На сегодняшний день концепция транспортной логистики фактически является обобщением и основана на методах оперативного планирования и управления перевозками с целью минимизации суммарных затрат на транспорте и у грузовладельцев. Эти методы, называемые также "гибкими технологиями на транспорте", начали активно разрабатываться с конца 50-х годов. До 1992 года отдельные методики гибких технологий в основном использовались как инструмент, позволяющий перерабатывать возрастающие объемы грузопотоков при неизменном и, как правило, недостаточном техническом оснащении транспортных линий. После снижения к 1999 году более чем на 70% общих объемов перевозок гибкие технологии находят еще более широкое применение для корректировки технологии перевозочного процесса с целью удовлетворения быстро и резко меняющихся требований транспортных клиентов в перевозках.
Одно из важнейших условий практической реализации этих гибких технологий связано со способностью оперативно собирать и анализировать информацию об изменениях текущей ситуации как на транспорте, так и у поставщиков и потребителей. Именно поэтому гибкие технологии стали применяться на практике с середины 60-х годов, то есть когда в промышленности и на транспорте стала использоваться вычислительная техника и широкое распространение получили методы оптимизации (экономико-математические методы). Фактически уже в то время были предприняты первые попытки наладить элементы логистической цепи в виде информационного канала и на основе собираемых данных оптимизировать транспортно-производственные процессы.
|
|
С появлением в последние годы высокопроизводительных персональных компьютеров, эффективных компьютерных сетей, информационных технологий и программного обеспечения передачи большого объема данных стало возможным организовывать высокоэффективные информационные каналы в логистических системах. Это условие несомненно является важнейшим для практического использования теоретических положений логистики.
Помимо развития информационных технологий другим определяющим фактором развития логистики является интеграционный процесс в экономике и политике. Особенно это характерно для стран с развитой экономикой. Существовавшая там до 1980 года практика недоверия, подозрительности и ожесточенной конкуренции сменилась тенденцией к росту числа разнообразных союзов и альянсов в бизнесе. В условиях тесной взаимозависимости поставщиков, транспорта и потребителей, когда сбой в работе одного предприятия по цепочке приводит к снижению эффективности смежных предприятий или фирм, повышается роль логистики, способной согласовать работу отдельных участников транспортно-производственного процесса. Развитие логистики за рубежом показывает, что она становится основой для выживания предприятия в конкурентной борьбе, инструментом упрочения положения на рынке. Формирование конкурентной среды в Российской экономике также является катализатором использования идей логистики в практике хозяйственной деятельности. Продолжающийся процесс реструктуризации и обновления крупных государственных предприятий, объединения мелких производителей в корпорации, сопровождающийся ослаблением монополии даже в такой отрасли, как магистральный железнодорожный транспорт, объективно способствует возникновению в отечественной экономике логистических систем. Это обусловливает рост интереса к логистике со стороны инвесторов, менеджеров, экономистов, технологов и т.д.
|
|
Специалист по организации и управлению перевозками не только должен владеть основами логистического подхода, уметь мыслить логистически, но и обладать навыком разработки опти-мальных схем и технологий продвижения материальных потоков, организации согласованной работы участников логистической цепи, иными словами. Все это является составными частями логистического менеджмента.
Авторы уверены, что данное учебное пособие поможет студентам и инженерам-транспортникам сформировать систему логистических взглядов на экономическую систему, в целом, и транспорт, в частности; достигнуть понимания необходимости применения новых логистических методов управления транспортом и материальными потоками.