(для управляемой самостоятельной работы)
Тема: «Психологическая структура процесса порождения речевого высказывания»
Задачи:
1. Закрепить знания о психологической структуре процесса порождения речевого высказывания (о звеньях и операциях этого процесса, его смысловой организации и функциях текстов).
2. Научить обследовать экспрессивную речь (её номинативную, предикативную и коммуникативную функции), выявлять особенности операций порождения связного речевого высказывания у детей с ОПФР.
3. Овладеть умением анализировать состояние речевых функций и качество продуктовречевой деятельности детей с нормой и ОПФР.
4. Учить обоснованию направлений и содержания коррекционной работы по развитию самостоятельной связной речи.
Понятийный аппарат: модели порождения речевого высказывания; звенья, компоненты, операции процесса порождения речевого высказывания (мотив, замысел, программа, лексико-грамматические единицы, фонологическая программа); смысловое и семантическое синтаксирование, лексико-грамматическое структурирование; моторное программирование (его кинестетический и кинетический компоненты, выбор интонем и артикулем).
|
|
Формируемые умения студентов:
овладение методикой исследования речевых функций, анализом операций порождения связного речевого высказывания и анализом продуктов речевой деятельности детей с нормальным развитием и детей с ОПФР.
Варианты вопросов и заданий для контроля знаний.
1. Кратко законспектировать содержание различных теорий порождения речевого высказывания (подготовить информационно-психологические модули научных статей по указанной проблеме).
2. Письменно раскрыть содержание психологической структуры процесса порождения речевого высказывания (на основе изученных теорий по выбору).
3. Провести сравнительный анализ отечественных и зарубежных теорий порождения речи.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ахутина Т.В. Порождение речи. – М., 1988.
2. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М, 2000.
3. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. - М., 1973.
4. Леонтьев А.А. Психолингвистика. - М., 1997.
5. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1976.
6. Лурия А.Р. «Язык и сознание», лекция X. - М., 1969.
7. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. Гл.1. - М., 1969.
Лабораторное занятие № 1.