Активность и активизация в профессиональном самоопределении

Если все-таки учащийся или другой клиент профконсультанта проявит стремление стать настоящим субъектом построения сво­ей профессиональной судьбы, то возникает вопрос: каким обра­зом помочь ему занять активную позицию? Прежде всего разбе­ремся в том, что такое активная позиция и какие методы мог считаться активизирующими.

Активная позиция самоопределяющегося человека предпола-1 гает: 1) готовность увидеть проблему самоопределения; 2) по»! пытки самостоятельного ее решения; 3) готовность самому обра-| титься за помощью к профконсультанту; 4) готовность выполнять, определенные требования взаимодействия с профконсультантом;!

5) готовность самостоятельно совершать определенные действия!
за рамками профконсультации (по рекомендации психолога);!

6) готовность взглянуть на свою жизненную ситуацию (а также на]
ситуацию в обществе) несколько по-другому, что требует опре-|
деленного мужества; 7) готовность пойти на определенные внут-]
ренние компромиссы как при работе с профконсультантом (на-*
пример, ограничить себя во времени), так и при самостоятель­
ном достижении конкретных профессиональных целей (напри­
мер, отказаться от удовлетворения некоторых сиюминутных же­
ланий ради достижения более важных целей) и т. п.

К сожалению, далеко не все люди оказываются готовыми к; такой позиции, и тогда возникает необходимость «активизиро­вать» их. Общая схема активизации такова:

1) установление эмоционально-доверительного контакта с
клиентом (важно не превратить это в «очаровывание» клиента
своими методиками, своим «авторитетом» или своим обаяни­
ем);

2) совместное уточнение проблемы клиента: здесь психолог
мог бы использовать такие методы оценки ситуации самоопреде-


пения, которые не только будут понятны клиенту, но и помогут е>,у самому оценить свою ситуацию;

3) совместное решение проблемы клиента: здесь психолог-
профконсультант может использовать такие средства, которые
позволят клиенту увидеть, как решается проблема, а по возмож­
ности и включиться в совместное ее решение;

4) совместное подведение итогов работы, для чего также же-
пательно использовать методы, понятные и доступные клиенту;

5) своевременное снижение активности самого профконсуль­
танта с тем, чтобы дать возможность самому клиенту решать свои
проблемы, чтобы не «довлеть» над ним своим авторитетом.

Суть активизации заключается не столько в том, чтобы «оча­ровать» или даже заинтересовать клиента, но и в том, чтобы вооружить его средствами для самостоятельного решения своих проблем. При этом на первых порах профконсультант больше вы­ступает как инициатор активности. Он как бы демонстрирует в присутствии клиента способ решения проблемы (или рассуждает на сложные темы), но именно для того, чтобы тут же предложить использовать это средство самому клиенту. Таким образом, чело­век постепенно приобщается к решению своих проблем. Актив­ность как бы «передается» клиенту.

В итоге получается схема: изначальная активность профконсуль­танта -> активизация клиента в совместной деятельности с пси­хологом -> активность самого клиента (при несколько ослабеваю­щей инициативе профконсультанта).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: