1. Первичная социализация или стадия адаптации / от рождения до подросткового периода ребенок усваивает соц. опыт, адаптируется, приспосабливается.
2. Стадия индивидуализации
3. Стадия интеграции появляется желание найти свое место в обществе,
«вписаться» в общество.
4. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются. То возможны следующие исходы:
- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и обществом;
- изменение себя, «стать как все»;
- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия - охватывает весь период зрелости человека.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожи
лой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизвод
ство социального опыта в процесс передачи его новым поколениям.
Существует свой стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает общество от ребенка.
2. Выделяют механизм полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации.
Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.
В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.
Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля (С. Парсонс).
Он работает на основе изученного З. Фрейдом принципа удовольствия страдания – чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей.
Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность.
Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм» т. е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, авторитетам идеологии.
Посредством группового давления и распространения стереотипов массового сознания формируется тип обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности.