Порядок сборки электродвигателей зависит от габарита и особенностей их конструкции. Обычно сборку электродвигателей проводят в изложенной ниже последовательности.
У электродвигателей 1—4-го габаритов на конец вала с напрессованным подшипником устанавливают передний подшипниковый щит. Перед установкой проверяют чистоту посадочного места в щите под подшипник и смазывают посадочное место тонким слоем машинного масла. Для облегчения установки по щиту постукивают легким молотком через деревянную или медную прокладку.
Подшипниковую камеру заполняют смазкой УТВ. Подшипниковые камеры электродвигателей сельскохозяйственного назначения, тропического, влагоморозостойкого и химического исполнения рекомендуется заполнять смазкой ЦИАТИМ 203. Смазка должна заполнять не менее 50% и не более 75% от объема подшипниковой камеры.
На вал ротора надевают наружную крышку подшипника., совмещают отверстия в крышке с отверстиями в подшипниковом щите, вставляют в отверстия болты и заворачивают их до отказа.
Осторожно вводят ротор в расточку статора, следя за тем, чтобы не повредить лобовые части обмотки и активную сталь ротора и статора.
При сборке электродвигателей 5—9-го габаритов вначале в расточку статора вводят ротор с помощью специального приспособления (рис 15).Перед вводом чтобы не повредить активную сталь, на нижнюю расточку статора кладут прокладку из электротехнического картона или плотной бумаги.
После ввода в расточку на вал ротора устанавливают передний подшипниковый щит, совмещают отверстия в подшипниковом щите и в корпусе статора и вставляют в них в зависимости от габарита электродвигателя направляющие штифты диаметром 8, 10 или 12 мм и длиной 100 мм.
С помощью штифтов совмещают замок подшипникового щита с выточкой на статоре и легкими ударами молотка через деревянную или медную прокладку вводят замок в выточку. Извлекают штифты, вставляют в отверстия болты крепления подшипниковых щитов и заворачивают, не довернувих до конца на один - полтора оборота.
У электродвигателей 5—9-го габаритов вынимают из расточки статора прокладку и освобождают конец вала ротора от захватов приспособления. На свободный конец вала устанавливают подшипниковый щит, совмещают отверстия в щите с отверстиями в станине и вставляют в них направляющие штифты. Легкими ударами молотка по щиту через деревянную или медную прокладку вводят замок щита в выточку станины ста тора.
Заполняют смазкой камеру подшипника, устанавливают и закрепляют крышку подшипника.
Вынув направляющие штифты из отверстий, вставляют и заворачивают болты крепления заднего подшипникового щита, не довернув до упора на один - полтора оборота. Поочередно заворачивают болты крепления переднего и заднего подшипниковых щитов, контролируя равномерность затяжки щитов проворачиванием ротора, за вал рукой. После затяжки болтов ротор электродвигателя должен свободно вращаться в подшипниках.
У электродвигателей закрытого исполнения надевают и крепят вентилятор на валу. Затем надевают кожух вентилятора и закрепляют его на станине винтами. Проворачивая вал вручную, убеждаются в отсутствии задевания лопастей вентилятора за кожух. Вставляют шпонку в шпоночную канавку и напрессовывают шкив или муфту с помощью приспособления.
Особенности сборки электродвигателей заключаются в следующем: перед сборкой проверяют состояние пресс-масленок, завернутых в крышки подшипников, и запрессовывают в крышки резиновые манжетные уплотнения. Перед установкой подшипниковых щитов для обеспечения герметичности электродвигателя замковые поверхности щитов и выточку в станине покрывают сгущенной эмалью. Этой же эмалью покрывают наружные прокладки крышек подшипников, патрубка и коробки выводов. При отсутствии эмали указанные поверхности допускается покрывать слоем смазки ЦИАТИМ-203.
В остальном процесс сборки электродвигателей сельскохозяйственного назначения не отличается от процесса сборки электродвигателей общепромышленного применения.
Таблица 1. Выявленные неисправности, способы обнаружения и ремонта.
Дефекты, технические условия и указания по выбраковке деталей | Способ обнаружения дефектов, приборы и инструмент | Способ ремонта | Выявленные неисправности |
1. Трещины и сколы на корпусе и лапах электродвигателя Корпус электродвигателя выбраковывают и не принимают в капитальный ремонт при наличии трещин длиной более половины длины корпуса, если отбито более двух лап, а также при сколах гнезд крепления подшипниковых щитов | Осмотр. Измерение длины трещины линейкой | Капитальный ремонт | |
2.Износ или срыв резьбы в отверстиях под болты крепления подшипниковых щитов и в отверстиях под винты крепления кожуха вентилятора К дальнейшей эксплуатации допускается резьба, имеющая не более двух сорванных ниток. При нарезании резьбы ремонтного размера двигатель комплектуют болтом ремонтного размера, а в ушке подшипникового щита рассверливают отверстие соответствующего диаметра | Осмотр. Проверка новым винтом | Нарезание резьбы ремонтного размера | |
3.Забоины и заусенцы на посадочных местах под подшипниковые щиты | Осмотр | Зачистка забоин и заусениц | |
4.Трещины или сколы на подшипниковых щитах | Осмотр | Капитальный ремонт | |
5.Обгорание, обугливание обмотки статора, фазного ротора или отдельных частей | Осмотр | Капитальный ремонт | |
6. Нарушение лакового покрова лобовых частей обмотки Трещины, сколы лакового покрова и непропитанные участки на лобовых частях обмотки не допускаются | Осмотр | Покрытие лаком | |
7. Обрыв, ослабление или потеря механической прочности бандажами лобовых частей обмоток | Осмотр | Замена бандажей | |
8. Ослабление или выпадение пазовых клиньев Крепление клиньев считается удовлетворительным, если при одновременном приложении пальца руки к клину и к железу сердечника и при легком постукивании по клину молоточком не будет ощущаться его перемещение | Осмотр. Проверка крепления пазовых клиньев постукиванием молоточком через наставку | Замена клиньев | |
9. Механическое повреждение изоляции выводных проводов | Осмотр | Изолирование мест повреждений | |
10. Трещины на изоляции по всей длине выводных проводов, механические повреждения, распространяющиеся на токоведущие жилы выводных проводов | Осмотр | Замена выводных проводов | |
11. Увлажнение обмоток статора и фазного ротора. Сушке подлежат обмотки, сопротивление изоляции которых менее 1МОм при температуре 15°С двигатель подлежит капитальному ремонту, если после сушки сопротивление изоляции обмоток менее 1МОм при 15° С | Измерение сопротивления изоляции обмоток статора относительно корпуса и между обмотками, а обмоток фазного ротора относительно вала мегаомметром на 1000В. | Сушка изоляции обмоток, пропитка, сушка после пропитки | |
12. Следы подгорания или перекрытия дугой на клеммной колодке | Осмотр | Зачистка поверхностей, покрытие изоляционным лаком | |
13. Трещины и выгорание изоляции на клеммной колодке | Осмотр | Замена колодки | |
14. Коррозия на поверхности активной стали статора или ротора | Осмотр | Зачистка поверхности, покрытие лаком | |
15. Вмятины на поверхности активной стали статора или ротора | Осмотр | Правка, Зачистка поверхности, покрытие лаком | |
16. Следы задевания ротора за активную сталь статора | Осмотр | Зачистка поверхности, покрытие лаком | |
17. Ослабление шихтовки активной стали статора и ротора, повреждение листов стали Состояние шихтовки стали статора и ротора проверяют, вставляя между листами тонкое лезвие ножа. При постукивании по стали деревянным молотком пластины не должны издавать дребезжащий звук, а с сердечника не должна выделяться пыль красноватого цвета, свидетельствующая об ослаблении прессовки или нарушении изоляции листов. Состояние шихтовки считается удовлетворительным, если при небольшом усилии лезвие не входит между листами. | Осмотр. Проверка величины сжатия листов | Капитальный ремонт | |
18.Износ посадочных мест под подшипники в подшипниковых щитах | Измерение диаметра отверстий под подшипник нутромером и внешней обоймы подшипника микрометром | Капитальный ремонт | |
19. Изгиб вала ротора К эксплуатации допускаются валы, у которых радиальное биение концов и мест выхода из пакета ротора не превышает 0,05 мм, а радиальное биение шеек вала около подшипников не превышает 0,02 мм | Измерение величины изгиба. Индикатор часового типа, стойка | Капитальный ремонт | |
20. Сдвиг пакета ротора относительно вала Состояние посадки пакета ротора на валу проверяют легкими ударами молотка в торец вала через прокладку из мягкого металла. При этом палец руки, прижатый к валу и пакету, не должен ощущать смещение вала. Задняя упорная шайба должна прилегать к упорному буртику вала, а передняя и задняя шайбы — к активной стали сердечника | Осмотр. Проверка сдвига | Капитальный ремонт | |
21. Трещины на валу | Осмотр | Капитальный ремонт | |
22.Трещины и повреждения, коррозия на кольцах, телах качения и на сепараторе подшипников Подшипники выбраковывают при наличии на кольцах, шариках и роликах трещин и выкрашивания металла; при наличии на беговых дорожках цветов побежалости, выбоин и лунок; при наличии на беговых дорожках и шариках коррозии, отслоении металла, глубоких рисок; при наличии на сепараторе сквозных трещин, отломов, отсутствии или ослабле нии заклепок; при наличии на сепараторе забоин и вмятин, препятствующих свободному и плавному вращению колец подшипников Исправный подшипник должен вращаться легко, без заметного. протормаживания и заедания. При вращении должен слышаться глухой шипящий звук. Наличие резкого металлического дребезжания не допускается. | Осмотр. Проверка состояния подшипника вращением наружного кольца | Замена подшипников | |
Примечание. Перед проверкой подшипники промывают в бензине с добавкой 10% автола или дизельного масла. | |||
23. Износ подшипников | Измерение радиального зазора подшипников КИ-6178 | Замена подшипников | |
24.Трещины и сколы на крышках подшипников | Осмотр | Замена крышек | |
25.Износ шеек вала в местах посадки подшипников Измерению подлежат шейки вала, на которых перемещается нижнее кольцо подшипника при приложении небольшого усилия. | Измерение диаметра посадочных мест микрометром | Капитальный ремонт | |
26. Ослабление посадки шкива или муфты на валу ротора Вал электродвигателя подлежит капитальному ремонту при износе поверхности посадочного места до диаметра, меньшего допустимого значения, приведенного ниже | Измерение диаметра посадочного места микрометром и диаметра внутреннего отверстия шкива или муфты нутромером | Капитальный ремонт | |
27.Износ поверхности боковых стенок шпоночной канавки | Осмотр. Измерение ширины канавки штангельциркулем. | Зачистка стенок канавки. Применение шпонки ремонтного размера | |
28. Изгиб лопаток вентилятора, изготовленного из стали | Осмотр | Правка лопаток | |
29. Вмятины на кожухе вентилятора и контактных колец | Осмотр | Рихтовка | |
30. Трещины и пробоины на кожухе вентилятора и контактных колец | Осмотр | Рихтовка, аварка трещин и пробоин | |
31. Повреждение или износ резиновых манжетных уплотнений, запрессованных в крышки подшипников | Осмотр | Замена уплотнений |
Содержание отчёта
1. Тема, цель работы.
2. Объём ТО, ТР электродвигателей.
3.Таблица неисправностей электродвигателя.
4. Выводы и предложения
Контрольные вопросы
- Перечислите операции входящие в объём ТО и ТР электродвигателей?
- Какая последовательность разборки электродвигателей?
- Как определить необходимость суки изоляции обмоток электродвигателя?
- Назовите основные неисправности обмоток?
- Как определить наличие трещин в подшипниковом щите?
- Как выполняется посадка подшипников на вал?
- Перечислите методы сушки электродвигателей?
- Как производиться измерение радиального зазора в подшипниках?
Дополнительная литература.
1. Сердешнов А.П. Янукович Г.И. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования в сельском хозяйстве: Справочник.– Мн. Ураджай. 1993.
2. Пястолов А.А. и др. Эксплуатация и ремонт электроустановок. М. Колос, 1984.
3. Сырых Н.Н. Эксплуатация сельских электроустановок. М. Агропромиздат, 1986.
4. Таран В.П. и др. Справочник по эксплуатации электроустановок. М. Колос,1983
5. Сердешнов А.П., Янукович Г.И. Планирование эксплуатации сельскохозяйственного электрооборудования.–Мн. Ураджай. 1992
6. Янукович Г.И. и др. Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственного электрооборудования. – Мн.: «Ураджай» 2000.
7. Куценко Г.Ф. Монтаж, эксплуатация и ремонт электроустановок. Мн.: Дизайн ПРО 2003.
8. Куценко Г.Ф. Монтаж, эксплуатация и ремонт электроустановок. (Практикум) Мн.: Дизайн ПРО 2003.
9. Пясталов А. А., Ерошенко Г.П. Эксплуатация электрооборудования. – М.; Агропромиздат, 1990.