Методы управления рисками

Сущность управления риском состоит в максимизации набора обстоятельств, которые мы можем контролировать, и минимизации набора обстоятельств, контролировать которые нам не удастся и в рамках которых связь причины и следствия от нас скрыта.

П.Л. Бернстайн

Управление риском включает систему нормативно-правовых, административных и экономических механизмов, способствующих достижению минимизации воздействия рисковых ситуаций на деятельность ФО.

Существует несколько основных методов управления рисками:

1. Уклонение.

2. Передача.

3. Снижение.

4. Овладение.

Уклонение от риска

Методы уклонения от риска наиболее распространены в хозяйственной практике.

Чаще всего к этим методам относятся:

- Отказ от ненадежных партнеров,

- Отказ от рискованных проектов.

Этими методами пользуются руководители организаций, предпочитающие действовать наверняка, не рискуя.

Данное направление защиты от риска является наиболее простым и радикальным. Оно позволяет полностью избежать возможных потерь и неопределенности, но, с другой стороны, не позволяет получить тот объем прибыли, который связан с рискованной деятельностью.

Передача рисков

К методам передачи рисков относятся:

- Страхование хозяйственных рисков,

- Сегрегация (разделение) и агрегация (объединение),

- Метод поиска гаранта,

- Факторинг,

- Франчайзинг.

Страхование

Наиболее популярным и доступным методом передачи является страхование.

С юридической точки зрения - передача риска означает принятие на себя страховщиком обязательства выплатить страхователю денежную (иногда и натуральную) компенсацию понесенных им в определенных ситуациях убытков.

Страховые компании предъявляют жесткие требования к рискам, которые они могут принять на себя в рамках договора страхования.

Из всего набора рисков присущих деятельности конкретного предприятия, она отбирает только ту их часть, которая удовлетворяет следующим критериям:

- Случайный и непредсказуемый характер событий,

- Измеримость риска,

- Ограниченность потерь,

- Относительно небольшая вероятность наступления страхового случая.

Преимущества использования страхования как механизма управления риском сводятся к следующим факторам:

- Привлечение страхового капитала для компенсации убытков организации,

- Снижение неопределенности в финансовом планировании деятельности организации,

- Высвобождение денежных средств, для более эффективного использования,

- Сокращение затрат на управление риском путем использования убытков опыта страховых экспертов для оценки риска.

Страховые фонды представляют собой гарантированный источник денежных средств, для компенсации убытков страхователя в случае возникновения неблагоприятных событий, например, когда при возникновении крупных убытков использование собственных денежных ресурсов может быть ограничено способностью привлекать внешние кредиты для компенсации убытков.

Страхование рисков организации снижает неопределенность в планировании финансовой деятельности.

Не все риски можно застраховать.

Нельзя застраховать:

- Масштабные риски, когда никто не готов принять на себя риск страхователя,

- Форсмажорные риски, уровень которых невозможно оценить.

Кроме того в настоящее время в РФ не страхуются:

- Действия государственных органов, в том числе связанные с неправомерными действиями налогового или таможенного инспектора. Ущерб, связанный с принятыми в таких случаях по ошибке (или умыслу) санкциями, не компенсируется (даже при страховании грузоперевозок на условиях «за все риски»)

- Кредитные риски банков,

- Риски, связанные с колебаниями курсов валют.

Метод «поиска гаранта»

Метод поиска гаранта используется как небольшими, так и крупными организациями. Только функции гаранта для них выполняют разные субъекты: первые «просятся под крыло» к крупным компаниям (например, банкам, фондам, вторые – к органам государственного управления.

Сегрегация (разделение) рисков

Разделение рисков, как правило, осуществляется за счет разделения активов предприятия.

Суть его заключается в сокращении максимального возможных потерь за одно событие, но при этом одновременно возрастает число случаев риска, которое необходимо контролировать.

Значительным рискострахующим потенциалом обладает метод разделения риска – диверсификация капитала, - в частности, в рамках финансово-промышленных групп (ФПГ).

Кроме разделения (диверсификации) капитала существует также и диверсификация деятельности.

Не все риски можно уменьшить с помощью диверсификации.

Такие риски как:

- Риск, связанный с ожиданиями кризиса или подъема экономики в целом,

- Риск, связанный с движением банковского процесса,

- Политический риск

И некоторые другие риски нельзя уменьшить методом диверсификации.

Объединение (агрегация) риска

Под объединением риска понимается метод снижения риска, при котором возможный риск делится между несколькими субъектами экономики, например, при слиянии двух и более предприятий, т.к. новая фирма будет иметь больше активов, чем первоначальные организации.

Объединяя усилия в решении проблемы, несколько предприятий, таким образом, могут разделить между собой как возможную прибыль, так и убытки.

К агрегации (объединению) риска можно также отнести процесс эволюции оптовика, имеющего свою розничную сеть, в сеть аптек, осуществляющих оптовые закупки для собственных нужд, характерных для фармацевтического рынка России.

В настоящее время появилось направление развития частного сектора на аптечном рынке РФ, связанное с развитием фирменных сетей, принадлежащих дистибьюторам.

Факторинг

Методом передачи риска является использование договора факторинга (финансирования под уступку денежного требования).

В данном случае речь идет о передаче кредитного риска. В факторинговых операциях участвуют три стороны:

- Фактор-посредник, которым выступает коммерческий банк или иные кредитные организации,

- Предприятие-поставщик,

- Предприятие-покупатель.

Основной принцип факторинга – покупка фактор-посредником у своего клиента – поставщика требований к его покупателям.

Фактически фактор-посредник покупает дебиторскую задолженность, обычно в течение 2-3 дней оплачивая 70-80% требований в виде аванса.

Оставшаяся часть выплачивается клиенту банка после поступления средств на его счета от покупателей.

Факторинг позволяет организации, передающей свои долговые обязательства фактор - посреднику, получить гарантию на получение всех платежей, уменьшая, таким образом, кредитный риск предприятия.

Франчайзинг

В сфере торговли и услуг одно из лидирующих мест среди способов передачи риска занимает контрактная система или франчайзинг.

Франчайзинг – вид договора о совместной деятельности.

Франчайзер – головная организация – продает свою лицензию и право на пользование торговой марки. За это определенный процент прибыли уходит в головную организацию.

Данные взаимоотношению имеют выгодный характер. Предприятие имеет в определенной степени гарантированный доход и может рассчитывать на финансовую помощь крупной фирмы – франчайзера.

Данная система позволяет франчайзеру:

- Установить контроль за сбытовой сетью и свести расходы по реализации товаров и услуг до минимума;

- Служит эффективным механизмом в борьбе с конкурентами;

- Способствует быстрому и четкому реагированию на изменение рыночной конъюнктуры.

Процент убыточности в таких системах гораздо меньше, чем в других формах деятельности.

В рамках данной системы выделяют три вида организаций:

- Работающие только на контрактной системе, которые обязаны продавать лишь торговую продукцию своей головной компании, поддерживая ее торговую марку;

- Организации, которым крупный поставщик определяет стороны их производственной и коммерческой деятельности (например «план продаж»).

- Операторы – предприятия, которые сдаются на условиях аренды мелким предприятиям.

Для защиты своих интересов покупателю франшизы не следует идти на подписание договора, полностью подготовленного франчайзером. В договоре должны быть четко определены права и обязанности франчайзи. Как правило, покупатель франшизы заинтересован в максимально длительном первоначальном сроке действия договора (чтобы получить возможность окупить свои первоначальные издержки, связанные с покупкой франшизы).

Франчайзер же, наоборот, заинтересован в его непродолжительности. Часто франчайзер настаивает на включении в договор ограничения для франчайзи прямо или косвенно заниматься иной деятельностью, отличной от той, которая описана в договоре. Такое положение выходит за рамки запрета на конкуренцию.

Часто договор франчайзинга предусматривает право франчайзера на контроль деятельности покупателя франшизы. В интересах последнего необходимо, чтобы эти правила были сформулированы как можно точнее. Следует предусмотреть частоту проверок франчайзера, предоставление отчетности в разумные сроки, обязанность предварительного уведомления о проведении проверки, а также ограничить время проверки обычными рабочими часами.

Договоры франчайзинга довольно часто устанавливают минимальный объем продаж, который покупатель франшизы должен обеспечивать за определенный период времени. В такой ситуации следует приложить усилия для отмены или хотя бы ограничения этого права франчайзера. Можно предусмотреть определенный диапазон, в пределах которого недостижение минимального объема продаж не будет рассматриваться как нарушение франчайзи обязательств по договору.

Аптекам следует обратить особое внимание на то, что при расторжении договора на покупателя франшизы могут накладываться определенные обязанности, количество которых в его интересах необходимо свести до минимума. Определенные требования покупателя франшизы могут быть учтены и внесены в текст договора.

В заключение приведем преимущества и недостатки франшизы.

Преимущества создания системы франчайзинга очевидны:

- создаваемые предприятия (франчайзи) входят в систему материнской компании и находятся под организационным и функциональным контролем;

- при покупке аптеки (фарм. бизнеса) любым собственником имеется возможность включить ее в отлаженную логистическую систему, обеспечивая, таким образом, "выживание" бизнеса. Франчайзинг позволяет снизить риск в малом предпринимательстве, способствует более быстрому продвижению современных технологий, повышает мотивацию на нижнем уровне управления;

- налоговое законодательство дает возможность снизить налогооблагаемую базу по прибыли;

- высокая защищенность вложений материнской компании, в т.ч. по возврату своих вложений. Оборудование, технологии, материалы и т.д. передаются франчайзером франчайзи на условиях договора лизинга и вносится в уставный капитал создаваемого на базе франчайзи совместного предприятия. Имущество, переданное в лизинг, в течение всего срока действия договора лизинга остается в собственности лизингодателя (в данном случае, франчайзера) и находится на его балансе.

По окончании срока действия договора лизинга в соответствии с его условиями франчайзи может приобрести оборудование в собственность, возобновить договор на более выгодных условиях или вернуть оборудование франчайзеру. Лизинговые платежи включаются в себестоимость продукции, товаров работ, услуг ввиду включения франчайзи в систему предприятий как самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности открываются дополнительные рабочие места и удовлетворяется спрос регионального потребителя.

К недостаткам создания франчайзинговой системы можно отнести:

- относительно более длительный характер развития бизнеса - более длительная проработка всех вопросов, начиная с согласования и разработки бизнес-плана и заканчивая юридическим оформлением франшизы. Однако этот недостаток компенсируется качеством принимаемых решений, их правовой защищенностью, последовательностью наращивания франчайзинговой системы, отдача от которой начинается сразу же;

- слабая распространенность этой формы в "чистом виде";

- усложненность правового оформления (система договоров), требующая особой тщательности и даже искусности в составлении документов.

Франшиза: вместе мы сила!

Крупной аптечной сети, для того чтобы выходить в новые регионы и увеличивать число подконтрольных сети аптек, нужны люди, готовые возглавить открывающиеся аптечные точки, и инвестиции, для того чтобы их открыть.

Небольшой аптеке, возможно, еще только создающейся, нужно решить намного больше задач, поскольку, как правило, она не может похвастаться отработанными схемами работы на рынке, налаженными отношениями с поставщиками или наличием извест­ного бренда (всем тем, что уже есть у преуспевающей аптечной сети). Однако во главе отдельной аптеки и аптечного start-up-проекта обычно стоит предприниматель, мотивированный на работу и ориентированный на успешный результат, знающий свой регион и обладающий определенными финансовыми ресурсами.

В результате, по сути, крупная аптечная сеть и аптечный start-up могли бы прекрасно дополнить друг друга и вместе решать свои проблемы более эффективно, чем по отдельности.

Именно для этих целей и был придуман франчайзинг, т.е. такая форма ведения бизнеса, при которой одна компания (франчайзер) может представить другой компании (франчайзи) проверенную и успешную бизнес-идею, поддержку, обучение, снабжение, развитие, маркетинг и рекламу.

Сразу же хочется отметить, что далеко не все компании, предлагающие франчайзинговые схемы в многочисленных франчайзинговых магазинах, способны предложить действительно стоящую услугу. Причем это определяется не столько размерами франчайзера, сколько его готовностью работать с франчайзи и пониманием франчайзинговых механизмов развития бизнеса.

В частности, в российском аптечном бизнесе провальными проектами по расширению своей сети посредством реализации франшиз могут «похвастаться» не только неизвестные аптечные организации с сомнительной репутацией, но и такие крупные игроки российского аптечного ритейла, как «Ригла», «Первая помощь» или «О3».

В чем причина этих неудач и что отличает жизнеспособную франшизу от потенциального аутсайдера? По­пробуем разобраться.

Франчайзинг сегодня: + 30 тысяч франчайзи за 2 года!

Как именно сформировалось со­временное понятие франшизы (фр. franchise — льгота, привилегия), не совсем понятно. Кто-то считает, что впервые понятие франшизы начало формироваться в средневековой Франции и означало особую привилегию (вольность), которую предоставляли французские короли своим вассалам (например, право охотиться в королевских лесах, право торговать какими-то специальными товарами, право владения рынками или ярмарками, право владения паромной переправой, право постройки дорог или пивоваренных заводов и т.д.).

Затем оно распространилось по всей Европе, создав коммерческую практику, в рамках которой управляющие чины европейских городов начали выдавать франшизы на исключительное право торговли определенными товарами в пределах того или иного рынка различным рыночным торговцам. Кто-то считает, что франшиза впервые была введена около полтысячелетия назад в Великобритании, когда в 1559 г. английский король начал выдавать епископатам права и свободы (franchising) на совершение различных действий, в частности коммерческого характера, и было введено понятие франшизы, под которой понималось некое место на территории города, рынка или ярмарки, предназначенное для реализации свободными людьми своих товаров и услуг.

С тех пор франчайзинг проделал большой путь и развился в одну из крупнейших бизнес-технологий современного рынка, хотя уровень развитости франчайзинговых отношений и понимание этого термина несколько отличается на территории разных стран.

В качестве простейшего примера можно привести Великобританию или США, где юридически франчайзинг в современном его понимании (т.е. в виде определенных привилегий, предоставляемых частными фирмами) был закреплен в середине XIX в. и сегодня является высокоразвитой и привычной деловой практикой. И Россию, где с юридической точки зрения понятия франчайзинговых отношений не существует, а договор франшизы рассматривается как частный случай коммерческой концессии (ст. 1028 ГК РФ) и уровень развития франчайзинговых схем не очень высок.

Основная идея реализации франшизы состоит в том, что компании-франчайзеры имеют отработанные и неоднократно проверенные алгоритмы открытия и развития бизнеса, которые обладают универсальными характеристиками и могут успешно применяться при определенных условиях в различных регионах с высокой степенью эффективности. При этом, реализуя франшизу компании-франчайзи, франчайзер получает возможность минимизировать собственные инвестиции в новые проекты и существенно сократить собственный управленческий аппарат, что способ­ствует росту управленческой эффективности.

В свою очередь франшиза (вернее, прилагающаяся к ней технология и возможности крупной успешной компании с сильным брендом) позволяет компании-франчайзи начать новый бизнес или расширить уже существующий, минимизировав ошибки (в частности — ошибки критические, ведущие к разорению бизнеса) и упростив свой путь к успеху, поменяв неизвестность на понятный и конкретный алгоритм «победных» действий.

Таким образом, франчайзинг может создавать условия для минимизации рисков с обеих сторон, и мировая статистика в области банкротств новых бизнес-проектов достаточно четко показывает, что использование франчайзинговых схем позволяет снизить вероятность разорения нового предприятия приблизительно в шесть раз.

Такая статистика привлекательна не только для предпринимателей (причем равно, как для франчайзи, так и франчайзера), но и для банковских организаций, что сформировало за рубежом практику предоставления кредитов на развитие бизнеса организациям —участникам франчайзинговых схем на льготных условиях.

В России такой практики пока нет. Однако со следующего года кредитование start-up-проектов, использующих франчайзинговые схемы при открытии бизнеса, планирует начать «Сбербанк», и, по заявлению представителей этого банка, в ближайшие два года они собираются прокредитовать открытие приблизительно 27-28 тыс. новых малых предприятий-франчайзи.

Таким образом, можно утверждать, что идея низкорискованности франчайзингового бизнеса дошла и до нашей страны.

Риски и проблемы франчайзинга в России

Так что же, франчайзинг является панацеей для развития любого бизнеса?

Ответ на этот вопрос не так уж и прост, особенно если говорить именно о российском аптечном бизнесе.

С одной стороны, несомненная способность франчайзинга стать инструментом достижения высокой эффективности и рыночной власти как для малого, так и для крупного бизнеса привела к тому, что в мире франчайзинг за последние полвека действительно стал одной из ведущих схем построения бизнеса и в объеме розничного товарооборота развитых стран он составляет от 5 до 40%, в зависимости от страны. С другой стороны, в России существует немало как общих, характерных для всех отраслей факторов, снижающих привлекательность франчайзинга, так и частных — характерных в большей степени для аптечного рынка.

К общим проблемам прежде всего относится отсутствие правовой базы и четкого понимания содержания франчайзингового договора. В результате рынок переполнен предложениями о приобретении франшизы сомнительного характера, явно не соответствующими требованиям к построению современного франчайзингового бизнеса, что, в свою очередь, формирует недоверие к институту франчайзинга со стороны потенциальных франчайзи.

Еще одна достаточно серьезная проблема российского бизнеса, мешающая развитию франчайзинга, — это желание российских граждан жить одним днем и нежелание выполнять взятые на себя обязательства. Если при заключении договора франшизы предприниматели еще готовы оплачивать услуги франчайзера, то в дальнейшем необходимость оплаты по договору роялти и иных платежей вызывает у них стойкое отвращение.

В России вообще сегодня честное выполнение взятых на себя обязательств «не в чести»: согласно данным Федеральной службы судебных приставов, в нашей стране на принудительное исполнение ежегодно стабильно поступает 40-50 млн исполнительных листов, т.е. это 40-50 млн случаев в год, когда даже после решения суда российские граждане пытаются уклониться от выполнения своих обязательств (невыплата зар­плат, алиментов, кредитов и т.д.).

В результате даже McDonald's, который успешно реализовал на российском рынке почти 300 высокодоходных франшиз, оказывает по франшизному договору своим франчайзи постоянную помощь и поддержку и является ведущим франчайзером в мире, еще несколько лет назад озвучил свою позицию по франчайзингу следующим образом: «Компания «Макдоналдс» не осуществляет продажу франшиз на территории РФ. Любые предложения, связанные с продажей франшиз, осуществляются без одобрения компании».

В качестве третьей проблемной зоны, характерной в большей степени именно для российского аптечного бизнеса, стоит привести сравнительно низкое качество описания бизнес-процессов и проработки содержания франшизы сетями-франчайзерами. Например, уже упоминавшийся выше «Сбербанк» в свой предварительный перечень утвержденных для кредитования франшиз включил исключительно проекты в сфере услуг для населения, в частности мини-рестораны, салоны красоты, турагентства, центры раннего развития детей и некоторые другие проекты, удовлетворяющие банковским требованиям к качеству описания бизнес-процессов. Однако данных о наличии в этом перечне аптечных франшиз на текущий момент нет

Овладение риском

Не всех хозяйственных рисков можно избежать, большую часть из них предприятию приходится принимать на себя, при этом некоторые риска принимаются потому, что они неизбежны, а другие потому, что несут в себе потенциал возможной прибыли.

При принятии риска на себя необходимо учитывать следующие моменты:

1. Потери, которые возникают в результате деятельности: поломка оборудования, мелкие кражи, ошибки персонала, следует учитывать как оперативные расходы, а не как ущерб в результате действия риска.

2. Потери, которые вызываются единичными опасностями, такими как пожар и др., также необходимо выделять из всех других потерь. Обычно данные риски легко поддаются оценке, поэтому они могут быть минимизированы другими способами, отличными от «метода принятия риска на себя» (чаще всего – страхованием).

Виды принятия риска на себя

Принятия риска на себя может быть двух видов: запланированное и незапланированное.

- При незапланированном принятии риска на себя предприятию приходится покрывать потери от риска из любых ресурсов, оставшихся после понесенных потерь. В этом случае, если потери велики – происходит сокращение размера прибыли.

- При запланированном принятии риска – известна частота возможных потерь и эти потери покрываются из текущего дохода, если в целом они невелики. В данном случае речь идет о самостраховании, то есть создании специального резервного фонда (фонда риска) за счет отчисления из прибыли на случай возникновения непредвиденной ситуации.

Снижение риска

Данный метод защиты от рисков также достаточно распространен среди организаций различных организационно - правовых форм.

Например, одним из методов снижения некоторых видов риска является отражение условных факторов хозяйственной деятельности, которое позволяет отражать условный убыток по событиям, в отношении последствий которых и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность.

Методом снижения риска является лимитирование.

Лимитирование представляет собой установление системы ограниченный как сверху, так и снизу, способствующей снижению степени риска.

В торговой деятельности лимитирование применяется чаще всего:

- При продаже товаров в кредит,

- Предоставление займов,

- Определение суммы вложения капитала.

В первую очередь это относится к денежным средствам – установление предельных сумм расходов, кредита, инвестиций и т.п. Так, например, ограничение размеров выдаваемых кредитов одному заемщику позволяет уменьшить потери в случае невозврата долга.

Избежать негативных последствий или снизить их уровень можно, используя прямые управленческие воздействия на возможные управляемые факторы риска.

Это могут быть следующие действия:

- Проверка предполагаемых партнеров по бизнесу,

- Грамотное составление контрактов сделки,

- Планирование и прогнозирование деятельности,

- Тщательный подбор кадров,

- Обладание полной и своевременной информацией о внутреннем положении организации и о ее внешнем окружении.

К наиболее эффективным методам этого типа относится использование в деятельности предприятия стратегического планирования.

Стратегическое планирование дает эффект в тех случаях, если процесс разработки стратегии пронизывает все сферы деятельности предприятия.

Полномасштабные работы по стратегическому планированию, которым обычно предшествует изучение потенциала предприятия, могут создавать небольшую часть неопределенности. Позволяют предугадать появление узких мест в производственном цикле, упредить ослабление позиций предприятия в своем секторе рынка, заранее идентифицировать специфический профиль факторов риска данной организации, а следовательно, разработать заранее комплекс компенсирующих мероприятий, план использования и подключения резервов.

Выбор методов управления рисками в ФО

Любое мероприятие, направленное на снижение риска, отличается степенью воздействия на снижение риска в конкретной ситуации, а также необходимыми затратами на их реализацию. Это обстоятельство следует учитывать при оценке целесообразности и эффективности, конкретных мер по снижению риска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: