Что выступает в качестве предмета изучения фонетики?
Фонетика – это наука, исследующая звуковые средства человеческого языка, которые могут анализироваться с разных точек зрения (Лайонз, 2004):
· Акустическая фонетика исследует и классифицирует звуки речи в терминах физических характеристик распространяющихся в воздушной среде звуковых волн, возникающих в результате функционирования речевых органов человека.
· Артикуляторная фонетика исследует и классифицирует звуки речи в терминах функционирования речевых органов человека, порождающих звуки.
· Перцептивная фонетика исследует и классифицирует звуки речи в терминах восприятия и идентификации звуков речи органами слуха человека.
Акустические признаки звуков речи:
· Высота звука, которая зависит от частоты колебаний внешней среды (16-20000 Гц).
· Сила звука, которая зависит от амплитуды (размаха) колебаний среды.
· Длительность, продолжительность данного звука во времени.
· Тембр – индивидуальное качество акустических признаков звука, которое зависит от: а) периодических колебаний, в результате которых возникают тоны, а также обертоны на основе резонанса; б) непериодических колебаний, в результате которых возникают шумы.
|
|
Наиболее важный для реализации речи звуковой диапазон: 50-500 Гц; 40-90 дБ. При этом основная частота речевых звуков у мужчин – около 150 Гц (при изменении частоты 80-170 Гц); у женщин – около 250 Гц (при изменении частоты 120-400 Гц).
Звуки человеческой речи имеют ряд специфических характеристик:
· Формируются в объективной, исторически сложившейся системе определенного языка и имеют социально-обобщенный характер.
· При восприятии речевого потока происходит дифференциация звуков путем: а) выделения существенных для понимания содержания сообщения социально-обобщенных перцептивно-артикуляционных признаков (фонем); б) отвлечения от несущественных, случайных признаков (вариант).
Говорящий с помощью органов речи образует артикуляционный комплекс, порождая последовательность речевых звуков. Слушающий воспринимает последовательность речевых звуков, выделяет акустический комплекс. Понимание между людьми может быть достигнуто, если говорящий и слушающий связывают артикуляционный комплекс и акустический комплекс в артикуляционно-акустическое единство, которое имеет одну и ту же предметную отнесенность и связано с одним и тем же значением.
Фонетическое членение речи