Либеральный профессор о равенстве

Г-н либеральный профессор Туган-Барановский отправился в поход против социа­лизма. На этот раз он подошел к вопросу со стороны общих рассуждений о равенстве.

«Если взять социализм, – провозгласил г. Туган, – не как экономическую теорию, а как жизненный идеал, то, несомненно, он связан с идеалом равенства, но равенство – понятие... из опыта и разума не выводимое».

Вот рассуждение либерального ученого, повторяющего невероятно избитые и затас­канные доводы: дескать, опыт и разум свидетельствуют, что люди не равны, а со­циализм основывает свой идеал на равенстве. Значит, социализм, изволите видеть, не­лепость, противоречит опыту и разуму и так далее!

Г-н Туган повторяет старый прием реакционеров: сначала извратить социализм, приписав ему нелепость, а потом победоносно опровергать нелепицы! Когда говорят, что опыт и разум свидетельствуют, что люди не равны, то под равенством разумеют равенство способностей или одинаковость физических сил и душевных способностей людей.

Само собою разумеется, что в этом смысле люди не равны. Ни один разумный чело­век и ни один социалист не забывает этого. Только к социализму такое равенство не имеет никакого отношения. Об установлении человеческого равенства в смысле равенства сил и способностей (телесных и душев­ных) социалисты и не помышляют.

Под равенством социал-демократы в области политической разумеют равноправие, а в области экономической – уничтожение классов.

Равноправие есть требование одинаковых политических прав для всех граждан госу­дарства, достигших известного возраста и не страдающих ни обыкновенным, ни либе­рально-профессорским слабоумием. Это требование выдвинуто впервые вовсе не со­циалистами, не пролетариатом, а буржуазией. Буржуазия выдвинула требование равенства прав всех граждан в борьбе с средневе­ковыми, феодальными, крепостническими, сословными привилегиями. В России, на­пример, в отличие от Америки, от Швейцарии и т.п. и сейчас сохраняются привилегии сословия дворянского во всей политической жизни, и на выборах в Государственный совет, и на выборах в Думу, и в местном управлении, и в отношении налогов, и во мно­гом другом.

Даже самый недогадливый и неразвитый человек может сообразить, что отдельные люди, принадлежащие к дворянскому сословию, не равны по своим телесным и душев­ным способностям, как не равны между собой и люди, принадлежащие к «податному», «черному», «низшему» или «непривилегированному» крестьянскому сословию. Но по правам своим все дворяне равны, а все крестьяне равны по своему бесправию.

Перейдем теперь к равенству в смысле экономическом.

Дворян в Соединенных Штатах Америки нет, а буржуа и пролетарии имеют равные политические права. Но равны ли они по положению в общественном производстве? – Нет, не равны.

Одни, ничтожное меньшинство, владеют землей, фабриками, капиталами и живут на счет неоплаченного труда рабочих – класс капиталистов,

Другие – громадная масса населения, не имеют никаких средств производства и живут только продажей своей рабочей силы – пролетарии.

Уничтожить классы – это значит поставить всех граждан в одинаковое отношение к средствам производства всего общества, это значит – все граждане имеют одинако­вый доступ к работе на общественных средствах производства, на общественной земле, на общественных фабриках и т.д.

Когда социалисты говорят о равенстве, они понимают под ним всегда общественное равенство, равенство общественного положения, а никоим образом не равенство физических и душевных способностей отдельных личностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: