Предмет, цель и задачи когнитивной психофизиологии. Механизмы специализации мозга в отношении когнитивных функций.
Проблема внимания в современной психофизиологии. Свойства и виды внимания. Непроизвольное внимание. Механизмы непроизвольного внимания и ориентировочный рефлекс. Произвольное внимание. Нейрофизиологические механизмы внимания. Теории фильтра, вызванного внимания и предваряющего эффекта. Методы изучения свойств внимания.
Психофизиология памяти. Энграмма. Концепция временной организации памяти. Кратковременная и долговременная память. Концепция состояний памяти. Организация активной памяти. Концепция распределённой памяти. Нейрофизиологические исследования распределенности энграммы. Концепция информационного содержания памяти. Декларативная (эксплицитная) и недекларативная (имплицитная) память. Семантическая память. Молекулярные механизмы долговременного запоминания.
Виды мыслительной деятельности. Основные операции и процедуры мышления. Вторая сигнальная система и речь. Функции речи: коммуникативная, регулирующая, программирующая. Структура процесса мышления. Вербальный и невербальный интеллект. Функциональная активность мозга и особенности мыслительной деятельности. Мышление и функциональная асимметрия мозга
|
|
Основные термины и понятия: когнитивная психофизиология, произвольное и непроизвольное внимание, ориентировочный рефлекс, энграмма, кратковременная и долговременная память, декларативная (эксплицитная) и недекларативная (имплицитная) память, эпизодическая память, семантическая память, процедурная память, образная память, сенсорная память, эмоциональная память, мышление, образное и логическое мышление.
Контрольные вопросы
1. Что такое внимание?
2. Как различаются генерализованная и локальная активация?
3. Назовите и охарактеризуйте основные концепции сознания.
4. Каковы основные виды и формы бессознательного?
5. Что такое кратковременная и долговременная память?
6. В чём различие между декларативной и процедурной памятью?
7. Каковы виды мыслительной деятельности?
8. Какие основные операции и процедуры мышления?
9. Назовите и охарактеризуйте виды научения.