ПЛ позволяет по-новому посмотреть на ряд трад. лингв. объектов, и он опред? выявлением псих. реальности верб. знаков. Фоносемантика. - наука о фонетическом значении слова. Единица фонетики - фонема и ее выражение в звуках, односторонняя единица языка, имеет только план выражения, У нее 2 функции: образующая и смыслоразличительная. Не имеет самост. значения. С ПЛ т.зр. она несет в себе особые ассоциат. смыслы, имеет некое фонетич. значение, ассоц. совокупность. значений.
При расмот. фонет. единицы мы видим различие в функциях гласных и согласных, с т. зр. умения вызывать в сознании образ конкр. слова -О-А-О-Ы. Более информативен набор согласных звуков для образа конкр. слова.
Узкий ряд консонантных фонем имеет довольно размытую информативность и нуждается в гласных /д-м/.
Гласные не менее инфор., чем согласные, но они нужд. в согласных.
Восприятие фонет. единиц завис. от факторов нелингв. характера:
- Темп и членораздельность речи, кот. оказ. разное псих. воздействие на слушателя /каша во рту, тараторить, мямлить/.
|
|
- Псих. оценка трудности или легкости произношения звукосочетаний и звуков /звук -р - звукоподражание/. На этом строятся скороговорки.
- Эмоц-о-оценочное восприятие звука /приятный-неприятный, удвоение шипящих и свистящих звуков ЗараЗа, пугает междометие У, легкий и приятный - звук Л, Р - обозн. движение, худ текст - Семен Кирсанов ''Мери - наездница'' - звуки губные, взрывные, во 2 части - трагической они воспринимаются плохо/.
- Культурные различия в восприятии и оценке звука /оценка другого языка, французский - гнусавый, грасирующий, польский - шипящий, элементы жаргона - ж - как мягкий, уральцы Окают/ Восприятие целых слов м. окрашиваться фонет. значимостью /Цветаева - Стихи к Блоку, воздействие на все органы чувств/.
Может обычные люди не можут воспринимать особенности ассоц. восприятия звуков? Журавлев провел эксперимент на восприятие звуков. Метод измерения семат. дифференциала Чарльза Осгуда. Выявились. опред. стереопиты - и - маленький, у - большой. В.П.Воронин ''Основы фоносемантики''.
Журавлев с своей работе ставит вопрос - Есть ли какой-нибудь смысл в звуках слова? Если слово называет звучащий предмет, то имеет /Гром звуками гремит, шелест шелестит, хрип хрепит/. Но если слово называет незвучащий предмет /струна, стрела, стремительно, ястреб - все содержат сочетание стр, но есть и др. слова - страница/
Мимоза, хрыч, 1 благозвучно и оно соотвествует образу этого цветка, 2 - тоже соотвествует значению этого образа.
Фоносемантика - коннотативная аура слова, изучает звуко-изорб. систему языка, в не входит 2 подсистемы:
1. Звукоподражательная. Осн. единица - ономатоп - звукоподражание. Звук. оболочка прямо указ. на звуковой денатат - звуки окр. нас природы, чел. голоса и т.д. Такой вид мотивированности назыв. примарной. Треск - денатат - звучание ТР и остальные звуки похожи на денатат.
|
|
2. Звукосимволическая. Осн. единица - идеофон - звукосимволическое слово - опосредованная ассоц. связь между звуком и характером воспринимаемого тактильно, зрительно или другого чувст. впечатления, но не аудиоденатата. Звуковая оболочка восприн. не как нейтральная, а как подчеркивающая восприятие слова, например, расфуфыриватья - слишком. Эти слова обладают своими особ-ми: могут окрашивать самые обычные слова, если они вошли в сознание человека с какими-либо ассоциациями /Лермонтов - влажное Ю/
Если слово обладает звукоподраж. внутр. формой, то мы говорим о прямой и опосредованной связи между лексическим значением и фонетическим значением слова /фоносемантика/.
Журавлев предлаг. рассм. фоносемантику звукобуквы, т.к. фонема воспр. зрительно.
Откуда берутся такие смыслы у фонем?
- явление синестезии - псих. явление кот. означ. наложение чувст. модальностей /звук и цвет/.
Эксперимент!
а красный!!!!
я оранжевый!!!!
о белый!!!!
е желтый
э фиолетовый
и синий!!!!
й серый
у зеленый
ю оранжевый
ы фиолетовый!!!!
Есть стереопиты.
15.02.2013
1. Теория синестетическая - в основе звукосимволизма лежит транспозиция /соощущение, переход одного в другое/ Эта теория тесно связана с психофизиологической и акустической стороной артикуляции звуков. Артикуляционные движения образуют определенные звуки /рабоы Ньюмена, Бентли/.
Важнейшие психолофизилогические основы звукосимволизма это синостезия, кинемика - совокупность непроизвольных движений мыщц, сопровождающих ощущения и эмоции.
В мозговом устройстве существует единый двигательный центр, который контролирует и артикуляцию. Основа совмещения физиолого-акустических параметров звука и любых других видов движения / звук Б - круглый/. Важен для обозначения длины раствор рта. Звукосимволические слова обозначают неакустический денанат - это различные вды кинем, кот. выражаются в звуковом облике слова артикуляционно.
Синестемия - соощущение и соэмоции. Если синестезия ограничивается только сенсорной сферой, то синестемия включает и эмоциональную сферу /звук Р - Ярость, страсть, радость; звук Л - умиротворение, любовь/.
С.В.Воронин - ''Основы фоносемантики'' отмечает, что звукосимволизм - это закономерная - непроизвольная фонетически мотивированная связь между фонемами слова и обозначаемым неакустическим признаком-денататом.
Идеофоны и звукосимволические слова чаще всего обозначают:
- Различные виды движения /мелкнуть,прыг, юркнуть, толкать, вертеть/,
- Световые явления /сверкнуть, блеск/,
- Форма /бублик, плоский, толстый, игла, Шпейбл, Куздра, Жаваруга, Мамлына/
- Величина /глыба/
- Удаленность объекта /далекий и близкий, космос/
- Свойство поверхности предмета /шершавый,бархатный,корка/
- Походка /вперевалку, ковылять, семенить, шататься/
- Мимика /морщить, надувать, сжимать/
- Физиологическое и эмоциональное состояние человека и животного /трястись, скукожиться, оскал, озноб, судорога, вдрызг/
- Общая оценка педметов и явлений /брезговать, тряпка, великолепный, дрянь/
Методики опознания звукосимволических слов, критерии из выявления:
- Вариативность.
- Редупликация - повторение слого в слове.
- Коннотация экспрессии /мымра, корячиться/.
- Типологическое сходство звукосимволических слов по всем языкам мира /необязательно в языках родных bulya - bulyat - булка/
Звукосимволические слова - это второй уровень звукоизобразительной системы. Более сложный уровень, чем звукоподражание. Различают звукосимволизм объективный - связь между звуком и значением в словах языка и субъективный - связь между значением и звуком в психике человека /Мое имя. Моему имени больше подходит синий цвет, лучше всего оно будет смотреться на желтом фоне, мое имя твердое и резиновое, сначала подумала что оно клубничное и сладкое, но потом подумала что оно может быть острое/
|
|
2. Теория происхождения звукосимволизма референтная. Браун Р. В основе лежит опыт, приобретенный в практической деятельности /маленькие -приятные, большие - неприятные/
3. Ассоциативная теория. Ее выдвигает ученая Тейлор - в основе лежит языковая привычка или лингвистический тренинг /грейт, гроу, гранд - что-то большое/. Такие сочетания закрепляются к сознании. Ассоицативная связь подкрепляет фоносемантические ассоциации /ртуть - для рта/.
Соотношение объективной и субъективной семантики в художественном тексте. Направления:
- Создание мелодики стиха разными способами.
- Создание квазислов с фоносемантической выразительностью /оккказионализмы/
- Фоносемантика создает целый текст /Чуковский - стих ''Таракан''/ Семантика как метаязык.
22.02.2013