Глава VII

О ЦЕЛЯХ ИЛИ РЕЗУЛЬТАТАХ РАССУЖДЕНИИ Во всяком рассуждении (discourse), руководимом желанием познать, бываетцель, она состоит или в нахождении этого знания, или в отказе от него. И гдебы ни была прервана цепь рассуждения, имеется цель для данного момента. Если рассуждение происходит лишь в уме, то оно состоит из чередующихсямыслей о том, что какая-нибудь вещь будет и не будет, что она была и небыла. Таким образом, где бы вы ни прервали цепь человеческого рассуждения,вы всегда оставите рассуждающего при предположении: вещь будет, или вещь небудет, или вещь была или не была. Все это представляет собой мнение. И какуюроль играет чередующееся желание при обдумывании относительно добра и зла,такую же - чередующееся мнение в исследовании истины относительно прошлого ибудущего. Аналогично тому, как последнее желание при обдумывании называетсяволей, последнее мнение при исследовании истины относительно прошлого ибудущего называется суждением, или решительным и окончательным мнением,того, кто рассуждает. Суждение, или окончательное мнение. Сомнение. И аналогично тому, каквся цепь чередующихся желаний в вопросе добра или зла называетсяобдумыванием, так и цепь чередующихся мнений в вопросе истины или лжиназывается сомнением. Никакое рассуждение не может закончиться абсолютным знанием прошлогоили будущего факта, ибо что касается знания факта, то оно дано прежде всегов ощущении, а затем в памяти. А что касается знания последствий, которое,как я раньше сказал, называется наукой, то оно не абсолютно, а условно. Ниодин человек не может узнать путем рассуждения, что это или то есть, былоили будет, что было бы абсолютным знанием, а лишь, что если это есть, то ито есть; если это было, то и то было; если это будет, то и то будет. Этоусловное знание, причем не последовательности вещей, а лишьпоследовательности имен вещей. Наука. Мнение. Вот почему когда рассуждение переложено в речь, котораяначинается с определений слов и дальше идет к соединению их в общиеутверждения, а от них - к силлогизмам, то результат, или последний итог,называется заключением, а обозначенная им мысль есть то условное знание, илизнание последовательности слов, которое обычно называется наукой. Но, еслипервым основанием такого рассуждения не являются определения или еслиопределения неправильно объединены в силлогизмы, тогда результат, илизаключение, есть снова мнение, именно мнение об истинности чего-тосказанного, хотя это иногда сказано в нелепых и бессмысленных словах, понятькоторые нет никакой возможности. Со-ведение (Conscious). Когда два человека или более знают один и тотже факт, тогда говорят, что они сознают, или, что то же самое,- сообща знаютэто. И так как каждый из них является наиболее подходящим свидетелем поотношению к другому или по отношению к третьему, то всегда считалось и будетсчитаться очень дурным деянием говорить против своего со-ведения(conscience) либо путем подкупа или насилия заставлять это делать другого.Таким образом, к доводам со-ведения очень внимательно прислушивались во всевремена. Впоследствии люди стали употреблять то же слово в метафорическомсмысле, обозначая им знание собственных скрытых деяний и сокровенных мыслей,почему и говорится риторически, что совесть (conscience) есть тысячасвидетелей. И в конце концов люди, питающие сильное пристрастие к своимновым мнениям (как бы ни были они абсурдны) и склонные упорно поддерживатьих, тоже дали этим мнениям почетное имя совести, считая незаконным менять ихили говорить против них. Таким образом, они утверждают, будто знают, что этимнения истинны, между тем они знают самое большее лишь то, что они такдумают. Доверие (Belief). Вера (Faith). Если чье-либо рассуждение начинается нес определений, то оно начинается или с какого-нибудь собственногоразмышления, и тогда оно по-прежнему называется мнением, или же - скакого-нибудь высказывания другого человека, в отношении которогорассуждающий не сомневается, что он способен знать истину и настолькочестен, чтобы не обманывать, и тогда рассуждение касается не столько вещи,сколько лица, и решение в этом случае называется доверием и верой: довериемк человеку, верой как в человека, так и в истинность того, что он говорит.Таким образом, в этой вере заключаются два мнения: одно - о высказываниичеловека, другое - о его качествах. Верить в человека, или доверять ему,означает одно и то же, а именно мнение о правдивости человека, но веритьтому, что сказано, означает лишь мнение об истине высказанного. Однако мыдолжны заметить, что форма "я верю в", так же как и латинская credo in игреческая nwsevw eig, употреблялась всегда лишь в писаниях богословов.Вместо нее в других писаниях употреблялись: "я верю ему, "я доверяю ему", "яимею доверие к нему", "я полагаюсь на него", по-латы-ни credo illi; fidoilli, причем особенность церковников в употреблении слов способствовалавозникновению многих споров о настоящем предмете христианской веры. Однако под выражением "вера в", употребляемым при изложении Символаверы, подразумевается не доверие к личности, а вероисповедание и признаниевероучения (doctrine). Ибо не только христиане, но всякого рода люди такверят в Бога, что считают за истину все услышанное от него независимо оттого, понимают они это или нет, каковая вера и доверие являются единственновозможными для какой бы то ни было личности. Однако все другие, кромехристиан, совершенно не верят в учение христианства. Из сказанного мы можемзаключить, что если мы верим в истину какого-либо высказывания не наосновании аргументов, почерпнутых из самой вещи или из принциповестественного разума, а на основании авторитета и доброго мнения, которое мыимеем о том, кто сказал это, то объектом нашей веры является говоривший, илилицо, в которое мы верим или которому мы доверяем и слово которого мыприемлем, и лишь ему мы оказываем честь нашим доверием. И следовательно,когда мы, не имея непосредственного откровения от Бога, верим, что Священноеписание есть Слово Божие, то наша вера и доверие относятся к церкви, словокоторой мы приемлем и соглашаемся с ним. А те, кто верит тому, чтокакой-нибудь пророк говорит им от имени Бога, приемлют слово пророка,оказывают ему честь и доверие, принимая за истину то, что он имрассказывает, независимо от того, является ли он истинно- или лжепророком.Так же обстоит дело и со всякой другой историей. Ибо если я не стал быверить всему, что написано историками о славных деяниях Александра илиЦезаря, то я не думаю, чтобы дух Александра или Цезаря или кто-либо иной,кроме историка, имели основательный повод считать себя оскорбленными. ЕслиЛивии говорит, будто боги однажды сделали так, что корова заговорила, а мыэтому не верим, то мы не доверяем не Богу, а Ливию19. Таким образом,очевидно, что если мы верим чему-нибудь, не имея для этого иной причины,кроме авторитета людей и их писаний, то это только вера в этих людейнезависимо от того, посланы они Богом или нет. Начало формы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: