В каких формах фиксируются результаты мыслительных действий человека?

Результаты формирования и развития процессов мышления представляют собой обобщенные способы организации ориентировочно-исследовательских операций и действий, которые актуализируются и используются субъектом для установления различных межпредметных связей и отношений. Они и фиксируются в форме допонятийных и понятийных обобщений с помощью знаково-символических средств.

Формирование обобщений есть процесс переноса операций и действий в новые ситуации. Процесс речевого общения есть частный случай переноса и обобщения – переноса и обобщения значений слов. Субъективно обобщения воспроизводятся и рефлексивно анализируются в форме феноменов различной степени ясности, сложности, абстрактности – в форме представлений и понятий.

Первые обобщения носят непосредственно-действенный, предметно-практический характер. Такие обобщения представляют собой опознание признаков и свойств предметов, явлений, ситуаций по отношению к которым могут быть использованы операции и действия, обеспечивающие достижение определенных целей. При этом в зависимости от ситуации и актуального мотива, различные свойства одних и тех же объектов могут использоваться в различных действиях для достижения различных целей, что обеспечивает возможность множественной категоризации – обобщения одних и тех же предметов и явлений по различным предметно-практическим и перцептивным основаниям.

Можно достаточно условно противопоставить три исходные группы «домыслительных обобщений». Во-первых, операционально-двигательные домыслительные обобщения (обобщенные исполнительно-двигательные операции), возникающие на основе непосредственного двигательного опыта взаимодействий с предметами. Во-вторых, домыслительные перцептивные обобщения объектов по внешним, чувственно данным физическим свойствам и качествам, которые выступают как необходимые ориентиры, которые необходимо учитывать в объективных предметных условиях для достижения определенных целей, для осуществления предметно-практических действий и операций. В-третьих, домыслительные эмоционально-мотивационные обобщения, формирующиеся на основе актуализирующихся эмоциональных состояний и переживаний при взаимодействии с предметами (Запорожец, 2000; Рубинштейн, 2008).

На основе исходных типов операционально-двигательных и перцептивных обобщений формируются доречевые мыслительные обобщения на основе установления межпредметных отношений и связей в непосредственных практических взаимодействиях с объектами, а также доречевые орудийно-опосредствованные мыслительные обобщения. Этот тип обобщений связан с использованием разнообразных орудийных средств. При этом в орудии и с помощью орудия обобщаются и фиксируются 1) свойства предметов, которые выявляются благодаря орудийным воздействиям; 2) операции и действия, которые закрепляются за орудием в процессе его использования; 3) способы установления межпредметных отношений и связей между орудием и объектами (Гальперин, 1998; Запорожец, 2000).

Обобщения, опосредствованные речью, выступают необходимым условием развития человеческого мышления и включают допонятийные и собственно понятийные типы обобщений.

Допонятийные обобщениия, опосредствованные речью, проанализированы Л.С. Выготским. В процессе развития собственно понятий на основе допонятийных обобщений он выделил ряд этапов. 1) «Синкреты» – фиксируемые с помощью слова предметы обобщаются без достаточного основания по случайному впечатлению, эмоционально-оценочному сходству, по внешней близости, яркости и т.д. 2) «Комплексы» – фиксируемые с помощью слова предметы обобщаются по реальным фактическим отношениям и связям. При этом наблюдается равенство, рядоположность всех признаков в своем функциональном значении, а также постоянное изменение оснований для объединения (обобщения) предметов. Наблюдается постоянное соскальзывание с одного признака на другой в практической ситуации, требующей обобщения. 3) «Псевдопонятия» («житейские» понятия) – фиксируемые с помощью слова предметы объединяются на основе житейского повседневного опыта предметных действий и опыта непосредственного восприятия ситуаций и событий. Такие обобщения тождественны с «истинными понятиями» по предметной отнесенности, но различны по интеллектуальным операциям, ведущим к обобщению.

Псевдопонятия возникают путем обобщения и фиксирования в слове признаков предметов и явлений через непосредственно чувственную соотнесенность слова с предметами в реальной ситуации. Поэтому первичной формой надситуативного мышления является отображение отношений и связей, элементами которых являются не понятия, а представления. Если «псевдопонятия» связаны друг с другом преимущественно через предметную отнесенность и носят характер представлений, то собственно понятийные обобщения связываются друг с другом через операции над представлениями и значениями, которые фиксируются и реализуются с помощью знаково-символических средств. Поэтому понятия могут приобретать амодальный, безобразный характер (Выготский, 1982).

Понятийные обобщения представляют собой фиксируемые с помощью слов предметные значения, которые формируются и развиваются на основе психологических механизмов «анализа через синтез» и «абстрактного синтеза» при выполнении различных действий, опосредованных знаками и символами. Такие действия выполняются над значениями (понятиями), путем определения одного понятия посредством других понятий, путем установление отношений и связей между системами понятий. Тем самым осознается значение слов и терминов, а также частично осознается протекание собственной мыслительной деятельности. Этим обеспечивается произвольность использования обобщений и понятий, а также их рефлексивность (Давыдов, 1972).

Понятийные обобщения неоднородны по способу своей организации и могут иметь различные уровни обобщенности и иерархической сложности.

Прежде всего, следует противопоставить эмпирические и теоретические понятия. Эмпирические понятия формируются индуктивным путем на основе непосредственно чувственного восприятия явлений в практических предметных действиях. Такие понятия могут иметь несколько уровней сложности. С помощью слов (терминов) в форме понятий могут обобщаться и фиксироваться события и явления. Явления могут представлять собой объекты или процессы. Объекты и процессы могут иметь ряд характеристик: а) свойства и качества; б) отношения и связи с другими явлениями, в) состав и структуру.

Потенциально, количество возможных функциональных и категориальных оснований для обобщения разных предметов и явлений не ограничено. При этом возможны две основные позиции, с которых субъект может понятийно обобщать предметы и явления. Во-первых, с позиций обобщения способов целенаправленных воздействий на предметный мир. Во-вторых, с позиций объективных предметных признаков и свойств, а также связей и отношений между явлениями реальной действительности, которые могут выступать в качестве предметных условий и результатов осуществления различных действий.

Формирование допонятийных обобщений и эмпирических понятий теоретически анализируется на основе психологического механизма «анализа через синтез», который может быть представлен операционально (Брушлинский, 1996; Рубинштейн, 1957, 2008).

· Познаваемые явления и предметы включаются субъектом в новые связи, отношения, взаимодействия с другими явлениями и предметами (синтез).

· Благодаря этому обнаруживаются и выделяются новые свойства исследуемых предметов и явлений (анализ).

· Новые свойства и способы их выявления в последующем могут фиксироваться в качестве новых обобщений и понятий с помощью знаково-символических средств.

На основе результатов эмпирического познания становится возможным познание теоретическое, в ходе которого опосредствованно устанавливаются внутренние, скрытые от непосредственного восприятия свойства и отношения предметов и явлений. В результате формируются теоретические понятия. Важнейшей особенностью теоретических понятий выступает их гипотетичность и функциональная направленность на объяснение явлений. Вводимые в процесс мышления понятия-гипотезы формируются на основе механизма абстрактного синтеза и необходимо фиксируются в знаках и символах.

· В процессах анализа (анализа через синтез) устанавливаются, абстрагируются и фиксируются признаки предметов и явлений.

· Выявленные признаки объединяются по различным существенным (часто гипотетическим) основаниям (синтез), что обеспечивает формирование не только эмпирических, но и теоретических понятий, направленных на объяснение явлений. На основе синтеза абстрактных свойств и качеств формулируются гипотезы о ненаблюдаемых, предполагаемых причинах явлений.

· Полученные путем мыслительного «конструирования» понятия фиксируются с помощью знаково-символических средств.

В отличие от эмпирических понятий (обобщений), теоретические понятия (обобщения) объединяют предметы и явления на основе единого способа объяснения (Давыдов, 1972; Ильясов, 1986; Маланов, 2010). В основании построения таких объяснений лежат гипотетические объяснительные принципы, теоретически сконструированные предметы и модели. При этом современные научные объяснения опираются на теоретические понятия, которые, включаясь в процессы объяснения, могут выполнять разные функции:

· Вводятся в качестве средств измерения или специальных средств умственного преобразования предметов познания и не имеют материальных аналогов в реальности («число», «гипербола», «вектор»). Функционально такие понятия обеспечивают новые способы описания или анализа явлений, открывают возможности для проведения «мысленных экспериментов», а также позволяют получить новые обобщения путем преобразования уже имеющихся эмпирических и теоретических понятий.

· Вводятся в качестве предметов познания путем идеализации, упрощения объектов, процессов, а также отношений и связей между объектами или процессами («абсолютно черное тело», «наследственность», «изменчивость», «материальная точка», «инерциальная система отсчета»).

· Вводятся как элементы теорий путем предположения о существовании ненаблюдаемых объектов или процессов, которые позволяют объяснить некоторую совокупность предметов или явлений («атом», «электрон», «ген»).

Таким образом, необходимым условием развития теоретического мышления является формирование надситуативных, опосредствованных знаками и символами умственных действий, которые протекают под контролем со стороны субъекта мышления и реализуют процессы объяснения явлений на основе выдвижения объяснительных гипотез. Контроль при этом осуществляется на основе действий по организации своей собственной мыслительной деятельности, которые представляют особый метауровень протекания мышления (метапознавательные, металогические действия).

Такие действия представляют собой рефлексивное осознание субъектом определенных аспектов протекания своей собственной мыслительной деятельности, где языковые и знаково-символические средства «указывают» на способы и выступают средствами самостоятельной организации мышления (Маланов, 2010).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: