Усовершенствованные покрытия очищают механическими щетками, поливомоечными или подметально-уборочными машинами в сочетании с мойкой.
При большом скоплении грязи на покрытии (около переездов, съездов и т. д.) прибегают к комбинированной очистке, т. е. механической щеткой и поливомоечной машиной.
Обеспыливание покрытий переходного и низшего типов, устроенных без применения органических вяжущих, осуществляют путем обработки их поверхности обеспыливающими материалами. Виды обеспыливающих материалов, ориентировочные нормы их расхода на 1 м2 и продолжительность действия даны в табл. 11.3.7.
Таблица 11.3.7
Нормы расхода материалов и продолжительность действия
Материал | Ед. изм | Нормы расхода материалов на 1 м2 покрытия | Срок действия, сут. | ||
гравийного | щебеночного | грунтового | |||
Гигроскопические | |||||
Кальций хлористый технический: кальцинированный | кг | 0,6-0,7 0,8-0,9 | 0,4-0,5 0,6-0,7 | 0,7-0,8 0,9-1,0 | 20-40 |
Плавленый | кг | 0,8-0,9 1,0-1,01 | 0,6-0,8 0,7-1,0 | 0,9-1,0 1,1-1,2 | 20-40 |
Жидкий | л | 1,3-1,7 2,0-2,2 | 1,0-1,5 1,5-2,0 | 1,7-2,0 2,2-2,4 | 15-25 |
Кальций хлористый ингибированный фосфатами (ХКФ) | кг | 0,7-0,8 0,9-1,0 | 0,5-0,6 0,7-0,8 | 0,8-0,9 1,0-1,1 | 25-40 |
Техническая поваренная соль (в виде раствора 30 %-ной концентрации) | л | 1,5-2,2 2,4-3,0 | 1,2-2,0 2,0-2,6 | 1,8-2,8 3,4-4,0 | 15-20 |
Техническая соль сильвинитовых отвалов: твердая | кг | 0,8-1,2 1,4-1,8 | 0,6-1,0 1,2-1,6 | 1,0-1,4 1,6-2,0 | 15-25 |
Жидкая | л | 1,6-2,5 2,7-3,3 | 1,4-2,2 2,4-3,0 | 2,0-3,0 3,6-4,2 | 15-20 |
Вода морская лиманная или соленых озер | л | 1,0-1,5 1,5-2,0 | 0,8-1,3 1,3-1,8 | 1,5-2,0 2,0-2,5 | 3-5 |
Вода техническая | л | 1,0-2,0 | 0,5-1,5 | 1,5-2,5 | 0,04-0,12 (1-3 ч) |
Органические | |||||
Лигносульфонаты технические (марка В 50 %-ной концентрации) | л | 1,6-2,0 1,2-1,6 | 1,4-1,8 1,0-1,4 | 1,8-2,2 1,6-2,0 | 20-30 |
Лингнодор | л | 1,6-2,0 1,2-1,6 | 1,4-1,8 1,0-1,4 | 1,8-2,2 1,6-2,0 | 40-45 |
Сульфитный щелок (10 %-ной концентрации) | л | 4,0-6,0 3,0-5,0 | 3,5-5,0 2,5-4,0 | 4,5-6,5 3,5-5,5 | 15-20 |
Жидкий битум и дегти | л | 0,8-1,0 | 0,7-1,0 | 1,0-1,2 | 30-90 |
Битумные эмульсии | л | 1,2-1,5 | 1,0-1,3 | 1,5-2,0 | 30-90 |
Сырые нефти | л | 0,8-1,0 | 0,7-1,0 | 1,0-1,2 | 30-90 |
Повторно обрабатывают при появлении первых признаков образования пыли. Нормы расхода обеспыливающих материалов при этом уменьшают в 2 раза по сравнению с нормами для первой обработки.
|
|
Число обработок за сезон определяют с учетом продолжительности, теплого периода, в течение которого наблюдается образование пыли, числа дождливых дней и срока действия обеспыливающих материалов.
Готовые растворы и рассолы хранят в цистернах вместимостью 20...100 м3 или в бетонных закрытых хранилищах. Органические обеспыливающие вяжущие, поставляемые в цистернах, хранят в закрытых хранилищах, оборудованных системой подогрева.
Для распределения обеспыливающих материалов наряду с дорожными поливомоечными машинами (табл.11.3.8) могут быть использованы сельскохозяйственные распределители жидких и твердых минеральных удобрений (РЖТ, РУМ-3, КСА-3 и т. д.).
|
|
Таблица 11.3.8
Технические характеристики универсальных машин для содержания дорог
Параметры | Марка машины | |||
КО-804 | КДМ-130В | КО-806 | КО-713 | |
Базовое шасси | ЗИЛ-433362 | ЗИЛ-433362, ЗИЛ-431412 | КамАЗ-4925 | ЗИЛ-433362 |
Вместимость цистерны, м3 | 6,0 | 6,0 | - | 6,35 |
Вместимость кузова, м3 | - | 3,25 | - | 3,0 |
Масса загружаемой воды, кг | - | - | - | |
Ширина рабочей зоны, м: | ||||
при мойке | 8,5 | 8,5 | ||
при поливке | ||||
при подметании | 2,3 | 2,34 | - | - |
при снегоочистке | 2,3-2,65 | 2,7-3,0 | - | 2,5 |
при распределении противогололедных материалов (4 м) | 4-10 | - | 4-9 | |
Диаметр очищаемых трубопроводов, мм | 50-300 | - | - | - |
Длина очищаемых с одной установки трубопроводов, м | - | - | - | |
Удельный расход воды, л/м2: | ||||
при мойке | - | - | 0.7 | - |
при поливке | - | - | 0,2 | - |
Полная масса, кг | - | |||
Габаритные размеры, м | - | - | 7,4´2,5´3,0 | 8,6´3´2,7 |
Гравийные покрытия обеспыливают двумя способами: пропиткой и смешиванием на дороге минерального материала покрытия с обеспыливающим материалом.
Раствор при пропитке желательно разливать на покрытие, материал которого имеет влажность, равную или меньшую оптимальной. При норме более 1,5 л/м2 разливают за два-три приема. Каждый последующий розлив производят после того, как раствор предыдущего полностью впитался в покрытие. Органические обеспыливающие материалы разливают при температуре, обеспечивающей нормальное впитывание (табл. 11.3.9).
Таблица 11.3.9
Температура материала при разливе
Материал | Марка | Температура разлива, С |
Нефтяные жидкие битумы | МГ 40/70, СГ 40/70 | 50-70 |
Дегти | Д-1, Д-2 | 25-50; 50-60 |
Технический лигносульфонта (ТЛС): | ||
50 %-ной концентрации | А, В | 50-70 |
40 %-ной концентрации | А, В | 20-30 |
30 %-ной концентрации | А, В | 10-20 |
Сульфитный щелок | - | Без подогрева |
Отработанные масла | - | Без подогрева |
Битумные эмульсии | Анионные | Без подогрева |
Твердые гигроскопические соли распределяют в такой последовательности: разливают воду 0.5...2 л/м2 (при сухом покрытии); распределяющие проезжей части твердые соли по норме, приведенной в табл. 11.3.7.
Метод смешивания на дороге при обработке покрытия обеспыливающими материалами применяют на завершающем этапе ремонта гравийных и им подобных покрытий. В этом случае вывезенную в конуса гравийную смесь оптимального состава для верхнего слоя покрытия (слоя износа) разравнивают автогрейдером за четыре круговых прохода на всю ширину покрытия; разливают раствор или распределяют твердый обеспыливающий материал в количестве 80 % от нормы. Нормы, приведенные в табл. 11.3.7, увеличивают в 3...5 раз в зависимости от толщины обрабатываемого слоя. При скорости распределительных средств 8...10 км/ч, тщательно перемешивают смесь, разравнивают и профилируют автогрейдером. При необходимости в гравийный материал добавляют воду, доводя смесь до оптимальной или близкой к ней влажности, уплотняют самоходными пневмокатками за 8...10 проходов по каждому следу, разливают по покрытию готовый раствор или распределяют материал втвердом виде в количестве 20 % от нормы.
В течение 5...7 дней после проведения мероприятий по обеспыливанию регулируют движение транспортных средств, чтобы получить равномерно накатанную поверхность и обеспечить лучшее формирование покрытия.