Устав воспитания благородных девиц

ГЛ. I. разделение I. — О должностях Гг. Попечителей и о принятии в общежитие благородных девиц.

1. Кроме госпожи Начальницы, надлежит быть еще четырем знатным особам из господ Сенаторов, или других именитых Чинов, от Ея Императорскаго Величества назначенных, которые должность свою отправляют попеременно, из одной чести и любви к ближнему, заседая в собрании как для совета и свидетельства дворянства молодых девиц, так и для экономии.

2. Число девиц первого приема состоять будет из 50-ти, не свыше 5 и 6 лет. По принятии же оных в первой год, в следующие потом два года, хотя и убылыя ме­ста случатся, ни единыя более принимать не дозволяется, но оный прием всегда возобно­влять по прошествии трех лет.

3. При каждом приеме должны отцы и ма­тери, а в случае сиротства, сродники или свойственники помянутых молодых девиц, прежде вступления их достоверно доказать, в учрежденном Совете Воспитательнаго Об­щества дворянство их, и коль скоро дока­зательства их о том достаточными призна­ны будут, то за подписанием господ, заседающих в Собрании, дается им письменное в том утверждение.

4. Еще надлежит им о своем возрасте иметь свидетельство от священников, коими крещены, или от восприемников, с показа­нием имени, прозвания и лет, також чина и имени отцовского. А поелику сие учреждение более преимущество дает таким благородным девицам, коих отцы и матери пред прочими мало достаточны: то ежели похотят, прописывать могут отцовскую служ­бу, был ли он ранен или и убить на вой­не, и о имении родителей.

5. Такое свидетельство о их состоянии не будет однакож никому известно, кроме госпожи Начальницы; а в случае какого-либо сомнительства, довольно, когда оное утвер­ждено будет подписанием кого из тамошнего дворянства, или какой знатной в том городе или уезде особы.

6. По утверждении и признании дворянства, девицы представляются госпоже Начальнице, которая получа все потребныя свидетельства о дворянстве, имени и прозвании принимаемой девицы, что она не старее 6 лет, и была ли на ней оспа, запечатает их печатью сего дома, и внеся оныя в список принимаемых имеет отдать с нумером в архив, которыя в оном храниться будут до того вре­мени, как воспитуемая девица из сего Об­щества отпустится.

7. Принятая вышеписанным порядком девица тотчас препоручится в ведомство Учительницы назначеннаго ей класса, и получает всю одежду сего дома. С того самого времени начнет она пользоваться всеми удо-вольствиями Воспитательнаго Общества, и всту­пить во все упражнения, возрасту ея приличныя и по предписанию назначенныя.

8. Все оное разумеется о здоровых девицах; а увечныя, слепыя и тому подобныя, также имеющия какую болезнь, которая другим вредить может, принимаемы не бу­дут.

9. При вручении молодых девиц Г-же На­чальнице, родители их, или ближние родствен­ники в то же время должны дать ей поря­дочное обязательство в том, что они по собственному своему произволению, и видя будущую дочерям их от сего воспитания пользу, препоручают в опеку совершенно, до18 лет возраста, так, что до исходу того 12-летняго времени, ни под каким видом обратно требовать их не станут.

10. Ежели иногда случится, что девица по прошествии урочных лет осиротеет, или других каких ради причин, в оном Об­ществе сама остаться пожелает, оное ей до­зволяется, но не более, как на 2 или на 3 года, не в числе классных.

РАЗДЕЛЕНИЕ II. — О разделении принимаемых девиц на, четыре возраста, о штате их и учении.

Первый возраст, от 6 до 9 лет.

Штат онаго.

1. Г-жа Надзирательница.

4. Г-жи Учительницы для четырех частей сего класса.

4. Служанки, в каждой части по одной.

Одежда коричнего цвета.

Учение.

1. Исполнение закона и Катехизис.

2. Все части воспитания и благонравия.

5. Российский и

4. Иностранный языки.

5. Арифметика.

6. Рисовние.

7. Танцование.

8. Музыка вокальная и инструментальная.

9. Шитье и вязание всякаго рода.

Второй возраст, от 9 до 12 лет.

Штат онаго против вышеписаннаго.

В сем классе привыкают девицы к убиранию волос, одеванию и содержанию себя; ибо по окончании сего возраста, сами то на себе исправлять должны.

Одежда голубого цвета.

Учение.

Продолжение всего прежняго; а сверх того:

1. География.

2. История.

3. Некоторая часть экономии, или до­мостроительства.

Третий возраст, от 12 до 15 лет.

Штат онаго.

1. Госпожа Надзирательница, как и при первых.

2. Госпожи Учительницы для двух частей сего класса.

3. Служанки единственно для убирания постелей, комнат и прочих услуг; ибо девицы сего возраста убираются уже сами.

Одежда сероватого цвета.

Учение.

Продолжение всего прежняго. При том:

1. Словесныя науки, к коим принадлежит чтение исторических и нравоучительных книг.

2. Часть Архитектуры и Геральдики.

3. Зачинают действительно вступать в экономно по очереди.

Четвертый возраст, от 15 до 18 лет.

Штат онаго против третьего класса.

Одежда белого цвета.

Учение.

1. Знание совершенное закона.

2. Все правила добраго воспитания, благонравия, светскаго обхождения и учтивости.

3. Повторение всего прежняго, в чем совершеннаго знания еще не имеют.

4. Во все части экономии действительно вступают по очереди.

РАЗДЕЛЕНИЕ III. — О Госпоже Начальнице.

1. Как скоро госпожа Начальница от Ея Императорскаго Величества определена будет, то и получает она от того часа всю власть в распоряжениях всего дома, и над всеми, в должностях при оном находящи­мися.

2. Она печется с крайним прилежанием о сохранении и наставлении воспитываемаго младаго стада, с толикою поверенностию от Ея Императорскаго Величества ей врученнаго. Поелику же она над всем оным Обществом имтеет полную власть: то и долженствует непременно верно и обстоятельно ведать о всем, что в нем ни происходит, не прене­брегая ни малейшей подробности, кроме разве таких случаев, в которых она положиться может на госпожу Правительницу, коей исправность и неусыпное смотрение ей известны быть должны.

3. Как она, по сообщению господ Заседающих о утверждении дворянства, имеет принимать молодых девиц так потому же и при выпуске их из сего Общества, дает им свидетельства о их поведения.

4. Паче всего старается она содержать предписанный в Уставе порядок, которому прочия госпожи в воспитании и наставлении молодых девиц без всякой отмены следо­вать должны. Чего ради часто в разныя и неожиданныя времена посещает классы, дабы присутствием своим тем надежнее содерждат каждую при своей должности.

5. Должность госпожи Начальницы, яко ва­жнейшая и пред всеми прочими преимуще­ственная, требует великаго попечения о том, чтоб быть ей всеми к воспитательному Обще­ству принадлежащими любимой и почитаемой. Одним словом, надобно ей во всем посту­пать с крайним благоразумием и кротостию, тем наипаче, что собственным примером должна она ободрять всех прочих, к воспитанию и руководству молодых девиц определенных, а особливо Учительнице, от которых зависит все совершенство добраго воспитания и обучения.

6. А дабы она, по собственному своему примечанию и по засвидетельствованию Госпож Учительниц, сведома быть могла о успехах и прилежании каждой девицы: то для сего назначивать можно особые и общие экзамены, первые по классам, а другие пред всем собранием. По усмотрении же понятия и спо­собности каждой, поощряет она их раздачею определенными знаками к большему прилежанию; часто призывает из тех некоторых к себе, и поступая с ними ласково, старает­ся возбудить в них похвальную ревность и желание быть с нею. Сим способом, подавая кроткия и благоразумныя свои наставления, приохотитъ их лучше вникать в оныя.

7. Для сего надлежит ей при всех случаях подавать примеры отличной добродетели, превосходнаго достоинства и всех тех качеств, каких ея чин и важная должность требуют, снисходя при том чистосердечно в состояние подчиненных ей людей. Строгость и твердость суть иногда великая добродетели; но бывают временно и такие случаи, в коих требуется особливое искусство, чтоб оные со­гласить с порядком и тишиною во всем ущилище.

8. Определенная для сего общества казна состоит в ведомстве всего заседания; а для мелочных расходов некоторая сумма выдает­ся Эконому, состоящему в ведении госпожи Начальницы, которому, без особливаго от нея приказа, никакой чрезвычайной издержки собою не чинить; ибо должность ея требует вхо­дить во все подробности и распорядки эконо­мии. Буде же за болезнию или для каких других причин сама все то исправить не может, то поручает оное госпоже Правительнице, которая ей обо всем верно доносит.

9. Эконом, чрез каждыя две недели, или по меньшей мере чрез каждый месяц вручает ей обо всем исправный счет, по ко­торому она поверяет расходы, и вступя во все малейшия подробности, старается тем предупредить всякой подлог. Имея опеку юных питомиц, по справедливости обязует­ся она хранить и добро их, и крайнюю упо­треблять предосторожность противу расточе­ния, дабы добрым смотрением сберегаемые от определенной годовой суммы остатки, мог­ли в свое время употреблены быть им же на пользу в приданое.

10. Как от воли ея точно зависит распределять при доме все должности, касающия­ся до воспитания, обучения и содержания; так по тому же нерадивых Учительниц, коих, благопристойными средствами к должности своей привесть не можно, и всех тех, которых, или верность сомнительна, или не най­дутся ею в знании и искусстве достаточными, переменять, и других на тех места опре­делять в ея же воле состоит; в противном же случае она за все ответствовать должна.

11. Хотя благоразумие и искусство будут непременным основанием всех ея поступок; однакож надлежит соединять их с кротостию, а наипаче с непринужденною ве­селостию. И сие вперять или сообщать, и прочим Госпожам, а особливо молодым девицам, дабы сим способом отвращен был и самый вид всего того, что скукою, грустию, или задумчивостию назваться может.

12.Госпоже Начальнице предоставляется промышлять о всем том, что по собственному ея изобретению за лучшее и полезнейшее для порядка, успеха, благосостояния, а наипаче для воспитания молодых девиц признано будет, которыя, яко драгоценной для нея, для Государства и отечества залог, вверены благоразумному ея попечению.

РАЗДЕЛЕНИЕ IV. — О госпоже Правительнице.

1. Оная состоит второю особою по госпоже Начальнице, и по тому почитается, как вто­рая, воспитательница, или как помощница в великих трудах и упражнениях первой; по­лучает приказания от нее, и поступая, по оным, исполняет свою должность.

2. Во-первых должна она наблюдать со всякою ревностию за Надзирательницами и Учительницами, точно ли оне по предписанию исполняют свои должности, и с каким прилежанием; а при том смотреть, совершенный ли порядок во всем доме происходит, и верно о том доносить госпоже Начальнице

3. Она также, как и госпожа Начальница, разбирает, с каким успехом девицы воспи­тываются и обучаются. А чтоб лучше видеть, как преподают наставления Учительницы классов, то для сего не леностно сама присутствует в каждом по переменно.

4. Сверх того, что она долженствует при­лагать попечение о всем том, чтоб до сего воспитательнаго Общества ни касалось, а особ­ливо иметь ей крайнее рачение о чистоте и учтивости, показывая в том сама собою всем первый пример. Ибо, нерадение в сем пункте, ни по какой мере терпимо быть не может.

5. Госпожа Правительница имеет равномерно в своем ведении все, что до экономии ирасходов принадлежит, по колику она в потребном случае исполнять обязана все должности госпожи Начальницы, и все, что на нее положено, лежит также и на госпоже Правительнице, с тою токмо разностию, что она все делать должна то, в чем от гос­пожи Начальницы точным повелением упол­номочена будет.

6. Неменьше, как и госпоже Начальнице, стараться ей должно о том чтоб поведением своим, благонравием и добрым примером возбудить вподчиненных похвальное ревнование, и не токмо между молодых девиц, но и между самих госпож Надзирательниц и Учительниц классов.

7. Умеренность, кротость, и благоразумие долженствуют быть главными качествами гос­пожи Правительницы. По сему весьма остере­гаться ей должно, чтоб отнюдь ни при каком случа не сделать ничего, суровость, досаду или гнев изъявляющаго. Особливо же беречь­ся, того, чтоб ни при госпожах Надзирательницах и Учительницах, а еще того меньше при молодых девицах, в коих она должна производить, плоды добродетели, не сказать ничего непристойнаго и огорчительнаго; о чем подтверждать и прочим ей подчинен­ным, госпожам, и за ними того крепко на­блюдать.

8. Ей же надлежит с крайним благоразумием отвращать все, что помешательство, неудобство или какую остановку в воспитании и обучении девиц произвесть молжет.

9. В прочем во всех тех случаях, где она сама собою чего решить не может, требует наставления и приказа от госпожи Начальницы.

РАЗДЕЛЕНИЕ V. — О госпожах Надзирательницах.

1. Госпож Надзирательниц для 200 девиц определяется 4, в каждом классе по одной. Должность их состоит в том, чтоб при­лежно смотреть за девицами ея класса, при всех случаях; и если которая из них в чем преступит, то поправлять с благопри­стойною кротостию, а сверх сего долженствуют он вспомоществовать госпожам Учительницам в преподаваемых ими наставлениях. А буде которая за болезнию или по другой какой законной причины при классе быть не может, тогда Надзирательница занимает на то время ея место.

2. В сем случае госпожи Надзирательницы следуют в обучении девиц тому жепорядку, какому следовали Учительницы, и для то­го держатся оне и всех прочих до того принадлежащих правил, не отлучаясь уже от девиц ни во время учения, ни во время отдохновения, но исполняют во всем долж­ность Учительницы.

3. Имеют оне преимущество над Учитель­ницами, но ограниченное. Главная их должность непрестанно быть при них, и смотреть, чтоб благопристойность, во всем надлежащий порядок, успехи, чистота и учтивость наблюдаемы были в вышней степени, приобучая к тому девиц таким образом, что оне, сделанную в таких нежных летах привычку, не покинут до глубокой старости.

4. Сего ради неусыпным трудолюбием каждая в своем классе приводить оное в совершенство старается. От ея глаз и примечания не должны скрываться ни малейшия подробности. Служанки сами по себе довольно к небережению склонны; а если приметят в том послабление, то придут и в совершенный беспорядок. И в рассуждении того, что все намерение сего учреждения клонится единственно к совершенному воспитанию девиц, надлежит все то и взыскивать без всякого упущения.

5. Також имеют они попечение о платье и белье девиц, которыя должно содержать в порядке под особливым нумером каж­дый, пересматривая все по росписи у тех кому из служащих каждаго класса поруче­но будет, а отнюдь не полагаться в том на них. И если что-либо усмотрят к употре­блению не годное, то немедленно доносить о том госпоже Правительнице, которая, как скоро можно, вместо ветхаго дает новое.

6. Госпожа Надзирательница должна быть попеременно при четырех к смотрению ея принадлежащих столах, ибо каждая Учитель­ница для своей части имеет особливый столь. Тогда примечает она так, как и Учитель­ница, благопристойно ли девицы себя ведут, с благородною ли и приличною осанкою, опрятно ли кушают; словом, так ли поступают, как благородными и, хорошо воспитанным, девицам надлежит.

7. Госпожи Надзирательницы получают приказания только от госпожи Правительни­цы и от самой госпожи Начальницы, и поступая по оным всегда и при всех случаях с крайнею точностию, должны молодым девица подавать похвальные примеры ласковою своею поступкою, а паче всего умеренностию и учтивостию.

8. Если госпожи Надзирательницы принуж­дены будут так как и Учительницы классов, за погрешность к исправлению пристой­ные употребить способы, то делать сие в образе и намерении матернем, а отнюдь не по страсти или по иной какой посторонней причине, как например, если б кому случилось упражняясь в каком-нибудь деле, придти в раздражение, и в то ж время, не одумавшись сердце свое изъявить над молодою девицею, (что весьма часто случается у большей части безрассудных Учителей и Учительниц) то такой поступок со всем не благоразумен, и как тем, так н другим крайне от сего остерегаться должно.

9. Напрасно или не по важности вины упо­требляемая строгость бывает обыкновенно поводом к преступлению, совершенно опровергает порядок добраго воспитания и при­водить в уныние питомца, коего ожесточив­шееся тем сердце отвратится от своего воспитателя. Собственных или домашних своих огорчений воспитываемым детям отнюдь не оказывать, но всячески оныя от них скрывать должно.

10. Госпожа Надзирательница или Учитель­ница поступают при том весьма осмотрительно чтоб в употребляемых строгостях поступаемо было с умеренностию, и единственно по мере той причины, какую подала к тому девица своим проступком, да и тогда с крайним же благоразумием определять оное по важности преступления, смотря на возраст и разум преступившей; ибо все сие столь нежно и с такими сопряжено следствиями, что едва можно ли, так сказать, употребить в том точную и довольную осторожность.

II. Госпожи Надзирательницы и Учитель­ницы за первое правило почитать себе должны, чтоб им быть от всего воспитательнаго Об­щества равно любимым и почитаемым; а из сего следует, что при выборе их великое осмотрение иметь должно.

РАЗДЕЛЕНИЕ VI. — О госпожах Учительницах и Мастерах.

1. Число обучающих для первого и второго возраста девиц определяется по 4, для третьего и четвертого по 2, и того 12, по­лагая наперед, что при выборе оных ничего не проронено, я что оне одарены всеми по­требными к тому качествами, дабы должность свою исправно, честно и с похвалою испол­нять в состоянии были.

2. И так первое и главнейшее их попечение состоит в том, чтоб под своим руководством воспитать девиц, в силу Генеральнаго Учреждения Ея Императорскаго Величества 10 пункта. А сею важною должностию наиболее обязаны оне по тому, что бу­дучи всегда при них, могут благоразумными и искусно к слову приведенными разговора­ми, при всяком случае удобнее в мысли молодых девиц вперять благонравие и вкоренять оное в нежныя их сердца; а всякой пункт наставления, о чем бы ни был, довольный способ къ нравоучению подать может.

3. Всячески стараться, чтоб девицы не при­выкали излишно важничать, а по том и унылый вид являть. Сиепримечание Госпожа Надзи­рательница часто подтверждает подчиненным своим, а особливо Учительницам, поелику оныа непрестанно с девицами вместе нахо­диться будут. Паче всего наставлять их в основаниях благоразумия, добронравия, благо­пристойности, благородной, а непринужден­ной учтивости и всех добродетелей.

4. Все сии изящныя качества надлежит со­глашать с пристойною и благородною скромностию в поведении, в осанках приятных, в разговорах вежливых и разумных и в ласковых поступках.

5. ГоспожиУчительницы во-первых долженствуют обучать девиц иностранным языкам говорить и писать, особливо же при­важивать их к правильному читанию и впе­рять в них охоту к чтению книг.

6. Для содержания впредь в добром порядке домашней экономии, надлежит их обучать Арифметике, також всякаго рода домашним рукоделиям, яко шить и вязать, дабы со временем сами другим в потребных случаях показывать в состоянии были.

7. Госпожи Учительницы не отлучаются от девиц от самаго утра, даже до того времени, как пойдут спать, и отнюдь из глаз своих их не выпускают дабы оне, поелику возможно, с служанками одни не отставались, с ко­торыми и разговоров иметь не должно.

8. Излишними понятиями незрелой еще разум ихотягощать не должно, поелику не все могут быть равнаго сложения, ибо найдутся и скоропонятныя и медлительныя в понятии; а сие особливо и разбирать, так, как и о прочих душевных дарованиях рассуждение иметь надлежит, дабы не поступить с теми суровым и неприятным образом, кои не так скоро понимают преподаваемыя им наставления. Старанием, искусством и трудами не чувствительно достигнуть можно до того, от чего прямо происходит, что та, или другая, в науке худо успевает.

9. Сколь скоро усмотрится, что природная способность к обучению воспрепятствована собственным нехотением или упрямством, надлежит тотчас употреблять пристойные способы к отвращению онаго, с намерением желающей изрядно воспитать дитя свое, но без пристрастия и не для посторонней ка­кой-либо причины.

10. Праздность почитается источником всех пороков; того ради госпожи Учительницы должны прилежно наблюдать прямые в обучении успехи каждой девицы, також прилежание и леность, что наипаче во время приватных в классах экзаменов усмотреть мож­но, дабы по тому располагать должные к то­му способы для возбуждения в них вящшей к обучению ревности похвалою их успехов, или каким-нибудь и награждением.

11. Как скоро девицы иностранные языки разуметь и оными говорить начнут; тогда го­спожи Учительницы по окончании классов употребляют по нескольку времени с ними вступать в разговоры, дозволяя каждой сказы­вать и объяснять свои мысли с пристойною вольностию, что самое послужит им способомъ кисправлению их рассудка. Чего ради поощрять, чтоб и между собою разговаривали, а паче всего возбуждать охоту к чтению книг, какдля собственнаго их увеселения, так и для происходящей от того пользы. Для се­го, так как и для словесных наук надлежит неотменно завесть библиотеку с рассудительным выбором книг.

12. В сем намерении с первых лет можно им задавать для выучивания наизусть кратких историй, кои бы могли оне друг другу пересказывать, и нравоучительныя речи искусных мужей, дабы время от вре­мени благопряятным обхождением приобретая большее познание, всостоянии были уподоб­ляться или равняться с теми, кои больше уже знание в чем-либо имеют.

15. Сверх сего госпожи Учительницы всевозможныя средства употреблять должны, чтоб девицы с большим успехом воспи­тывались и привыкали с юношества к крайней опрятности и учтивости. Имже надлежит прилежно рассматривать в них разныя природныя склонности и охоту, и со­держать тому исправную записку, дабы го­спожа Начальница, по благорассуждению свое­му определять могла все то, что с намерением сего учреждения, а паче с Высочайшим благоволением Ея Императорскаго Величества, с пользою согласоваться могло бы.

14. Хотя и ожидается, что сии Госпожи не удалятся никогда от своей должности; одна­кож если бы случилось противное, то госпо­жа Начальница, старается присесть их к должности благопристойными средствами. А буде то не поможет, и зло сделается большим, тогда в ея воле состоит и переменять их.

15. Весьма предосудительно было бы, ес­ли б госпожи Учительницы подвергнули себя выговору в таком деле, которое единствен­но от смотрения их зависит, то есть за­твердить и памятовать, что упущение главнаго пункта чистоты и учтивости прощаемо быть не может. Следовательно, приметя в какой-либо служанке нерадивость, приносят оне о том жалобу госпоже Надзирательнице, которая тотчас такую представя госпоже Начальнице, из службы выключит, если уже несколько раз явится неисправною.

16. Ежели в каких науках Учительниц не сыщется, то вместо оных определяются Учителя или Мастера, которые имеют прихо­дить в классы в назначенные им часы, и кроме законной нужды, от своей должности отнюдь уклоняться не должны.

17. В прочем надлежит им обучать девиц со всякою исправностью в прирсутствии госпож Надзирательницы или Учительницы, так что та или, другая во время учения ни под каким видом от девиц не отлучаются.

18. Они же должны вести себя благопристойно и поступать с девицами со всякою учтивостию, должною их полу и породе, так, что если б случилось им и представлять, то в пристойных, а отнюдь негрубых, или подлых изображениях. Буде же которая по упрямству или нерадению перенимать не похочет, то Учитель уведомляет о том госпож Начальниц.

19. Что касается до прочих их должностей и поведения, то об оных обстоятельно показано будет в особливых предписаниях.

ГЛ. II. – О воспитании вообще.

1. Первое попечение надлежит иметь о вере, дабы заблаговременно посеять и вкоренить в сердцах благоговение, то есть, безмолвное почитание Християнского благочестия; церковная служба и проповедь слова Божия будут верными в сем пути предводителями.

2. Светсткия же добродетели, суть: повиновение начальствующим, взаимная учтивость, кротость, воздержание, равенственное в благонравии поведение, чистое, к добру склонное и праводушное сердце, а напоследок благородным особам приличная скромность и великодушие, и одним словом удаление от всего того, что гордостию и самолюбием назваться может. Сие краткое многих важных качеств наименование, добрым оных употреблением и слиянием, долженствует произвести совершенное молодых девиц воспитание.

3. О молитве. Молитва обыкновенно все­гда и при всех училищах отправляема бывает по утру пред классами, и в вечеру, пред тем, как спать идти; а в Воскрес­ные и праздничные дни вся служба Божия от­правляется так, как по церковному уставу положено. Во время оной должны девицы заблаговременно навыкат, чтоб присутство­вать и духом и сердцем, и стоять с благоговением приличным святости места и совершаемым в оном Таинствам.

4. И по тому госпожи Надзирательницы и Учительницы обязаны иметь крепкое смотрение, чтоб девицы в церкви между собою от­нюдь не разговаривали, но стояли бы со страхом и с должным благочинием. За малейшее же во время молитвы или службы преступление, строго поступать по возвращении в покои, в присутствии всего того класса, или при собрании воспитываемаго Общества, дабы стыд одной, служил навсегда к воздержанию других от подобных поступок.

5. О учении. Надлежить им истолковать ясно по летам и по нежности естественнаго сложения, рассуждая и по незрелому их уму, все части закона, то есть Катехизм, догма­ты православной веры, и все, что касается до прямаго содержания оной.

6. Сверх сего должно их обучать Российскому и чужестранным языкам, дабы на оных исправно читать, писать и говорить умели; арифметике, Географии, Истории, стихотворству, и от части Архитектуре и Геральдике, а в художествах наставлять рисованию и миниатюре, танцование, музыку вокальную и инструментальную, шитье всякого рода, вязание и плетение шелковое, нитяное, шерстяное и бумажное, а к сему присовокупить надлежит и все части экономии.

7. Сверх предписаннаго здесь вообще обучения наукам и художествам, третьего возраста по две девицы ежедневно по очереди присматриваться должны на поварнях ко всем работам, какия на оных отправляются, то есть, чтоб могли оне знать все подробности касающияся до домашней экономии. Оне же должны 1) Сами сочинять счеты дневным расходам, и показывать оныя госпоже Учитель­нице с своими на то примечаниями. 2) Чулки и прочий убор иметь собственной своей работы, также и платье на себя имеют шить сами из даваемых материй, что и о четвертом возрасте разумеется. 3) Представлять между собою некоторыя драматическия сочине­ния, нарочно для их употребления состав­ленныя.

8. Четвертого же возраста девицы повторяют учение свое почти одною практикою, и вместо того, что в третьем возрасте еже­дневно по две присматриваются к домашним обрядам, в сем возраст имеют оне определяться к тому понедельно. Оне должны 1) Вести записку расходам, какие бы ни были, донося об оных госпоже Начальнице, также договариваться с поставщиками о припасах, каждую, субботу делать расчет, и при себе платеж производить, определять цену всякому товару по качеству онаго, и наипаче смотреть, чтоб во всем наблюдаем был совершенный порядок и чистота. 2) Чтоб возбудить в девицах прочих трех классов похвальную ревность, и придать сему отличный вид, ко­торый оно необходимо и иметь должно; то употребится из сего возраста в каждой день по две к обучению первых классов девиц; ибо таким образом во-первых сами оне достигнут большаго совершенства, а при том и от Учительниц тех классов, якопомощницы их, неминуемо с отличностию почитае­мы будут, а наконец от сей практики навыкнут заблаговременно, как им, будучи матерями обучать детей своих, и в собственном своем воспитании найдут себе великое вспоможение, в каком бы состоянии им жить не случилось.

9. Для вящшей своей пользы и взаимной забавы, девицы, изображая подобие одна дру­гой, портретами или другими работами между собою дариться могутъ; также составлять на голосах и инструментах, что ни есть новое. В первомъ случае приобретут оне большее искусство в рисовании, а во втором в музыке.

10. Последний из четырех возрастов девицпо прямому первым почитаться долженствует, поелику в нем, по достижении 15 лет, уже начинают оне собирать плоды девятилетних своих трудов, в первых трех возрастах понесенных. Оне, в рассуждении мыслей, честнаго поведения и благонравия почти уже все то приобрели, что от добраго воспитания зависит: по сему первых трех классов девицы от них заимство­вать имеют примеры всякаго совершенства, которое оне, приближаясь кчасу своего выпуска, уже неотменно иметь должны, наипаче содержать всегда в твердой памяти, что от самаго юношества и до возраста приучаемы были к добродетелям, к учтивости, ласко­вым и приятным разговорам, не токмо с равными, но и с самыми последними, какого б звания кто ни был. Чрез такое доброе поведение и поступки, при первом их в свет вступлении учинятся оне отличными в обще­стве; благоразумными; ж в сем возрасте размышлениями воспитатем подкрепляемыми, получать себе для переду как в науках, так и в честном обхождении руководство. Одним словом, в сие время надлежит им стараться о приобретении всего, чего иногда к совершенству их воспитания и обучения еще не достает.

11. Весьма натурально, чтоб девицы сего возраста чрез воспитание и полученныя в науках знания приобретали себе должную честь и почтение; то по сему и от самих госпож Начальниц справедливо предпочтены быть должны прочим, особливым уважением. Первые же знаки отмен, принадлежащих им в гражданском обществе. Состоять будут в особливых награждениях по достоинству и успехам каждой, какия Ея Императорское Величество Всемилостивейше определить, и в Высочайше Свое присутствие жаловать изволит. А для большей привычки к честному обхождению, то есть, чтоб придать девицам надлежащую и приличнуую смелость в поведениях, необходимо установить должно в сем Обществе по праздничным или по воскресным дням собрания для приезжающих из города дам и кавалеров и других почтительных людей, с дозволения госпожи Начальницы. Сии собрания назначены будут, одно для концерта девицами составленнаго, другое для какой ни есть драматической или пасторальной игры ими ж представляемой, а третье для обыкновенных собраний. При всех оных. Девицы двух последних классов хозяйствуют, и стараются показать всем надлежащее удовольствие, будучи украшением и приятностию оных, дабы через то навыкнуть могли к непринужденному и учтивому поведению, какое честной природе и доброму воспитанию особливо приличествует, то есть, не иметь застенчивости, и в случае о всем пристойно и благородно изъясняться.

12. О пище и столовом содержании. Девицы, по отправлении обыкновенной молитвы, каждое утро получают завтрак, обедают и ужинают в назначенное время, и о том повещать им колокольным звоном, что и о прочих их упражнениях разуметь должно.

13. Для каждого класса определяется особливый стол по разделени. Девиц, за которым Учительница должна вместе с ними присутствовать. Во время обеда, от воли благоразумия госпож Начальниц зависит, в молчании ли девицам пребывать, или некоторым из них дозволить между собою вступить в разговор о какой-нибудь пристойной материи, и то прежде ли или при окончании стола.

Равным образом и госпожа Надзирательница присутствует всегда при одной из четырех ея ведения столов. И буде которая девица сделает какое остроумное примечание, то с дозволения имеет она сообщить о том всему классу; ибо, изрядно и кстати сказанное слово, будет для других наставлением и поощрением к подражанию.

15. Госпожи Надзирательницы и Учительницы должны девицам указывать приемы, как при столе порядочно и чисто кушать, також приличную осанку и приятную меж собою в словах учтивость, чтоб оне ласковыми поступками умели снисходить и к самым служащим своим.

16. Оне же наблюдать долженствуют, чтоб девицы после кушанья руки умывали, а особливо во рте полоскали. Одним словом, Начальницы всевозможное старание прилагать обязаны о чистоте и опрятности молодых девиц.

17. Столовое белье по тому же во всякой чистоте и исправности содержать должно, и оное ежедневно переменять, а для последних двух классов, во время обеда и ужина.

18. Впрочем всякая излишняя нега из сего общества вовсе изгнана быть долженствует, поелику оное единственно в том намерении учреждено, чтоб молодых девиц следовательно все тому противное весьма отрешается. Приготовляемая для девиц пища и всякое кушанье имеет быть самое здоровое, и в таком количестве, чтоб для удовольствия всех было достаточно, и ничего съестнаго на поварню прежде не отпускать, пока прилежно одною их Госпож Надзирательниц или Госпожею Правительницею осмотрено не будет, о чем, так как и о прочем содержании в особливых экономических наставлениях в своем месте пространнее показано будет.

19. Об одежде. Когда определенное число девиц наполнится, и оныя, как выше сказано, на четыре возраста разделятся, тогда для отличия каждаго надлежит делать одежду особливаго цвета, а именно: перваго возраста девицам кофейнаго или коричневого, второго – голубого, третьего – сероватого, а четвертого – белого цветов, который возраст и качеством отличен будет.

20. Обыкновенное для учебных дней платье будет камлотное, а для воскресных и праздничных такого же цвета шелковое, по рассуждению Госпожи Начальницы, так как и прочие уборы девиц на ея же волю оставляются.

21. О гулянии. Весьма нужно, чтоб девицы прогуливаясь в садах, питалися свежим и здоровым воздухом, особливо когда время к тому удобно; ибо ничто столько не пользует их здравие: того для как скоро оное настанет, довольствоваться тем имеют; а в худое время в особливых к тому устроенных местах.

22. О забавах. Для всего воспитываемаго Общества не меньше нужны всякия невинныя забавы, которыя в удовольствие их стараться изыскивать, а от благорассмотрения Госпожи Начальницы зависит оныя так учреждать, чтоб по склонностям и по времени изобретаемы были.

23. Между тем Госпожи Надзирательницы и Учительницы от девиц хотя не отлучаются, однакож отнюдь ни в чем не препятствуют, паче же при всех их непорочных играх и забавах являются, будто бы оных и не примечают.

24. Если случатся иногда такия, кои меланхолическаго сложения и от забав укло­няются, то таковых ласкою уговаривать и привлекать к тому, чтоб равно с прочи­ми в веселии участие принимали, а до того всячески не допускать, чтоб являли унылый вид с угрюмым молчанием или задумчивостию, но паче стараться все Общество содер­жать в забавах.

25. О посещении. Сколь скоро девицы в Общество приняты будут, то с того часа до самаго выступления их из онаго, как родители, так и прочие сродники чрез все время пребывания их в воспитательномъ Обществе от всякаго о них попечения свободны.

26. Чтоб воспитание девиц с надлежащим порядком всегда происходило, и отнюдь бы ни в чем пряпятствуемо не было в рассуждении обучения и прочих упражнений, то для сего родители посещать их могут толь­ко в назначенные дни с позволения Госпожи Начальницы, в присутствии самой или которой нибудь из подчиненных ей; а во время обучения в классах, или других упражнений приходить им совсем не дозволяется.

27. О комнатах. Дабы спальныя комнаты всегда были под непременным надзиранием, надлежит учредить каждый класс между покоями Госпож Надзирательниц и Учительниц.

28. В оных комнатах для впускания свежаго воздуха весьма нужны и полезны отдушины и камины, что разумеется о временах, в которых окон отворять не способно. Також; и топить должно с умеренностию и по термометру ибо великая теплота или жар во всякое вре­мя здоровью вредительны, а наипаче во вре­мя сна.

29. Всем служителями накрепко подтвер­дить, дабы ни один, кроме служащих женщин или девок, ни за чем, ни в какое время и ни в какия лета в покой не входил, а служанки каждой части и ночуют в спальне, при которой служат. Постели их также в чистоте содержаны быть должны, как и оне сами. Впрочем, на особливое Госпож Начальниц благорассмотрение и попечените оставляется сделать в сих комнатах такия распоряжения, какия ими за лучшия признаны будут.

30. Наконец распределить должно и время как долго девицам спать надлежит, смо­тря поразличию лет их. Для сего первому детскому классу спать дозволить 9 часов, вто­рому - 8, третьему – 7½, а четвертому – 6½. И хо­тя все оне вставать должны в одно время, но спать ложиться по классам часом ранее.

31. О мыльнях. Употребление мыльни ну­жно; почему и должо иметь оную для всех девиц и Госпож Начальниц. Поелику же сложение одной бывает противно сложению другой, то в сем случае надлежит пола­гаться на искусство и предписания определенных Доктора и Лекаря, когда и каким образом мыльня с пользою употребляемы быть могут, и обыкновенным ли образом или с какою отменою.

32. О немоществующих. Когда предписанныя в Генеральном Ея Императорскаго Величества Учреждении средства к сохране­нию здоровья прилежно наблюдаемы будут, то надеяться можно, что труды Господ Док­тора и Лекаря, також и иждивение употреб­ляемое на лекарство нарочито убавятся.

33. Однакож для случающихся в сем обществе больных отведено будет особливое место, которое бы наиболее способствовало к облегчению их болезни, близь сада, или имеющее положение к какому-либо другому увеселительному виду.

34. Как скоро которая из девиц действительно заболит, то оная тотчас со вся­кою осторожностию туда относится, и поль­зуется тамо во все время ея болезни с крайним рачением, не щадя ни трудов ни иждивения.

35. Для надлежащаго присмотра и хождения за болящими определяются из тутошних стариц, також особливыя женщины, которыя за ними и днем и ночью неусыпное смотрение иметь должны, переменяясь по очере­ди, и поступая во всем по приказаниям Гг. Доктора и Лекаря. А прочия девицы ни под каким видом в сие место допускаемы, и отнюдь никакого сообщения с больными иметь не будут, наипаче если болезни та­ковы, что и к другим приставать могут.

36. Госпожи Правительница и Надзиратель­ница смотрят попеременно за приставленными к больным женщинами, подтверждая им накрепко исполнять все то без малейшаго упу­щения, что Г. Докторомъ и Лекарем приказа­но будет, и кроме определенных женщин никому туда входить не дозволять.

37. О Докторе и Лекаре. Должности сих Господ так известны, что оныя здесь описывать излишне, наипаче по тому, что вся­кой Доктор не может не ведать их важ­ности; а довольно кажется припамятовать сие, что принятые в службу сего Общества Док­тор и Лекар долженствуют со всем себя посвятить оному, и для посещения и пользования других больных почти никогда не от­лучаться, не дав наперед знать Госпоже Начальнице.

38. Их единственно попечению препоручается сохранени здоровья, всего воспитываемаго Общества, и для того надлежит в вы­боре оных поступать с великою осторожностию с надлежащим о искусстве испытанием, примечая притом трудолюбие их или нерадение.

39. При вступлении в службу, как Доктор, так и Лекарь обязываются пользовать все Общество без изъятия и в помощи своей никому не отказывать.

40. Должности Лекаря суть те же, кои Докторския, с тою токмо разностию, что оне никаких лекарств сам собою предписывать не может, но в излечении болезней и припадков следует Докторским предписаниям.

41. О привратниках. Оным должно быть двоим, кои на подобие Швейцаров живут подле ворот, и никого ни в дом ни обратно из онаго не пропускают без особливаго приказа от Госпожи Начальницы, или в небытность ея Госпожи Правительницы.

42. Как скоро назначенный час ударит, то содержат они ворота на запоре и замком; ибо за все сами ответствовать должны.

генеральный штат сего воспита­тельнаго общества для двухъ сот благородных девиц. (Смотри книгу штатов).

Хотя предписанный в сем Уставе для всех оных чинов должности кажутся до­статочными, и оныя впредь особыми инструк­циями для каждаго объяснены будут; но по­неже нет правила без изъятия: того ради все оное предоставляется впредь благоразум­ному рассмотрению и попечению Госпожи На­чальницы, которая имеет власть в предписанных подробностях сего Устава (которых ныне всех предвидеть трудно) смотря по обстоятельствам и надобности, нечто отменить или прибавить, что к очевидной пользе служить может, не выходя однакож из точнаго разумения или силы сего учреждения. А если нужда востребует учинить в оном какие-либо знатныя перемены докладывать о том Самой Ея Императорскому Величеству.

В пополнение для юношества будут особливыя физическия примечания, какия меры оному в пользу употреблять в рассуждении здоровья и прочих нужных выгод, начиная от пятилетняго возраста до самаго выступления девиц из Общества.

(Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. СПб., 1930. Т. 16. С.742-755.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: