Нарушения сна

Страхи, лежащие в основе инсомнических и ансомнических нарушений, являются возрастными, т. е. более или менее присущими данному возрасту. Чаще они встречаются у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей (Захаров А. И., 2004).

Если в первые месяцы жизни беспокойство как безусловный рефлекс возникает перед сном в ответ на недостаток пищи или чрезмерно сильные и неприятные физические раздражители, то с 6 месяцев оно наполняется психологическим содержанием, являясь, по существу, уже переживанием. С этого времени, в основном до 2 лет, главным мотивом беспокойства будет переживание разлуки с матерью, а в дальнейшем излишняя строгость родителей, недостаток любви. Подобное отношение настолько противоречит повышенной потребности детей в эмоциональном контакте и любви, что непроизвольно ассоциируется со сказочными образами Бабы Яги, Кощея Бессмертного и Бармалея как символами бездушия, зла и коварства для детей 3 — 5 лет. В ночных кошмарах Баба Яга олицетворяет постоянные угрозы, не всегда искреннее и излишне формальное, не учитывающее эмоциональные нужды ребенка отношение к нему матери, а Кощей Бессмертный и Бармалей — жестокое обращение, эмоциональную скупость и неотзывчивость отца. Но еще раньше (в 2 года) физические наказания и излишне резкое, угрожающее отношение отца находят свое отражение в кошмарных снах в образе волка. Страх перед ним, точнее, перед его острыми зубами проявляется в 3 года в связи с типичной для этого возраста боязнью боли, уколов и крови. В итоге ребенок оказывается в неразрешимой для себя ситуации, когда днем его окружают запреты и угрозы родителей, а ночью преследуют их сказочно преломленные образы. Это и вызывает отказ от сна, страх перед ним, поскольку ребенка пугает невозможность проснуться ночью, когда Баба Яга, реализуя свои угрозы, вот-вот отправит его в печку, волк съест живым, а Кощей Бессмертный всему этому поможет. Чувство бессилия, ужаса перед неотвратимостью надвигающейся катастрофы, то, что позже будет ассоциироваться со смертью, впервые постигается ребенком именно во сне.

Испытываемые во сне страхи перед расправой со стороны сказочных чудовищ и страхи от самой невозможности проснуться порождают боязнь замкнутого пространства, которая больше всего выражена в 3 года.

В этом возрасте интенсивные запреты взрослых образуют также своего рода замкнутое психологическое пространство для ребенка. Особенно тяжело переносится ситуация, когда, наказывая детей, их запирают в тесное и темное помещение или просто оставляют одних, и они не могут выйти, несмотря на все подрастающее чувство беспокойства и страха, подобно тому как они не могут проснуться в кошмарном сне.

В 3 года больше всего выражена и боязнь темноты, что усиливает контрастность страхов, возникающих в замкнутом пространстве, при засыпании и сне. В 4 года у девочек и в 5 лет у мальчиков, т. е. в границах рассматриваемого дошкольного возраста, чаще всего проявляется возрастной страх одиночества, как бы подчеркивая повышенную эмоциональную чувствительность детей к единению с взрослыми, поддержке и защите с их стороны (Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н.,1977).

В 3 и особенно в 4 года боязнь одиночества, темноты и замкнутого пространства образует связанную между собой триаду страхов, проявляясь вечером перед сном, когда ребенок лежит один, без света, в закрытой комнате. Ожидание наступления сна, а нередко и связанных с ним кошмарных сновидений вызывает смутное чувство беспокойства, которое усиливается темнотой. В итоге нарастающее возбуждение препятствует наступлению сна (Захаров А.И.,1988).

Если беспокойство незначительно, дверь приоткрыта и родители где-то рядом, сон наступает через некоторое время. Когда же беспокойство превращается в страх, то требуется либо постоянно горящая лампа, либо присутствие в комнате одного из родителей. Внимание, теплота и ласка, оказанные ими, действуют успокаивающим образом, уменьшают вероятность появления кошмарных сновидений.

Плач

В дошкольном возрасте чаще всего плачут (по оценке родителей) мальчики 3 и девочки 4 лет, что подчеркивает особую эмоциональную чувствительность этого возраста.

Плач, как и радость, смех, — одно из наиболее частых выражений эмоций у детей. Начиная с 1 года, ребенок может выражать свои потребности не только плачем, но и словами, но плач остается преимущественно средством выражения чувств.

Если ребенок мало говорит, но много плачет, это симптом эмоционального расстройства, указывающий на боязнь выразить вслух свои чувства и желания. Когда ребенок мало говорит и не плачет, это свидетельствует как о флегматическом темпераменте, так и о недоразвитии эмоций или их заторможенности и депрессии. Так бывает при отставании в психическом развитии, сильных переживаниях (в том числе связанных с ранним отрывом от матери) и недостатке положительных эмоций. В детском доме или круглосуточных яслях и садах дети плачут меньше, чем те, кто воспитывается дома, и это является следствием отсутствия материнской любви и заботы, способствующих своевременному развитию эмоций и эмоциональной чувствительности в целом. Чрезмерная забота и опека на фоне полной вседозволенности со стороны родителей, как правило, сопровождаются повышенной капризностью у детей, одним из проявлений которой и является плач, доходящий до истерик. Наличие плача-протеста может рассматриваться как реакция на ограничение жизненно важных интересов и потребностей, с которыми не может примириться ребенок. Иногда плач возникает как способ привлечь внимание родителей, как своеобразная просьба помочь, вмешаться, разрешить ту или иную волнующую ситуацию.

Для детей с признаками невротических расстройств характерна импрессивность — внутренняя переработка чувств и переживаний, которые накапливаются постепенно, и могут прорваться только при стечении особо неблагоприятных обстоятельств. Для этих детей плач не является непосредственным выражением эмоций, поскольку они сдерживают свои чувства при высокой потребности в разрядке. Подобное вынужденное блокирование выражения чувств не проходит бесследно и способствует, наряду с другими причинами, нарастанию внутреннего нервного напряжения, которое, в свою очередь может проявиться в невротических тиках. Как только в силу тех или иных причин прорывается психологический барьер, сдерживающий активность ребенка, и он начинает плакать, тики заметно уменьшаются и даже способны сойти на нет.

Заслуживает рассмотрения такое явление, как плаксивость. В психологическом плане это симптом внутренней неудовлетворенности, беспокойства и недовольства какими-либо сторонами взаимоотношений. Иногда ребенок «ноет», со слов родителей, только потому, что у него плохое настроение, он неспокоен, им никто не занимается, и он не может занять себя. В ряде случаев лежащее в основе данной формы плача расстройство настроения вызвано и повышенной чувствительностью к перемене погоды, физически плохим самочувствием и внутренними, не зависящими от психологических причин колебаниями настроения.

Плачущий ребенок, будучи в состоянии аффекта, плохо понимает замечания, советы и приказы, поэтому воспитывать при плаче бесполезно. Недопустимо наказание плачущего, так как впоследствии он легко может забыть, за что был наказан. Не следует спешить обрывать плач, делая из него самого еще одну, далеко не самую важную проблему. Когда плач носит характер явной истерики, самое лучшее — как раз не подкреплять его повышенным вниманием, а предоставить возможность выхода нервного напряжения. В остальных случаях с плачем нужно спокойно разобраться, что возможно только при доверительном контакте и гарантии отсутствия наказания.

Задача по формированию и поддержанию в группе жизнерадостной атмосферы – обязанность воспитателя. Также, в его функции входит проведение разнообразных эмоционально насыщенных игр, выработка у детей уверенности в своих силах и возможностях. Однако, если, несмотря на принятые меры, плаксивость сохранится, она, скорее всего, явится признаком болезненного состояния или неблагополучия в семье и окончательно устранить ее можно только в тесном взаимодействии с родителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: