Рынок, как механизм («большой» рынок), состоит из отдельных («малых») рынков - капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг). Рынок представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков:
1) рынок рабочей силы;
2) рынок средств про-ва (инвестиционных ресурсов);
3) потребительский рынок (рынок продовольствия, одежды, мебели и т.д.);
4) финансовый рынок.. Он разделяется на: а) денежный рынок (рынок краткосрочных кредитных операций, ценных бумаг, валютный, учетный, межбанковский рынки); б) рынок капиталов (рынки средне- и долгосрочных ценных бумаг и банковских кредитов);
5) рынок услуг;
6) рынок технологий;
7) рынок духовных благ.
Любой рынок можно дробить на все более узкие.
По объектам обмена различают рынок товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок. В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира.
|
|
По механизму функционирования различают свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей); монополизированный (условия про-ва и обращений определяет группа монополий); регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует эконом. инструменты воздействия) рынки.
Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.
В соответствии с действующим законодательством той или иной страны различают легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки.
По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки.
В экономике существуют не только отдельные, изолированные рынки, но и единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом.
Рынок оказывает большое влияние на все стороны хоз. жизни, выполняя ряд существенных функций:
1. Информационная. Через меняющиеся цены, ставки рынок дает участникам про-ва информацию об общественно необходимом кол-ве, ассортименте и качестве товаров и услуг.
2. Посредническая. Рынок позволяет продавцу и покупателю найти друг друга.
|
|
3. Ценообразующая. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена.
4. Регулирующая. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хоз. деятельность. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.
5. Санирующая. С помощью конкуренции рынок очищает общественное про-во от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйств. Средний цикл малого бизнеса не превышает 5 лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы.
Конъюнктура рынка – это эконом. ситуация, складывающаяся на рынке, характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, зарплаты, дивидендов, а также динамикой про-ва и потребления. Инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.