Сборка электродвигателей

Порядок сборки электродвигателей зависит от габа­рита и особенностей их конструкции. Обычно сборку электродвигателей проводят в изложенной ниже после­довательности.

У электродвигателей 1—4-го габаритов на конец ва­ла с напрессованным подшипником устанавливают пе­редний подшипниковый щит. Перед установкой прове­ряют чистоту посадочного места в щите под подшипник и смазывают посадочное место тонким слоем машинно­го масла. Для облегчения установки по щиту постуки­вают легким молотком через деревянную или медную прокладку.

Подшипниковую камеру заполняют смазкой УТВ. Подшипниковые камеры электродвигателей сельскохо­зяйственного назначения, тропического, влагоморозостойкого и химического исполнения рекомендуется запол­нять смазкой ЦИАТИМ 203. Смазка должна заполнять не менее 50% и не более 75% от объема подшипниковой камеры.

На вал ротора надевают наружную крышку подшип­ника., совмещают отвер­стия в крышке с отверстиями в подшипниковом щите, вставляют в отверстия болты и заворачивают их до отказа.

Осторожно вводят ротор в расточку статора, следя за тем, чтобы не повредить лобовые части обмотки и активную сталь ротора и статора.

При сборке электродвигателей 5—9-го габаритов вначале в расточку статора вводят ротор с помощью специального приспособления (рис 15).Перед вводом чтобы не повредить активную сталь, на нижнюю расточку статора кладут прокладку из электротехнического картона или плотной бумаги.

После ввода в расточку на вал ротора устанавливают передний подшипниковый щит, совмещают отвер­стия в подшипниковом щите и в корпусе статора и встав­ляют в них в зависимости от габарита электродвигателя направляющие штифты диаметром 8, 10 или 12 мм и длиной 100 мм.

С помощью штифтов совмещают замок подшипнико­вого щита с выточкой на статоре и легкими ударами мо­лотка через деревянную или медную прокладку вводят замок в выточку. Извлекают штифты, вставляют в от­верстия болты крепления подшипниковых щитов и заво­рачивают, не довернувих до конца на один - полтора оборота.

У электродвигателей 5—9-го габаритов вынимают из расточки статора прокладку и освобождают конец ва­ла ротора от захватов приспособления. На свободный конец вала устанавливают подшипниковый щит, совме­щают отверстия в щите с отверстиями в станине и вставляют в них направляющие штифты. Легкими уда­рами молотка по щиту через деревянную или медную прокладку вводят замок щита в выточку станины ста тора.

Заполняют смазкой камеру подшипника, устанавливают и закрепляют крышку подшипника.

Вынув направляющие штифты из отверстий, вставляют и заворачивают болты крепления заднего подшипникового щита, не довернув до упора на один - полтора оборота. Поочередно заворачивают болты крепления переднего и заднего подшипниковых щитов, контролируя равномерность затяжки щитов проворачиванием ротора, за вал рукой. После затяжки болтов ротор электродвигателя должен свободно вращаться в подшипниках.

У электродвигателей закрытого исполнения надевают и крепят вентилятор на валу. Затем надевают кожух вентилятора и закрепляют его на станине винтами. Проворачивая вал вручную, убеждаются в отсутствии задевания лопастей вентилятора за кожух. Вставляют шпонку в шпоночную канавку и напрессовывают шкив или муфту с помощью приспособления.

Особенности сборки электродвигателей заключаются в следующем: перед сборкой проверяют состояние пресс-масленок, завернутых в крышки под­шипников, и запрессовывают в крышки резиновые ман­жетные уплотнения. Перед установкой подшипниковых щитов для обеспечения герметичности электродвигате­ля замковые поверхности щитов и выточку в станине покрывают сгущенной эмалью. Этой же эмалью покрывают наружные прокладки крышек под­шипников, патрубка и коробки выводов. При отсут­ствии эмали указанные поверхности допуска­ется покрывать слоем смазки ЦИАТИМ-203.

В остальном процесс сборки электродвигателей сель­скохозяйственного назначения не отличается от про­цесса сборки электродвигателей общепромышленного применения.

Таблица 1. Выявленные неисправности, способы обнаружения и ремонта.

Дефекты, технические условия и указания по выбраковке деталей Способ обнаружения дефектов, приборы и инструмент Способ ремонта Выявленные неисправности
       
1. Трещины и сколы на корпусе и лапах элек­тродвигателя Корпус электродвига­теля выбраковывают и не принимают в ка­питальный ремонт при наличии трещин дли­ной более половины длины корпуса, если отбито более двух лап, а также при сколах гнезд крепления под­шипниковых щитов Осмотр. Измерение длины трещины линейкой Капитальный ремонт  
2.Износ или срыв резьбы в отверстиях под болты крепления под­шипниковых щитов и в отверстиях под вин­ты крепления кожуха вентилятора К дальнейшей экс­плуатации допускается резьба, имеющая не более двух сорванных ниток. При нарезании резьбы ремонтного размера двигатель комплектуют болтом ремонтного размера, а в ушке подшипнико­вого щита рассверли­вают отверстие соот­ветствующего диамет­ра Осмотр. Проверка новым винтом Нарезание резьбы ремонтного размера  
3.Забоины и заусенцы на посадочных местах под подшипниковые щиты Осмотр Зачистка забоин и заусениц  
4.Трещины или сколы на подшипниковых щитах Осмотр Капитальный ремонт  
5.Обгорание, обуглива­ние обмотки статора, фазного ротора или отдельных частей Осмотр Капитальный ремонт  
6. Нарушение лакового покрова лобовых ча­стей обмотки Трещины, сколы ла­кового покрова и не­пропитанные участки на лобовых частях обмотки не допуска­ются Осмотр Покрытие лаком  
       
7. Обрыв, ослабление или потеря механиче­ской прочности бан­дажами лобовых час­тей обмоток Осмотр Замена бандажей  
8. Ослабление или выпа­дение пазовых клинь­ев Крепление клиньев считается удовлетво­рительным, если при одновременном прило­жении пальца руки к клину и к железу сер­дечника и при легком постукивании по кли­ну молоточком не бу­дет ощущаться его пе­ремещение Осмотр. Проверка крепления пазовых клиньев постукиванием молоточком через наставку Замена клиньев  
9. Механическое по­вреждение изоляции выводных проводов Осмотр Изолирование мест повреждений  
10. Трещины на изоляции по всей длине вывод­ных проводов, меха­нические поврежде­ния, распространяю­щиеся на токоведущие жилы выводных проводов Осмотр Замена выводных проводов  
11. Увлажнение обмоток статора и фазного ротора. Сушке подлежат об­мотки, сопротивление изоляции которых менее 1МОм при температуре 15°С двигатель подлежит капитальному ремон­ту, если после сушки сопротивление изо­ляции обмоток менее 1МОм при 15° С Измерение сопро­тивления изоля­ции обмоток ста­тора относитель­но корпуса и между обмот­ками, а обмоток фазного рото­ра относитель­но вала мегаомметром на 1000В. Сушка изоляции обмоток, пропитка, сушка после пропитки  
12. Следы подгорания или перекрытия ду­гой на клеммной ко­лодке Осмотр Зачистка поверхностей, покрытие изоляционным лаком  
13. Трещины и выгорание изоляции на клем­мной колодке Осмотр Замена колодки  
14. Коррозия на поверх­ности активной стали статора или ротора Осмотр Зачистка поверхности, покрытие лаком  
       
15. Вмятины на поверх­ности активной стали статора или ротора Осмотр Правка, Зачистка поверхности, покрытие лаком  
16. Следы задевания ро­тора за активную сталь статора Осмотр Зачистка поверхности, покрытие лаком  
17. Ослабление шихтовки активной стали ста­тора и ротора, по­вреждение листов стали Состояние шихтовки стали статора и рото­ра проверяют, встав­ляя между листами тонкое лезвие ножа. При постукивании по ста­ли деревянным мо­лотком пластины не должны издавать дребезжащий звук, а с сердечника не дол­жна выделяться пыль красноватого цвета, свидетельствующая об ослаблении прес­совки или нарушении изоляции листов. Состояние шихтовки считается удовлетво­рительным, если при небольшом усилии лезвие не входит между листами. Осмотр. Проверка величины сжатия листов Капитальный ремонт  
18.Износ посадочных мест под подшипни­ки в подшипниковых щитах Измерение диаметра отверстий под подшипник нутромером и внешней обоймы подшипника микрометром Капитальный ремонт  
19. Изгиб вала ротора К эксплуатации до­пускаются валы, у которых радиальное биение концов и мест выхода из пакета ро­тора не превышает 0,05 мм, а радиаль­ное биение шеек вала около подшипников не превышает 0,02 мм Измерение величины изгиба. Индикатор часового типа, стойка Капитальный ремонт  
       
20. Сдвиг пакета ротора относительно вала Состояние посадки пакета ротора на ва­лу проверяют легки­ми ударами молотка в торец вала через прокладку из мягко­го металла. При этом палец руки, прижа­тый к валу и пакету, не должен ощущать смещение вала. Зад­няя упорная шайба должна прилегать к упорному буртику вала, а передняя и задняя шайбы — к активной стали сер­дечника Осмотр. Проверка сдвига Капитальный ремонт  
21. Трещины на валу Осмотр Капитальный ремонт  
22.Трещины и поврежде­ния, коррозия на кольцах, телах каче­ния и на сепараторе подшипников Подшипники выбра­ковывают при нали­чии на кольцах, шари­ках и роликах трещин и выкрашивания ме­талла; при наличии на беговых дорожках цветов побежалости, выбоин и лунок; при наличии на беговых дорожках и шариках коррозии, отслоении металла, глубоких рисок; при наличии на сепараторе сквоз­ных трещин, отломов, отсутствии или ослабле нии заклепок; при наличии на сепа­раторе забоин и вмя­тин, препятствующих свободному и плав­ному вращению ко­лец подшипников Исправный подшип­ник должен вра­щаться легко, без за­метного. протормаживания и заедания. При вращении дол­жен слышаться глу­хой шипящий звук. Наличие резкого ме­таллического дребез­жания не допуска­ется. Осмотр. Проверка состояния подшипника вращением наружного кольца Замена подшипников  
Примечание. Пе­ред проверкой подшипники промывают в бензине с до­бавкой 10% автола или ди­зельного масла.      
23. Износ подшипников Измерение радиального зазора подшипников КИ-6178 Замена подшипников  
24.Трещины и сколы на крышках подшипни­ков Осмотр Замена крышек  
25.Износ шеек вала в местах посадки под­шипников Измерению подле­жат шейки вала, на которых перемещает­ся нижнее кольцо подшипника при при­ложении небольшого усилия. Измерение диаметра посадочных мест микрометром Капитальный ремонт  
26. Ослабление посадки шкива или муфты на валу ротора Вал электродвигате­ля подлежит капи­тальному ремонту при износе поверх­ности посадочного места до диаметра, меньшего допустимо­го значения, приве­денного ниже Измерение диамет­ра посадочного места микромет­ром и диаметра внутреннего от­верстия шкива или муфты нут­ромером Капитальный ре­монт  
27.Износ поверхности боковых стенок шпо­ночной канавки Осмотр. Измерение ширины канавки штангельциркулем. Зачистка стенок канавки. Применение шпонки ремонтного размера  
28. Изгиб лопаток венти­лятора, изготовленно­го из стали Осмотр Правка лопаток  
29. Вмятины на кожухе вентилятора и кон­тактных колец Осмотр Рихтовка  
30. Трещины и пробоины на кожухе вентилято­ра и контактных ко­лец Осмотр Рихтовка, аварка трещин и пробоин  
       
31. Повреждение или из­нос резиновых ман­жетных уплотнений, запрессованных в крышки подшипников Осмотр Замена уплотнений  

Содержание отчёта

1. Тема, цель работы.

2. Объём ТО, ТР электродвигателей.

3.Таблица неисправностей электродвигателя.

4. Выводы и предложения

Контрольные вопросы

  1. Перечислите операции входящие в объём ТО и ТР электродвигателей?
  2. Какая последовательность разборки электродвигателей?
  3. Как определить необходимость суки изоляции обмоток электродвигателя?
  4. Назовите основные неисправности обмоток?
  5. Как определить наличие трещин в подшипниковом щите?
  6. Как выполняется посадка подшипников на вал?
  7. Перечислите методы сушки электродвигателей?
  8. Как производиться измерение радиального зазора в подшипниках?

Дополнительная литература.

1. Сердешнов А.П. Янукович Г.И. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования в сельском хозяйстве: Справочник.– Мн. Ураджай. 1993.

2. Пястолов А.А. и др. Эксплуатация и ремонт электроустановок. М. Колос, 1984.

3. Сырых Н.Н. Эксплуатация сельских электроустановок. М. Агропромиздат, 1986.

4. Таран В.П. и др. Справочник по эксплуатации электроустановок. М. Колос,1983

5. Сердешнов А.П., Янукович Г.И. Планирование эксплуатации сельскохозяйственного электрооборудования.–Мн. Ураджай. 1992

6. Янукович Г.И. и др. Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственного электрооборудования. – Мн.: «Ураджай» 2000.

7. Куценко Г.Ф. Монтаж, эксплуатация и ремонт электроустановок. Мн.: Дизайн ПРО 2003.

8. Куценко Г.Ф. Монтаж, эксплуатация и ремонт электроустановок. (Практикум) Мн.: Дизайн ПРО 2003.

9. Пясталов А. А., Ерошенко Г.П. Эксплуатация электрооборудования. – М.; Агропромиздат, 1990.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: