Семинар-диспут. Тема 9. Психология педагогического взаимодействия

Цель: определение роли общения в педагогическом взаимодействии, формирование навыков преодоления «барьеров» и конфликтов в общении учителя, обучение стратегиям учебного сотрудничества.

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогическое общение как взаимодействие субъектов образовательного процесса.

2. Структура педагогического общения.

3. Стили руководства и профессионально-педагогического общения.

4. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии и общении.

5. Конфликты в педагогическом общении.

6. Стили поведения в конфликтной ситуации. Предупреждение и разрешение педагогических конфликтов.

7. Понятие педагогического коллектива и его характеристики.

8. Условия формирования благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.

Темы рефератов:

1. Учебно-педагогическое сотрудничество в образовательном процессе.

2. Психологическая характеристика стратегий учебного сотрудничества.

3. Роль директора в формировании благоприятного психологического климата педагогического коллектива.

4. Способы повышения эффективности педагогического взаимодействия.

5. Вербальные и невербальные средства педагогического общения.

6. Роль эмпатии и рефлексии в педагогическом общении.

7. Продуктивные и деструктивные педагогические конфликты.

8. Конфликты в системах «учитель – ученик» и «учитель – учитель».

Литература:

1. Галузо, П.Р. Стиль педагогического общения как объект психологического исследования / П.Р. Галузо // Психология. – 2002. – № 1. – С. 54-63.

2. Даукша, Л.М. Психология педагогического общения / Л.М. Даукша. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 120 с.

3. Журавлёв, В.И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. – М.: Рос. пед. агентство, 1995. – 184 с.

4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 480 с.

5. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.

6. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. – М.: Знание, 1979. – 47 с.

7. Педагогическая психология / Под ред. Л. Регуш, А. Орловой. – СПб.: Питер, 2008. – 414 с.

8. Педагогическая психология: Учебник / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.

9. Профессионализм в педагогическом общении: монография / Л.М. Даукша [и др.]; Под ред. С.В. Кондратьевой. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 272 с.

10. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2000. – 416.

11. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. – Мн.: Беларуская навука, 1998. – 319 с.

12. Рыданова, И.И. Педагогические конфликты: Пути преодоления: Учебное пособие / И.И. Рыданова. – Мн.: Дизайн ПРО, 1998. – 80 с.

Образовательные технологии: доклады, презентации, элементы учебного тренинга, ролевые игры, метод анализа конкретных ситуаций.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Составить структурно-логические схемы по теме «Психология педагогического взаимодействия».

2. Разработать руководство по оптимизации общения педагога с детьми.

3. Проанализировать статьи:

Рыбакова, М.М. Особенности педагогических ситуаций и конфликтов // Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Книга для учителя / М.М. Рыбакова. – М.: Просвещение, 1991. – С. 43-53.

Добрович, А.Б. Прямые и косвенные методы угашения конфликта // Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителей и родителей / А.Б. Добрович. – М.: Просвещение, 1987. – С. 173-178.

Славина, Л.С. Возникновение «смыслового барьера» и способы его преодоления // Славина, Л.С. Трудные дети / С.Л. Славина; Под ред. В.Э. Чудновского. – М.: Ин-т практ. психологии, 1998. – С. 447.

Карандашев, В.Н. Стиль педагогического общения // Карандашев, В.Н. Основы психологии общения: Учебное пособие / В.Н. Карандашев. – Челябинск: Челяб. гос. пед. ин-т, 1990. – С. 4-16.

Прим.: дополнительный источник – Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006. – 412 с.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: проверка выполнения заданий самостоятельной работы.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: реферат, устный опрос (групповой или индивидуальный), комплексные ситуационные задания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: