внутреннему человеку». Портрет героя, особенности эпитетики и системы сравнений. Роль речевой характеристики, интонации, мимики, жеста, художественной детали в создании образа. Традиционное и новое в поэтике «говорящего имени» у Карамзина.
|
|
Группа IV.
1. Функции пейзажа в повести «Бедная Лиза». Природа как фон, действующее лицо произведения и его «нравственный камертон». Типология пейзажных зарисовок: пейзаж сентиментальный и предромантический; сельский и урбанистический.
2. Основные приемы изображения пространства. Поэтика образа воды.
3. Новаторство Карамзина в области «словесной пейзажной живописи»: взаимодействие исторического и природного, реального и символического контекстов.
Группа V.
1. «Бедная Лиза» Карамзина как образец нового стиля в литературе. Простота и изящество слога, забота писателя о его «благозвучии», сближение языка прозы и поэзии.
2. Эстетизация крестьянского труда и быта, духовной и речевой культуры народа.
Задания для самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию:
1. Изобразить графически систему образов повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Выделить в тексте повести отрывки, позволяющие судить об отношении Повествователя к героям.
2. Найти в тексте произведения образы-символы, определить их роль в раскрытии авторского замысла.
3. Сравнить образы «бедной Лизы» Н.М. Карамзина и «бедной Анюты» А.Н. Радищева (глава «Едрово» в «Путешествии из Петербурга в Москву»). Можно ли на основании выявленных отличий говорить о двух течениях в русском сентиментализме?
Источники: 44
Литература:
· обязательная: 11
· дополнительная: 11, 50, 52, 56, 67–69