«Внутренний» субъективно фиксируемый мир феноменов – психических образов, представлений, мыслительных процессов (осознаваемые фрагменты «образа мира») в системно-деятельностном культурно-историческом подходе к анализу и объяснению психических явлений рассматривается как результат интериоризированных, предметно-отнесенных способов организации и воспроизведения ориентировочно-исследовательских операций и действий, образующих образ мира.
Возможности конкретного субъекта выделять и фиксировать феномены в онтогенезе (у человечества – в процессах антропогенеза и исторического развития) появляются с того момента, когда функционально организуются обобщенные совместные способы ориентировки в мире при организации совместной деятельности на основе совместного использования знаково-символических средств– сознание. Исходно в онтогенезе сознательные рефлексивные формы психической ориентировки формируются только в процессах включения ребенка во взаимодействия с другими людьми (Выготский, 1982).
Индивидуально фиксируемые психические образы и представления, а также рефлексивные самоотчеты в форме феноменов начинают появляться у ребенка по мере того, как внешние ориентировочно-исследовательские и исполнительные формы активности приобретают характер опосредствованных знаками целенаправленных действий и автоматизированных операций. Регистрируемые в психологических исследованиях на основе самоотчетов испытуемых феномены (образы, представления, переживания и т.д.) получают объяснение через механизм преобразования ориентировочных компонентов предметно-практических действий в индивидуальные, опосредствованные знаково-символическими средствами, рефлексивные умственные действия в образе мира субъекта (Гальперин, 1998).
4.4.3. Включение языковых и других знаково-символических средств в процессы формирования образа мира и умственного плана действий человека (психологический механизм интериоризации)
Формирующиеся в онтогенезе психические особенности, которые отличают человека от других животных, Л.С. Выготский предложил выделять в качестве высших психических функций. Высшие психические функции формируются на основе овладения ребенком способами использования языковых и других знаково-символических средств для организации сначала совместных с другими людьми, а затем самостоятельных действий.
Использование знаково-символических средств обеспечивает: а) развитие у ребенка произвольности и преднамеренности организации поведения и психических функций; б) формирование образа мира, а также развитие и совершенствования умений реализовывать умственные действия. Формируются сознательные и осознаваемые формы психической ориентировки и организации жизнедеятельности, характеризующие психику человека.