Магомет

Основоположник ислама Магомет (правильнее - Мухаммед) родился в городе Мекке в 571 году новой эры. Аравия того времени не имела единой религии и в этом отношении в ней царил полный хаос. Культ древних арабских богов перемешивался с язычеством и с тотеизмом; существовало поклонение солнцу и луне, культ предков, культ мертвых, вера во всевозможных духов. Очень распространено было камнепоклонничество. Особо чтимой святыней был Эсвад - большой черный камень-метеорит, вделанный в стену Каабы - языческого храма города Мекки. Кроме того, некоторые арабские племена на Аравийском полуострове уже исповедовали иудаизм, а многие племена Сирии - христианство [16, с. 172].

Под влиянием этих двух религий в Аравии начал выкристаллизовываться принцип единобожия и постепенно оформилось религиозное течение - ханифизм, который можно считать предвестником ислама. Ханифы решительно выступали против идолопоклонничества, утверждая, что существует только один Бог.

Магомет, оставшись сиротой, вынужден был с юных лет зарабатывать себе на пропитание. Вначале он был пастухом, а возмужав, стал наниматься в сопровождение караванов. Удачная женитьба на богатой и знатной женщине в значительной степени определила его дальнейший жизненный путь. Склонный к уединению и размышлениям, Магомет по ночам проводил долгие часы за молитвой и ему стали являться видения. Самым известным стало видение о путешествии будущего Пророка в Иерусалим, где он повидал Авраама, Моисея и Иисуса Христа и даже оставил на скале в городе след своей ноги. Для размышления над религиозными и философскими проблемами Магомет часто уединялся и медитировал в одной из пещер близ Мекки. После нескольких лет таких размышлений однажды он услышал в пещере голос. Этот голос принадлежал архангелу Гавриилу, который призывал его выступить с проповедью истины среди людей.

Начиная с 610 года, Магомет выступает с проповедями. Он решительно высказывается против многобожия и призывает к вере в единого Бога - Аллаха (предполагают, что это слово произошло от "ал-иллах", что означает "достойный поклонения"); говорит о бессмертии души и воскресении мертвых, о страшном суде и загробном возмездии, о необходимости установить справедливость в отношениях между людьми, о милосердии и смирении, то есть фактически повторяет основные положения Ветхого Завета, а отчасти и Евангелия.

Однако из-за преследования язычников Магомет вынужден был покинуть Мекку. И тогда, как говорит предание, он обратился, к Всевышнему: "О, Аллах, Ты увел меня из того места, которое я люблю больше всего на свете, так посели меня в том месте, которое больше всего любишь Ты!" И Аллах повелел ему идти в Медину.

Именно этот город был избран для рождения первой мусульманской общины, организованной Магометом. Слово "мусульманин" происходит от "муслим", что означает "покорный", причем покорный Магомету, как верховному вождю, а не "правоверный" - такое значение это слово приобрело позже [16, с. 177].

Именно из этой мединской общины вырос дар-уль-ислам - мир ислама, объединяющий сегодня миллиард верующих в Аллаха.

Здесь началась земная слава Магомета - теперь уже признанный Пророк, он стал главой первого исламского государства, духовным вождем, законодателем, военачальником. С года переселения Пророка в Медину - хиджры - ведут отсчет своей религии мусульмане: от Рождества Христова это был 622 год, а по хиджре - первый.

Вблизи Медины, в селении Куба, была построена первая в мире мусульманская мечеть [63, с. 18]. Однако на Каабу Магомет не только не посягнул, но даже объявил ее главной мусульманской святыней. И в этом видна его большая политическая мудрость: выступив против Каабы, он нажил бы в Аравии много врагов, а признавая ее, он приобрел всеобщие симпатии и психологически подготовил почву для овладения в будущем Меккой.

В состав первой мединской общины Магомет включил и мединских евреев, не требуя от них немедленного приобщения к исламу, хотя в дальнейшем рассчитывал на такое приобщение и постарался облегчить его иудеям.

В первых своих мединских проповедях, характеризующих новое религиозное начало - ислам, Магомет уделяет много внимания Ветхому Завету, принимая за истину все его основные положения: сотворение мира и первых людей, их грехопадение и его последствия, Всемирный потоп, уничтожение Содома и Гоморры и спасение "праведного" Лота, исход евреев из Египта и все чудеса Моисея, дарование ему Господних заповедей и т. д. Моисея он называл Великим Пророком и посланцем Аллаха, но особую честь воздает Аврааму: провозглашает его родоначальником арабов, основателем Каабы, первым ханифом и первым паломником в Мекку, то есть основоположником "хаджа".

Однако мединские евреи всячески старались подорвать авторитет Магомета и снова разжечь вражду между покорившимися ему арабскими племенами. Да и Византия заняла по отношению к нему непримиримо-враждебную позицию. Усложнились отношения с враждебно настроенной Меккой, дело дошло до вооруженного столкновения.

Тональность проповедей Магомета начала меняться. Он стал говорить о необходимости священной войны против неверных, имея в виду, прежде всего, мекканцев, которые, не признавая ислам и мусульманскую общину, закрыли ей доступ к священной Каабе, препятствуя обязательному по Корану хаджу.

Стоит отметить, что Коран написан не самим Магометом. Это сборник его проповедей и поучений, которые частично записывались, а частично запоминались его первыми последователями. Словом "Коран" (в буквальном переводе - "чтение") Магомет называл свои проповеди, подчеркивая, что в их основу ложатся подлинные слова Аллаха, прочитанные ему архангелом Гавриилом. В силу этого мусульмане считают Коран книгой, созданной божественным откровением.

Объединить все записи проповедей и сделать определенную редакцию Корана уже после смерти Пророка сумел его приемный сын - Зейд ибн Саббит. В 651 году он переписал все собранные материалы, разделив их на 114 глав или "сур".

Ислам завоевывал все больше сторонников. Влияние и могущество Магомета росло. Действуя силой убеждения, а там, где это не помогало - силой оружия, Магомет обратил в ислам Мекку, а к 631 году практически и весь Аравийский полуостров. Из Каабы он приказал выкинуть всех идолов, но сам храм и черный камень - Эсвад - объявил величайшей святыней Ислама.

В 632 году Великий Пророк умер. Незадолго до своей кончины Пророк сказал: "Нет на земле другого места, кроме Медины, где я хотел бы быть похороненным". И повторил эти слова трижды.

Он похоронен в Медине, его мраморная гробница находится в мечети Эль-Гарам, построенной на том месте, где стоял дом Пророка. Это величайшая святыня Ислама, которая наряду с Каабой служит предметом поклонения паломников-мусульман [16, с. 186].

Магомет был великим и мудрым философом и законодателем, его реформы коснулись не только религиозного спектра, но и общественного, уголовного и гражданского права.

Бог у мусульман, как и у христиан, вечен, всесведущ и всемогущ. Все люди перед ним равны. В мире все совершается по Его воле. И поскольку Им все заранее предрешено и записано в книгу судеб, даже в битве не нужно бояться смерти, ибо ее час для каждого заранее установлен Аллахом, и этот час неотвратим. Отсюда мусульманский фанатизм, то есть вера в то, что никакие обстоятельства не могут отвратить от человека того, что ему предназначено судьбой.

Почти все библейские основы и предания принимаются и Кораном. Чаще всего в Коране повторяются следующие библейские имена: Моисей - 128 раз, Авраам - 63, Иисус - 49, Ной - 42, Дева Мария - 34 раза.

Новшества, которые Магомет внес в семейное право Аравии и, прежде всего, в положение женщины, потрясают.

В доисламской Аравии никаких прав у женщины не было вообще, даже жизнь ее не была защищена от произвола отца или мужа. Власть главы семьи была абсолютной и безграничной: если он хотел, мог убить жену или детей, не неся никакой ответственности. Нередко, особенно в бедных семьях, открыто уничтожали новорожденных девочек, причем, чтобы избежать пролития крови, их живыми закапывали в землю. Жениться можно было без ограничения возраста девочки; за жену давался выкуп ее отцу, то есть женщину просто продавали. В замужестве она не имела никаких юридических прав, то есть не могла иметь собственность, обращаться в суд, наследовать своему мужу, просить развод, овдовев - вторично выйти замуж и т. д.

Муж, наоборот, не имел по отношению к ней никаких обязанностей, мог даже не кормить и не одевать ее; если у нее было какое-то собственное имущество или состояние - с момента вступления в брак оно безраздельно принадлежало мужу. Муж мог в любую минуту выгнать жену из дома, не обеспечив ее ничем.

Магомет внес во все это коренные изменения и предписал гуманное и справедливое отношение к женам и детям. Муж потерял власть над их жизнями и даже над имуществом, - он имел право распоряжаться только третьей частью собственности жены; он обязан был обеспечить жен всем необходимым, выполнять в отношении их ряд строго установленных правил, несоблюдение которых давало жене право требовать развода.

Основные нравственные обязанности, которые предписывает Коран, вполне схожи с требованиями других великих религий мира: справедливость, честность, доброта, правдивость, любовь к ближнему, обязанность защищать веру, достойный образ жизни, чтить Бога и пророков. В отношении внешних обязанностей ислам - на основе Корана и Сунны - предъявляет мусульманам пять требований: твердо верить и исповедовать, что "нет Бога, кроме Аллаха и Магомет Пророк Его"; совершать ежедневно в установленные часы пять ритуальных молитв; совершать паломничество в Мекку хотя бы один раз в жизни (хадж); строго соблюдать посты; часть своего достатка отдавать бедным.

Итогом жизни Великого Пророка, талантливого организатора и полководца, явилось не только создание религии мирового масштаба, но и объединение арабов. Он вырвал их из состояния грубого невежества и политического хаоса, поставил на путь великих завоеваний и культурного роста, который увенчался блестящим расцветом, и создал эпоху в истории мировой цивилизации.

А чрезвычайно важное значение Корана заключается в том, что он послужил основанием для мусульманского юридического права, которое, таким образом, зиждется на чисто религиозных началах - "суд по-божески", тогда как законодательства христианских стран на Евангелие не очень-то оглядываются.

И еще. В сентябре 1993 года в Москве состоялась "Пятая конференция по научным знакам в Коране и Сунне", организованная Исламским Культурным Центром, где учеными Саудовской Аравии и Сирии было показано, что " Пророк Магомет принял от Аллаха 1400 лет назад информацию, отвечающую уровню науки сегодняшнего дня! Понимать Аллаха при этом можно только как ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ, или АБСОЛЮТНЫЙ РАЗУМ. В любых вариантах здесь речь идет о высшем трансцендентном божественном начале - БОГЕ-ДУХЕ, заимствованном из раннего язычества и определяющим базис всех конфессий" [20, с. 50].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: