Система индикаторов
(от 1 до 6 лет) Костанай - 2010
Пояснительная записка
В обращении к народу Казахстана «Новый Казахстан - в новом мире» Президентом определена политика модернизации национальной системы образования, которая является одним из основных условий вхождения в мировое образовательное пространство. Модернизация определяет новые требования и к качеству образования, как к результату воспитания и обучения.
Гарантом качества дошкольного образования сегодня выступает Государственный общеобязательный стандарт дошкольного образования -2009
Стандарта определил главную стратегию дошкольного образования: переход от целевых знаниевоцентристких установок – к компетентностным. Эта смена акцентов внесла коррективы в систему дошкольного образования и определила направленность педагогической деятельности:
- на конечный результат, определяемый содержанием образовательных областей;
- на создание общего благоприятного фона для интеллектуального и эмоционального развития, сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка.
Дошкольное воспитание и обучение – первый уровень непрерывного образования - один из важнейших социальных институтов, который имеет большие возможности для управления процессом комплексного сопровождения ребенка от года до 6 лет. Основу процесса управления комплексным сопровождения ребенка составляют мониторинг компетентностного развития и проектирование его продвижений по индивидуальной образовательной траектории.
При этом, целевыми ориентирами мониторинга являются показатели компетентностного развития ребенка по пяти образовательным областям (Приложение 1), а формой оценки система индикаторов.
Система индикаторов имеет следующую структуру:
- показатель – ожидаемый результат развития ребенка на данном возрастном этапе, обеспечивающий исходной информацией педагогов, родителей о параметрах компетентностного развития детей, а также основу, которая поможет переходу детей от одного возрастного этапа к другому;
- образовательная область - категория, определяющая содержание образования;
- подобласть – компонент образовательной области, который дает наиболее точное представление о ее содержании;
- стандарт - как эталон оценки качества воспитания и обучения.
Система индикаторов предполагает наличие трех уровней развития компетентности:
1-й уровень - ребенок воспроизводит те или действия вместе со взрослым или по его показу;
2-й уровень – ребенок понимает, то что он делает, т.е. имеет определенный запас знаний;
3-й уровень – ребенок применяет то, что он знает и умеет без помощи взрослого.