Как бы не существует. Пространство кадра обладает рядом таинственных
Свойств. Только наша привычка к кинематографу заставляет нас не
замечать, как трансформируется привычный для нас зримый мир под влиянием
Существенно другое: когда в реальной
Действительности предмет резко надвигается на нас, верхний край его не
Отрезается концом экрана. Увеличение предмета (приближение наблюдателя)
Не сопровождается тем, что часть заменяет целое, как это случается в
Кино. Существенно и другое: в жизни при приближении к предмету он
Увеличивается, но кругозор наблюдателя, его поле зрения сужается, при
Удалении - обзор увеличивается. В кинематографе - и в этом одна из
Основных особенностей его языка - поле зрения представляет собой
Константную величину. Экранное пространство не может уменьшиться или
Вырасти.
Именно благодаря этой особенности, смена величины (38) изображения
(плана) может в кино быть выражением самых различных -
непространственных значений
Условность киноизображения (а только это позволяет насыщать изображение
Содержанием) определяется, однако, не только прямоугольной границей
Экрана. Изображаемый мир трехмерен, а экран располагается в двух