Активизирующий опросник «смыслы-сюрпризы»

Цель методики — помочь клиентам осознать свои основные жизнен­ные смыслы и саму динамику их развития.

Методику можно проводить как индивидуально, так и в группе (классе). Общая схема проведения опросника.

1. Клиент (группа) рисует бланки (см. ниже). При этом названия эта­
пов жизни психолог оглашает уже по ходу процедуры.

2. Далее каждый записывает первый этап жизни, например «обучение
в старших классах в школе».

3. В графе «Основные ожидания» записываются 1 — 2 самых важных
ожидания от жизни на этом этапе. Желательно, чтобы такие «ожида­
ния» не были формальными, типа «хорошо учиться» и т.п. Качество
методики повышается в зависимости от степени искренности клиента.

4. Далее в последующих графах записывают: «Примерный процент
реализации каждого ожидания»; «Сюрпризы жизни (то, что специально
не планировалось, но оказалось очень важным для жизни)»; «Общий

 

Пряж


процент счастья на данном этапе жизни». Опыт показывает, что основ*!
ная масса клиентов спокойно воспринимает словосочетания типа «про-3!
цент счастья» или «сюрпризы жизни». ■*.

5. Аналогично записывают следующие этапы и их характеристики.'
Перечень самих этапов может заранее составить психолог (это лучше
делать в гомогенных возрастных группах, например в студенческих ауди­
ториях, когда у многих студентов этапы выстраиваются примерно оди- >■
наково, лишь с некоторыми различиями). Но можно после первого,
общего для всех этапа разрешить каждому записать этапы, характерные'!
именно для его жизни (это лучше делать в разновозрастных группах).,!
При этом может возникнуть вопрос: как быть с «ожиданиями» и «сюрп­
ризами» предполагаемого будущего, ведь никто не знает, что нас ждет?-1
Ответ такой: каждый записывает свои предполагаемые ожидания;
и сюрпризы (тем более что и сюрпризы можно планировать и каждый'
втайне это делает, иначе жизнь была бы неинтересной, без сюрпри-^
зов-то!).

6. После этого в оставшейся свободной части листа (или на обратной]
стороне листа) каждый кратко отвечает в письменном виде на три
роса:,

1) Какова общая тенденция в изменении ожиданий (от первого да|
последнего этапа)?

2) В чем же заключался главный смысл жизни (как некой целостно- ]
сти) и каков примерный процент реализации этого смысла?

3) Каков примерный процент общего счастья такой жизни?

7. При внешней своей простоте методика, особенно на последних!
этапах (при подведении итогов спланированной таким образом жизни)»
может оказаться не только достаточно сложной, но и обидной для

кто поначалу представлял свою жизнь слишком упрощенно. Наиболе сильные обиды возникают у тех, кто так и не обнаруживает какого-либ серьезного изменения (развития) своих смыслов со времени учебы школе до периода зрелости и старости.

8. При анализе результатов можно также деликатно посмотреть,
какой степени в «ожиданиях» и «сюрпризах жизни» проявились элитар
ные ориентации, например, в какой степени встреча со «знаменитым*
и «влиятельными людьми» (с элитой) помогла в решении карьерных
жизненных проблем (?), наблюдались ли элементы некоторого хвастой
ства по поводу своей сопричастности элите и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: