Участники производства по делам об административных правонарушениях

С.1

Тема 8. Производство по делам об административных правонарушениях.

Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях

Участники производства по делам об административных правонарушениях

Доказательства и доказывание

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях

С.2

Производство по делам об административных правонарушениях - это один из видов административно-юрисдикционного производства. Задачами этого производства являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется КоАП.

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

С. 3

Участники производства по делам об административных правонарушениях

1. сторона защиты

2. сторона обвинения

3. иные участники

С. 4

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Права:

а) знакомиться со всеми материалами дела (т.е. читать их, делать выписки, снимать копии и т.п.);

б) давать объяснения (на русском языке, а если он не владеет русским языком государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчик). Однако обязать его давать объяснения нельзя: если лицо воздерживается от дачи объяснений, это не означает, что он признает свою вину; и в данном случае презумпция невиновности сохраняет свое действие

Статья 1.5. Презумпция невиновности

1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

в) представлять доказательства;

г) заявлять ходатайства (в письменной форме и на любой стадии производства по делу об административном правонарушении)

Статья 24.4. Ходатайства

1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.

2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения

д) заявлять отводы

е) пользоваться юридической помощью защитника

ж) пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП (например, правом подавать жалобы).

По общему правилу производство по делу об административном правонарушении осуществляется в присутствии лица, в отношении которого оно ведется. В любом случае рассмотрение дела должно иметь место с его участием (даже если на других этапах производства по делу об административном правонарушении оно отсутствовало, например, в связи с тем, что еще не было известно). Из этого правила есть ряд исключений. В отсутствие лица, в отношении которого ведется производство, дело может быть рассмотрено лишь постольку, поскольку:

а) имеются достоверные данные, подтверждающие, что это лицо было надлежащим образом извещено (т.е. ему было своевременно вручено определение об этом);

б) упомянутое лицо не подавало (либо от него не поступало) ходатайство об отложении рассмотрения дела или (хотя такое ходатайство своевременно и было заявлено) судья, орган, должностное лицо оставили ходатайство без удовлетворения (о чем выносится определение).

А также при упрощенном порядке производства по делам об административных правонарушениях

В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе (даже если лицо и не явилось к месту рассмотрения дела либо просило рассмотреть дело в его отсутствие) признать обязательным присутствие лица. Об этом также выносится определение и вручается лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Безусловно, при его неявке судья, орган, должностное лицо вправе отложить рассмотрение дела.

Установлены случаи, когда присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязательно, если за данное правонарушение может быть назначено:

а) такое наказание, как административный арест

б) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Несовершеннолетний, в отношении которого рассматривается дело, может быть удален (т.е. это право судьи, органа, должностного лица, но не обязанность: судья, орган, должностное лицо сами решают данный вопрос исходя из обстоятельств дела) с места, где рассматривается дело (например, из кабинета должностного лица), на время рассмотрения обстоятельств, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние (например, если эти обстоятельства связаны с подробностями интимной стороны жизни его родителей). Об этом необходимо выносить определение.

2. Сторона обвинения

С. 5

- Потерпевший

Определение потерпевшего от административного правонарушения. Им является:

1) физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель, должностное лицо);

2) юридическое лицо (независимо от того, является ли оно коммерческой или некоммерческой организацией, российским или иностранным юридическим лицом и т.д.).

3) лицо, которому причинен:

а) физический вред (например, вред здоровью гражданина);

б) моральный вред;

в) имущественный вред (он может быть причинен как физическому лицу, так и юридическому, например, уничтожено транспортное средство организации).

Объем процессуальных прав потерпевшего практически такой же, как и у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Есть только одно отличие: потерпевший вправе пользоваться юридической помощью лишь представителя, в то время как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, пользуется юридической помощью защитника.

2) правила о присутствии при рассмотрении дела об административном правонарушении потерпевшего также в целом совпадают с аналогичными правилами, установленными для упомянутых выше лиц. Тем не менее есть и отличия:

а) судья, орган, должностное лицо не вправе признавать присутствие потерпевшего при рассмотрении дела обязательным;

б) не установлено и случаев, когда присутствие потерпевшего признается обязательным в законодательном порядке;

3) потерпевший может быть опрошен в соответствии со ст. 25.6, т.е. как свидетель. В практике возникают вопросы:

применяются ли к потерпевшему правила ч. 3 ст. 25.6 (о том, что человек вправе не свидетельствовать против себя самого, своего супруга, близких родственников)? Да, ибо это соответствует правилам ст. 51 Конституции РФ;

предупреждается ли потерпевший об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний? Нет, не предупреждается, ибо, хотя он не вправе давать заведомо ложные показания (в этом его отличие от процессуального положения лица, в отношении которого ведется производство по делу), административная ответственность за это не предусмотрена;

наступает ли административная ответственность за отказ или уклонение от участия в разбирательстве дела, дачи показаний при рассмотрении дела об административном правонарушении? нет.

- Прокурор

1. Применяя правила ч. 1 ст. 25.11, нужно иметь в виду, что:

2) полномочия прокурора определены в ст. 22 Закон о прокуратуре. В пределах своих полномочий каждый прокурор вправе:

а) возбуждать производство по делу об административном правонарушении (например, предусмотренных в ст. 5.1, 5.5, 5.7, 5.8, 5.22, 5.40). См. об особенностях возбуждения дела об административном правонарушении прокурором коммент. к ст. 28.4;

б) участвовать в рассмотрении (но не в других стадиях) дела об административном правонарушении, в т.ч. и в случаях, когда дело было возбуждено не им;

в) заявлять ходатайства (в соответствии со ст. 24.4, см. коммент. к ней), давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела (это отражается в протоколе, а письменное заключение приобщается к делу об административном правонарушении, см. коммент. к ст. 29.8);

г) приносить протест (представление) на постановление по делу (даже если он не участвовал в производстве по этому делу) в порядке, предусмотренном в ст. 30.10 (см. коммент. к ней), а также совершать иные процессуальные действия, предусмотренные Закон о прокуратуре.

2. Правила ч. 2 ст. 25.11 императивно предписывают судье, органу, должностному лицу (в производстве которых находится дело об административном правонарушении) извещать прокурора о месте и времени рассмотрения дел об административных правонарушениях:

1) несовершеннолетних (т.е. лиц, которым уже исполнилось 16, но еще нет 18 лет);

2) возбужденных по инициативе самого прокурора (например, дела об административных правонарушениях, предусмотренных в ст. 7.24, 12.35, 12.36, 13.11, см. коммент. к ним). Неявка прокурора может повлечь отложение рассмотрения дела.

3. Иные лица

- Защитник и представитель

С. 6

Для оказания юридической помощи (т.е. для разъяснения законов, консультаций, для составления всякого рода процессуальных документов, ведения дел, представительства) в ходе производства по делу об административном правонарушении может участвовать:

а) защитник (если юридическая помощь оказывается лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении);

б) представитель (если такая помощь оказывается потерпевшему).

И защитник, и представитель имеют одинаковый объем процессуальных прав;

2) в качестве защитника или представителя к участию производства по делу об административном правонарушении допускаются:

- адвокаты, т.е. члены коллегий адвокатов, адвокатских бюро работающие в том или ином адвокатском образовании;

- иные лица (например, юрист, работающий в организации, индивидуальный предприниматель, оказывающий правовые услуги, юридическая фирма, оказывающая услуги гражданам и организациям);

полномочия иного лица подтверждаются доверенностью. ВС разъяснил, что доверенность, выдаваемая гражданином представителю может быть заверена нотариусом, организацией, где он работает, или учится, ТСЖ, ЖСК и иными органами, указанными в ст. 53 ГПК. Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, устно в судебном заседании заявит ходатайство или предоставит суду письменное заявление о привлечении представителя к участию в деле об АП, то такой представитель должен быть допущен к участию в деле (п. 12 Обзора от 25.03.09).

защитник допускается с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Права:

- знакомиться со всеми материалами дела,

представлять доказательства,

заявлять ходатайства и отводы,

участвовать в рассмотрении дела,

обжаловать применение мер обеспечения производства по делу,

постановление по делу,

Представители

- Законные представители физического лица

Защиту прав и интересов несовершеннолетнего лица, а также лиц по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, в отношении которого ведется производство по делу, а также несовершеннолетнего потерпевшего осуществляют законные представители. К ним относятся:

а) родители несовершеннолетнего, в т.ч. усыновители. Не играет роли, состоят родители (к моменту начала производства по делу об административном правонарушении) в законном браке или нет, проживают совместно или нет и т.п.;

б) опекуны (опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства) ст. 32 ГК, попечители (попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами).

Аналогично решается вопрос о защите законных прав и интересов физических лиц, которые в силу психического состояния (если они, например, признаны недееспособными судом) или физического состояния (например, глухота, немота, слепота) лишены возможности самостоятельно осуществлять свои процессуальные права.

Родственные связи законных представителей физического лица удостоверяются предусмотренными законом документами (например, представлением свидетельства о рождении, записями в паспортах родителей о детях, документов, выдаваемых органами ЗАГСа);

- полномочия опекунов и попечителей подтверждаются решениями судов, документами, выдаваемыми органами опеки;

- законные представители (упомянутые выше) имеют такие же процессуальные права и несут такие же процессуальные обязанности, что и представляемые ими физические лица.

- Законные представители юридического лица

- они подлежат применению, когда производство по делу ведется в отношении юридического лица (в т.ч. иностранных юридических лиц, коммерческих и некоммерческих организаций) либо когда юридическое лицо является потерпевшим по делу об административном правонарушении;

- защиту прав и интересов упомянутых юридических лиц осуществляют их законные представители. К ним относятся:

а) руководитель юридического лица (независимо от того, как он называется исходя из учредительных документов, например, генеральный директор ОАО, директор государственного унитарного предприятия, председатель производственного кооператива). Он действует без доверенности (предъявив, например, служебное удостоверение);

б) лицо, которое признано органом юридического лица исходя из норм закона (например, Закона об ООО, Закона о ПК, из норм ст. 71, 84 ГК об органах хозяйственных товариществ и т.д.) либо учредительных документов (например, исходя из устава ЗАО, договора о создании полного товарищества, типового устава казенного предприятия). Полномочия последних также подтверждаются документами, удостоверениями, которые подписаны руководителем и выданы всем лицам, входящим в коллегиальный исполнительный орган юридических лиц.

2. Применяя правила ч. 3, 4 ст. 25.4, нужно учесть следующее:

1) они касаются лишь стадии рассмотрения дела;

2) они устанавливают, что по общему правилу дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматриваются с участием его законного представителя или защитника. В практике возникает вопрос: допустимо ли одновременное участие в деле и законного представителя юридического лица, и защитника? Да, правилам ч. 3 ст. 25.4 это не противоречит;

3) они устанавливают исчерпывающий перечень случаев, когда дело об административном правонарушении, совершенное юридическим лицом, может быть рассмотрено без участия законных представителей и защитников (см. о последних коммент. к ст. 25.5): нельзя (по усмотрению судье, органа, должностного лица) толковать этот перечень расширительно;

4) судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе (но только на стадии рассмотрения дела) признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица (или защитника). Данный вопрос разрешается исходя из всех обстоятельств дела. О том, что присутствие законного представителя или защитника юридического лица обязательно, выносится определение, которое передается юридическому лицу. Оно должно отвечать требованиям ст. 29.12 (см. коммент. к ней).

- Свидетель

свидетелем является физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства административного правонарушения (время, место его совершения, лицо, его совершившее, способ совершения, последствие административного правонарушения и т.д.), подлежащие установлению в ходе производства по делу.

Обязанности свидетеля:

1) должен явиться по вызову судьи, органа, должностного лица (если вызов осуществлен в порядке, предусмотренном КоАП, например, свидетель вызван повесткой к судье);

2) должен давать правдивые показания (т.е. свободно рассказать, сообщить все, что ему известно по делу, ответить на поставленные вопросы (они могут быть заданы как судьей, органом, должностным лицом, так и пострадавшим лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и другими участниками производства по делу);

3) обязан удостоверить своей подписью в протоколе (например, если протокол ведет должностное лицо органа внутренних дел) правильность занесения своих показаний.

Права свидетеля:

1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга, близких родственников. В примечании к ст. 25.6 дается легальное определение круга близких родственников для целей КоАП

под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

2) давать показания на родном языке или на языке, которым он владеет (

3) пользоваться бесплатной помощью переводчика а также делать замечания (они подлежат занесению в протокол) по поводу правильности отражения в протоколе его показаний.

- право на возмещение расходов, понесенных им в связи с явкой в суд

Закон обязывает судью, орган, должностное лицо осуществлять опрос несовершеннолетнего свидетеля (т.е. лица, не достигшего 14 лет) в присутствии педагога или психолога. Если это требование не соблюдено, то показания несовершеннолетнего свидетеля (как вид доказательства) не отвечают требованиям допустимости доказательства и не могут быть положены в основу решения дела по существу (не могут быть отражены в постановлении по делу

2) закон устанавливает также, что, поскольку это необходимо, опрос свидетеля, не достигшего 14 лет, проводится в присутствии его законного представителя (см. коммент. к ст. 25.3). В практике возникает вопрос: относится ли данное правило к случаям опроса несовершеннолетнего свидетеля в возрасте от 14 до 18 лет? Грамматическое толкование ч. 4 ст. 25.6 позволяет дать на этот вопрос утвердительный ответ;

3) судья, орган, должностное лицо должен предупредить свидетеля об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (что отражается в протоколе). Административная ответственность свидетеля предусмотрена в ст. 17.9 КоАП

Статья 17.9. Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод

Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении или в исполнительном производстве -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

В ч. 6 установлено, что за отказ от дачи показаний свидетель несет ответственность, предусмотренную КоАП – но такой ответственности КоАП не предусмотрено.

- Понятой

В качестве понятых могут быть привлечены вменяемые совершеннолетние (т.е. старше 18 лет) лица, не заинтересованные в исходе дела. В частности, ни родственники (например, потерпевшего), ни знакомые (например, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении), ни свидетели не могут быть привлечены в качестве понятых;

2) понятой привлекается к участию в деле не всегда, а лишь в случаях, прямо предусмотренных в КоАП. (когда применяются меры обеспечения производства по делам об административном правонарушении - например, личный досмотр, досмотр транспортного средства);

3) число понятых должно быть не менее двух. Привлекать одного понятого нельзя: его показания не будут отвечать принципу допустимости доказательства.

3) понятой обязан удостоверить в протоколе (своей личной подписью) факт реально совершенных в его присутствии процессуальных действий (описание их, содержания и результатов). Отказ понятого от совершения удостоверительной подписи не допускается. С другой стороны, систематический анализ ст. 25.7 и 17.9 показывает, что возможность привлечения за это понятого к административной ответственности не предусмотрена. Однако если понятой опрашивается как свидетель, то он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 17.9

4) поскольку понятые участвуют в производстве по делу, об этом необходимо сделать запись в протоколе (с указанием фамилии, имени, отчества понятых, их адресов, места и времени совершения процессуального действия, в проведении которого они участвовали).

Понятой вправе делать замечание по поводу совершаемых в его присутствии процессуальных действий. Если он выразил желание сделать такие замечания, должностное лицо обязано предоставить ему эту возможность;

2) замечания понятого в обязательном порядке заносятся в протокол (они удостоверяются личной подписью понятого);

3) закон дает право судье, органу, должностному лицу (при рассмотрении ими дел об административном правонарушении) опросить понятого в качестве свидетеля (когда это необходимо для принятия правильного постановления по делу). В этом случае понятой несет все обязанности и имеет такие же права, какие ст. 25.6 предусматривает в отношении "обычных" свидетелей.

- Специалист

В качестве специалиста может быть привлечено:

1) только вменяемое совершеннолетнее лицо (т.е. достигшее к моменту приглашения в качестве специалиста возраста 18 лет);

2) не заинтересованное в исходе дела (например, не родственник потерпевшего);

3) обладающее познаниями (фактическими, а не по документам: само по себе наличие диплома об окончании вуза вовсе не свидетельствует о том, что лицо обладает необходимыми познаниями, равно как и отсутствие диплома - об отсутствии упомянутых познаний), необходимыми для оказания содействия (консультациями, советами, действиями и т.п.) в обнаружении доказательством по делу, в его закреплении (например, путем видеосъемки) и изъятии (например, если необходимо демонтировать часть объекта, служащего доказательством по делу), а также в применении технических средств (всякого рода приборов, устройств, оборудования).

Обязанности специалиста.

1) являться по вызову (например, повесткой либо вручением ему определения) судьи, органа, должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;

2) участвовать в процессуальных действиях, к проведению которых он был привлечен (о чем было вынесено соответствующее определение), и давать необходимые разъяснения (устные, которые потом отражаются в протоколе) по ходу выполняемых им действий;

3) удостоверить своей подписью (в протоколе проведения процессуального действия) факт совершения этих действий, а также описание их содержания (характер, объем, время и место проведения и т.п.) и результатов (например, что доказательство было изъято).

Специалист предупреждается (под расписку) перед началом совершения процессуальных действий (в которых он будет участвовать) об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.

За отказ либо уклонение (например, если специалист не совершает необходимых действий, не является к месту изъятия доказательств) от исполнения обязанностей, предусмотренных в ч. 2 ст. 25.8, специалист несет административную ответственность, предусмотренную КоАП. В практике возникает вопрос: нет ли противоречий между правилами ст. 17.9 (которая предусматривает административную ответственность лишь за заведомо ложное пояснение специалиста, а не за неисполнение обязанностей, предусмотренных в ч. 2 ст. 25.8) и правилами ч. 5 ст. 25.8? Противоречие налицо, и его нужно устранять. По существу, в настоящее время в КоАП нет составов административного правонарушения, предусматривающих административную ответственность за отказ или уклонение специалиста от исполнения своих обязанностей. Это же можно сказать о свидетеле

Права:

1) знакомиться (читать материалы, осмотреть предметы, просмотреть видеокадры и т.п.) с материалами дела об административном правонарушении, но лишь с теми из них, которые непосредственно относятся к предмету действий, совершаемых с его участием;

2) задавать (с разрешения судьи, органа, должностного лица - это разрешение может быть и устным, однако затем оно отражается в протоколе) вопросы (однако лишь связанные с предметом процессуальных действий, которые совершаются с участием данного специалиста) лицу, в отношении которого ведется производство по делу, а также потерпевшему или свидетелям. Он вправе передать перечень этих вопросов судье, органу, должностному лицу (чтобы последние задали их сами);

3) делать заявления и замечания (в т.ч. устные) по поводу совершаемых им (в качестве специалиста) действий. В любом случае эти заявления и замечания (даже если они были изложены в письменной форме) подлежат занесению в протокол.

на возмещение понесенных им расходов

- Эксперт

2) в качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела физическое лицо (например, не относящееся к лицам, упомянутым в ст. 25.12, см. коммент. к ней):

а) совершеннолетнее (т.е. достигшее возраста 18 лет) вменяемое лицо. Таким образом юридические лица не считаются экспертами; в качестве последних могут выступать работники юридического лица, которые лично и непосредственно участвуют в деле.

б) лицо, обладающее специальными познаниями в науке (специальными познаниями могут обладать не только доктора и кандидаты наук, но и другие лица, имеющие необходимый уровень образования и квалификации), технике, искусстве или ремесле (в т.ч. кустарном).

1) эксперт обязан:

а) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (т.е. в то место и в то время, которые указаны в вызове);

б) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам (они содержатся в определении судьи, органа, должностного лица о назначении экспертизы, см. коммент. к ст. 26.4), а также требуемые объяснения (например, в связи с тем, что заключение дается с употреблением специальных терминов) по содержанию заключения, составленного им;

в) составить заключение в письменной форме (это предусмотрено в ч. 5 ст. 26.4);

2) эксперт предупреждается (предварительно, т.е. до начала экспертизы) судьей, органом, должностным лицом об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (см. коммент. к ст. 17.9);

3) за отказ или уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных в ч. 2 ст. 25.9, эксперт несет административную ответственность. В практике возникает вопрос: по какой статье КоАП привлекается к ответственности эксперт в данном случае? К сожалению, в ч. 6 ст. 25.9 не учтено то обстоятельство, что в ст. 17.9 не предусмотрена возможность привлечения эксперта к административной ответственности за уклонение от исполнения указанных обязанностей. Видимо, законодателю нужно будет вернуться к данному вопросу (см. также коммент. к ст. 17.9, 26.4).

Права:

3) эксперт вправе отказаться (о чем он делает письменное заявление) от дачи экспертного заключения, поскольку поставленные перед ним (в определении, вынесенном судьей, органом, должностным лицом) вопросы выходят за рамки его специальных познаний (например, он специалист в области радиотехники, а вопросы относятся к компьютерной технике), а равно если представленных ему судьей, органом, должностным лицом материалов недостаточно для дачи объективного заключения. Об отказе от дачи заключения необходимо указать в протоколе соответствующего процессуального действия, а заявление эксперта об отказе приобщить к материалам дела;

4) эксперт также имеет право:

а) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении (но лишь с теми из них, которые непосредственно относятся к предмету экспертизы), а также заявлять ходатайства (в порядке, предусмотренном в ст. 24.4, см. коммент. к ней) о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения. Это ходатайство отражается в протоколе, а само ходатайство приобщается к материалам дела об административном правонарушении;

б) задавать вопросы (в т.ч. устные, в этом случае они отражаются в протоколе) с разрешения судьи, органа, должностного лица (о чем последние выносят определение), относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему, свидетелю (см. об этих участниках производства по делу коммент. к ст. 25.1, 25.2, 25.6). Однако правом задавать вопросы (либо ходатайствовать об этом) другим участникам (например, понятым, специалистам, иным экспертам) производства по делу эксперт не наделен. Он может также передавать письменные вопросы судье, органу, должностному лицу (который вправе их задать участникам производства, но от своего имени; эти вопросы приобщаются к материалам дела);

в) указывать в своем экспертном заключении значимые для дела обстоятельства, которые им были установлены в ходе проведения экспертизы (хотя в определении судьи, органа, должностного лица по поводу этих обстоятельств ему вопросы поставлены не были).

- Переводчик

В качестве переводчика может быть привлечено (судьей, органом, должностным лицом) любое незаинтересованное в исходе дела (например, не могут быть переводчиками лица, которые прямо перечислены в ч. 2 ст. 25.12, а также иные лица, заинтересованные в исходе дела), совершеннолетнее (т.е. достигшее возраста 18 лет) вменяемое лицо (см. коммент. к ст. 2.8), владеющее языком (с которого осуществляется перевод) или навыками сурдоперевода (т.е. понимающие знаки немого или глухого).

обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица в то место и в то время, которые указаны в вызове, для участия в производстве по делу;

3) выполнить полно и точно (по мере своих сил и способностей) порученный ему перевод и удостоверить его (в т.ч. и в протоколе) личной подписью. Если перевод был сделан в письменной форме (например, перевод письменного доказательства), то он приобщается к материалам дела об административном правонарушении.

3. Характеризуя правила ч. 4 и 5 ст. 29.10, нужно сказать, что:

1) судья, орган, должностное лицо обязаны предупредить (предварительно, до начала перевода) переводчика об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода. При этом ответственность предусмотрена в ст. 17.9 (см. коммент. к ней);

2) за отказ (заявленный прямо) либо за уклонение (например, переводчик не явился по вызову судьи, органа, должностного лица) от исполнения обязанностей, предусмотренных в ч. 3 ст. 25.10, переводчик несет административную ответственность. В практике возникает вопрос: по какой статье КоАП в данном случае отвечает переводчик? Дело в том, что в КоАП нет статьи об ответственности за такое неисполнение переводчиком своих обязанностей. Налицо пробел в законодательстве.

4. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении

запрещают участие в качестве защитника (представителя) физических лиц, которые:

а) являются сотрудниками госорганов (в т.ч. и рядовыми, а не только должностными лицами), осуществляющими контроль и надзор за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела (например, если лицо работает юристом в органе госэнергонадзора, а дело возбуждено по признакам административного правонарушения, предусмотренного в ст. 9.7-9.12, то такое лицо не может быть защитником по данному делу);

б) ранее выступали в качестве иных участников (например, понятых, специалистов) производства по данному делу.

Не могут быть привлечены к участию в производстве по делу об административных правонарушениях в качестве специалиста, переводчика, эксперта:

а) лица, которые состоят в родственных отношениях (речь идет о любых, а не только о т.н. близких родственниках, указанных в примечании к ст. 25.6, (В настоящей статье под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки).см. коммент. к ней) с:

иными участниками производства по делу (они перечислены в ч. 2 ст. 25.12);

прокурором, а также судьей, должностным лицом, членом коллегиального органа, в производстве которых находится данное дело;

б) лица, которые ранее (т.е. на любой предшествующей стадии производства по делу) выступали в качестве иных (помимо эксперта, специалиста, переводчика) участников производства по данному делу. Так, лицо, которое было понятым при досмотре транспортного средства, не может быть назначено переводчиком при рассмотрении дела об этом же административном правонарушении;

в) лица, в отношении которых имеются любые основания считать их лично заинтересованными (прямо или косвенно) в исходе дела (например, близкий друг потерпевшего, кредитор лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении).

Перечень обстоятельств, которые могут служить основанием для отвода этих лиц, изложен в ч. 1 ст. 25.13 неисчерпывающим образом; дело в том, что в ст. 25.12 (см. коммент. к ней), к которой нас отсылают правила ч. 1 ст. 25.13, указанный перечень открыт: отвод может быть заявлен и по любым иным обстоятельствам, если имеются основания считать лицо лично заинтересованным (прямо или косвенно) в исходе дела.

2. Применяя правила ч. 2, 3 ст. 25.13, нужно учесть, что:

1) заявление об отводе участника производства по делу об административных правонарушениях:

а) подается в письменной форме и приобщается к материалам дела об административных правонарушениях. Кроме того, оно отражается в протоколе;

б) подается судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело, на любой стадии этого производства (когда обнаружилось соответствующее обстоятельство) до вынесения постановления по делу;

в) может быть подано как самим участником производства по делу (самоотвод), так и другими участниками;

2) судья, орган, должностное лицо обязаны рассмотреть заявление и удовлетворить его либо мотивированно отказать в удовлетворении. В любом случае судья, орган, должностное лицо выносит определение по данному вопросу (см. коммент. к ст. 29.4, 29.9, 29.12), которое вручается участникам производства, а также приобщается к материалам дела. Возможность обжаловать такое определение в нормах КоАП не предусмотрена.

5. Возмещение расходов потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому

1. Применяя правила ч. 1 ст. 25.14, нужно иметь в виду следующие обстоятельства:

1) участникам производства по делу об административных правонарушениях, упомянутым в ч. 1 ст. 25.14, возмещаются расходы, понесенные ими (фактически, при наличии документов, доказывающих, что эти затраты имели место) в связи с явкой (если, конечно, они были вызваны) к судье, в орган, к должностному лицу. После вступления в силу изменений внесенных в ст. 25.14 Законом N 57 от 29.04.06 (т.е. с 15.05.06) подлежат возмещению и расходы понесенные законными представителями потерпевших;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: