Практическое занятие № 4

(для управляемой самостоятельной работы)

Тема: «Психологическая структура процесса порождения речевого высказывания»

Задачи:

1. Закрепить знания о психологической структуре процесса порождения речевого высказывания (о звеньях и операциях этого процесса, его смысловой организации и функциях текстов).

2. Научить обследовать экспрессивную речь (её номинативную, предикативную и коммуникативную функции), выявлять особенности операций порождения связного речевого высказывания у детей с ОПФР.

3. Овладеть умением анализировать состояние речевых функций и качество продуктовречевой деятельности детей с нормой и ОПФР.

4. Учить обоснованию направлений и содержания коррекционной работы по развитию самостоятельной связной речи.

Понятийный аппарат: модели порождения речевого высказывания; звенья, компоненты, операции процесса порождения речевого высказывания (мотив, замысел, программа, лексико-грамматические единицы, фонологическая программа); смысловое и семантическое синтаксирование, лексико-грамматическое структурирование; моторное программирование (его кинестетический и кинетический компоненты, выбор интонем и артикулем).

Формируемые умения студентов:

овладение методикой исследования речевых функций, анализом операций порождения связного речевого высказывания и анализом продуктов речевой деятельности детей с нормальным развитием и детей с ОПФР.

Варианты вопросов и заданий для контроля знаний.

1. Кратко законспектировать содержание различных теорий порождения речевого высказывания (подготовить информационно-психологические модули научных статей по указанной проблеме).

2. Письменно раскрыть содержание психологической структуры процесса порождения речевого высказывания (на основе изученных теорий по выбору).

3. Провести сравнительный анализ отечественных и зарубежных теорий порождения речи.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ахутина Т.В. Порождение речи. – М., 1988.

2. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М, 2000.

3. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. - М., 1973.

4. Леонтьев А.А. Психолингвистика. - М., 1997.

5. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1976.

6. Лурия А.Р. «Язык и сознание», лекция X. - М., 1969.

7. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. Гл.1. - М., 1969.

Лабораторное занятие № 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: