История развития семиотики как науки

Считается, что одна из ключевых проблем нашего времени – проблема использования техники для совершенствования форм общения между людьми, разработки коммуникативных средств, вызвала к жизни семиотику как новую отрасль знания. Она сложилась по существу в конце XIX - начале XX века на основе взаимодействия естественных и технических наук с науками общественными.

Однако исторические корни семиотики уходят в глубь веков. Еще Аристотель в трактате «Об истолковании» разделил знаки по происхождению на естественные и условные. Он верно определил символ, как понятие более широкое, чем слово. О природе языкового знака размышляли и философы-стоики. Но у них, как и у Аристотеля, не было эксплицитной семиотической теории.

С. Эмпирик противопоставил естественный знак условному. Причем он применял это противопоставление к знакам вообще и, кроме того, допускал одновременное существование обоих видов знаков. Поэтому его подход характеризуется исследователями как собственно семиотический.

Труды по риторике подготовили появление семиотической теории, ибо в них уделялось много внимания феномену косвенного смысла. Но в них также не присутствовала сложившаяся семиотическая концепция.

Лишь начиная с Климента Александрийского наблюдаются попытки обобщения в семиотическом духе. В его описаниях встречается категория иносказания. В связи с этим полагают, что теория знака у него была. Помимо этого, Климент сыграл существенную роль в теории семиологии. Он предвосхитил воззрения Августина Блаженного в двух главных пунктах и впервые четко сформулировал положение, что символическое равнозначно косвенному. Он распространил на разнородные знаки все то, что до него говорилось о словах в рамках риторики или семантики. Два условия (целью дискурса является познание, а объектами – самые различные виды знаков), соблюденные в трудах Августина Блаженного, позволили учредить новую дисциплину – семиотику. Он не изобрел ее. А лишь скомбинировал идеи и понятия самого различного происхождения.

«Мысль о необходимости выделения теории знаков была впервые высказана английским философом Дж. Локком в 1690 г. Термин он заимствовал у греческих стоиков».

Основателями семиотики (семиологии) как наукисчитаются математик, логик и философ Ч. С. Пирс и лингвист Ф. де Соссюр, в качестве одного из основателей этой научной дисциплины называют математика, логика и философа Г. Фреге. Каждый из этих исследователей пришел к семиотическим идеям своим особым путем, исходя из своей особой логики, из своего мировоззрения.

Обычно считается, что именно Ч.С. Пирсу, так любившему создавать новые термины, мы обязаны термином «семиотика» (хотя в действительности этот термин предложил ещё Локк, в последних строках своего «Опыта о человеческом разумении»). Соссюр же дал новой науке название «семиология», получившее большее распространение в теоретической лингвистике.

Публикации Пирса охватывают период с 1867 года до конца его жизни, однако они были небольшими по объёму, нечастыми и обычно малодоступными, ни одну из задуманных им больших книг Пирс так и не успел завершить, и широкое распространение его идеи получили только в 1930-е годы, когда были опубликованы его архивы. Соссюр вообще ничего по данной теме не написал (кроме разрозненных заметок, которые были найдены и опубликованы только во второй половине 20-го века), и его идеи стали известны благодаря посмертной (в 1916 году) публикации записей прочитанных им курсов лекций, сделанных и впоследствии отредактированных его учениками.

Так, американский философ Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914), используя и термин Локка «семиотика», и определение семиотики как «учения о знаках», предпринял первую попытку классификации знаков. Он считается родоначальником семиотики как учения о сущности и основных видах знакообозначения, в том числе и в математической логике.

Ч. Пирс разработал довольно сложную философскую концепцию, которая охватывала все мироздание. Основные понятия и принципы семиозиса (знаковой деятельности) он изложил в монографии «Знаки, язык и поведение» (1946 г.). Знаковые системы и знаковая деятельность по Пирсу пронизывает как живую, так и неживую природу, весь мир (если он вообще не состоит из знаков). «Эта возможность для знаковости как явления проникать во все сферы бытия приводит Пирса к базовому семиотическому постулату, по которому познание, мышление и даже человек имеют семиотическую природу».

Чарлз Пирс пытался охарактеризовать ряд важных семиотических понятий (понятие знака, его значения, знакового отношения и т. д.). Он отчетливо сознавал, что эта область исследования должна быть предметом особой науки - семиотики, которую он определял как учение о природе и основных разновидностях знаковых процессов.

Знак в целом, согласно Ч. Пирсу, - это материальная оболочка, обозначаемый объект и правила интерпретации.

В частности, Пирс создал базовую для семиотики классификацию знаков:

1) знаки-иконы (icon, од греч. eikon – «образ»), изобразительные знаки, в которых означаемое и означающее связаны меж собой по подобию, они имеет сходство со своим объектом. Например, знак, который предостерегает водителей от быстрой езды неподалеку от школ, детских садов изображает двоих детей;

2) знаки-индексы (лат. index – «указательный палец»), в которых означаемое и означающее связаны меж собой по расположенности во времени и/или пространстве. Наиболее очевидным примером такого знака есть указатель дороги, который даёт путникам информацию о названии ближайшего населенного пункта (например, Оренбург) и направлению, в котором нужно идти, чтобы добраться до города. Дым является индексом огня; развевающиеся волосы – индексом ветра.

3) знаки-символы (symbol), в которых означаемое и означающее связаны меж собой в рамках некоторой конвенции, то есть как бы по предварительной договоренности. Например, дорожный знак, на котором изображен «перевернутый» треугольник не имеет естественной связи с формой и значением «уступи место». Так, например, кивок головой у нас означает утвердительный ответ, а у болгар – отрицательный.

Семиотические идеи швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра (1857-1913) - основоположника структурной лингвистики - были гораздо более скромными. Его «Курс общей лингвистики», изданный учениками после его смерти, стал поворотным пунктом в истории языкознания. Он определял семиотику как науку, которая должна быть посвящена изучению жизни знаков в рамках социальной жизни (общества). Это наука должна изучать, из каких компонентов состоит знак, каким законам в своем функционировании он подчиняется.

Ф. де Соссюр работал над определением предметной области различных знаков. Знак, по Соссюру, представляет собой связь между двумя вещами. Значение его детерминировано не «содержанием, а отношениями в системе. Определение осуществляется посредством негативного соотнесения с другими элементами знаковой системы. «Добро» имеет значение только при наличии «зла», а «счастье» – через оппозицию «горе». Таким образом, в семиотике применяется методика анализа посредством бинарных оппозиций. Задача исследователя состоит в том, чтобы раскрыть совокупность подобных оппозиций, а также проанализировать элементы их внешнего выражения.

Соссюр осознал, что язык многоаспектное, можно сказать, многоликое явление. Он служит средством общения и орудием мышления, является культурно-историческим феноменом, разделом социальной памяти. Наконец, это сложная знаковая система. В качестве знаковой системы имеющийся в наличии язык можно изучать независимо от его истории, сосредотачивая внимание на уже сложившихся структурных элементах и способах их сочетания. Именно синхронические языковые срезы стали излюбленной областью структурной лингвистики.

Одно из основных положений теории Ф. де Соссюра - различение между языком и речью. Языком (la langue) Соссюр называл общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке; речью (la parole) - конкретные высказывания индивидуальных носителей языка. Языковой знак Соссюр трактовал как единство означаемого (предмет мысли (понятие) и означающего (звуки, буквы, изображения (акустический образ). Соссюр сравнивает язык с листом бумаги. Мысль - его лицевая сторона, звук - оборотная; нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав и оборотную. Таким образом, в основе представления Соссюра о знаке и его концепции в целом лежит дихотомия означающее-означаемое.

Соссюру принадлежит идея о вертикальной и горизонтальной осях языка, вдоль которых можно располагать языковые единицы (фонемы, морфемы, лексемы). В результате получалась формально-логическая теория, опе­рирующая умопостигаемыми абстракциями, а не наблюдаемыми реально фактами. Эту лингвистическую теорию Соссюр включил в состав общего учения о знаках, названного им семиологией.

Одним из первых, кто взялся за выработку основных понятий семиотики, был немецкий логик и философ Готлоб Фреге (1848-1925), и, хотя, в отличие от Пирса и Соссюра, он не создал детально разработанной концепции, несколько его статей («О смысле и значении» (1892), «Мысль: логическое исследование»), посвящённых семиотике, являются классическими.

Г. Фреге шел к семиотическим идеям от «концептуальной рассады» (Фреге), которую оставил после себя Г. В. Лейбниц. Вслед за Лейбницем он пытался решить проблему создания универсального искусственного языка науки. Среди идей Г. Фреге наиболее существенными для семиотики являются его понятия значения и смысла знака, сформулированные в статье «О смысле и значении» (1892).

Идеи трех этих гигантов семиотической мысли в некотором отношении дополняют друг друга, в некоторых - друг другу противостоят, и семиотика вслед за ними концептуально постепенно разделяется на несколько различных течений. Как и следовало ожидать, основой для расхождений послужили различия в наиболее глубинных областях: в определении того, какова структура знака, в представлениях о том, сколь широкий спектр фактов должна изучать семиотика, как должен быть построен метаязык семиотики и т. д. Как говорил А. Черч, метаязык и есть теория, поэтому из этой глубинной области и выросли почти все основные разногласия семиологов по теоретическим проблемам.

Среди первых исследователей проблем семиотики был и немецкий философ, создатель феноменологии Эдмунд Гуссерль; второй том его «Логических исследований», вышедший в 1901 году, во многом посвящён именно этим вопросам.

Американский философ Чарльз Моррис являлся одним из талантливых продолжателей идей Пирса. Чарльз Уильям Моррис, развивая идеи Пирса, систематизировал семиотику и ввёл разделение её на синтактику, семантику и прагматику. В 1938 году он опубликовал небольшую книгу «Основы теории знаков», которая является кратким очерком новой науки. Наиболее полную попытку изложения основных проблем семиотики можно найти в его книге «Знаки, язык и поведение», изданной в Нью-Йорке в 1946 году. Ч. Моррис считается основателем семиотики как «интердисциплинарной сферы».

Естественно, формы, которые принимали утверждения новой науки, определялись метаязыками логики, математики и лингвистики. В формы и образы метаязыков соответствующих наук были отлиты и основные идеи семиотики-семиологии.

Сейчас семиология считается не столько «интердисциплинарной сферой», сколько интегративной, так как опирается на конкретные данные многих наук. Ее опора на понятие знака вообще позволяет выработать общие принципы в процессах «означивания», закономерности в отношениях знаков, важные для дальнейшего развития различных наук.

За рубежом набольшее развитие получили также этнологическая школа К. Леви-Стросса во Франции, семиология Р. Барта, психоаналитическая школа С.Ж. Лакана, семиология кино К. Метца.

Становление семиотики в нашей стране происходило во вто­рой половине 60-х - первой половине 70-х годов. Именно в этот период стали выходить тартуские «Труды по знаковым системам», появилось много интересных статей, посвя­щенных проблемам семиотики, в выпусках «Новое в лин­гвистике», «Вопросах философии» и других научных изданиях того вре­мени. При этом семиотические исследования велись как бы на два фронта: наряду с эмпирическими и теоретическими исследованиями различных типов знаков и знаковых систем (например, в естественных языках, математике, отдельных областях деятельности — реклама, до­рожные знаки, игральные карты и т.п.) достаточно большое внимание уделялось рефлексии, в частности, обсуждению предмета семиотики и особенностям семиотического подхода и метода. Для примера здесь можно вспомнить статьи И.И. Ревзина в «Вопросах философии» - «От структурной лингвистики к семиотике», Г.П. Щедровицкого и В.Н. Са­довского «К характеристике основных направлений исследования зна­ка в логике, психологии и языкознании», а также программную статью Г.П. Щедровицкого «О методе семиотического исследования знаковых систем». Именно эти и подобные им работы заложили необходимую методоло­гическую основу для семиотических исследований, проведение которых позволило в течение примерно двух десятилетий создать вполне совре­менный и конкурентоспособный вариант российской семиотики.

В нашей стране широкое развитие получила семиотика языка и литературы. Ее основы заложили представители русской «формальной школы» Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум, а также А. Белый и В.Я. Пропп. Наряду с этими исследователями значительный вклад в изучение знака, высказывания и текста сделали М.М. Бахтин и Ю.М. Лотман.

1.3 Контрольные вопросы для закрепления материала

Форма текущего контроля – опрос

1. Что изучает семиотика?

2. Что является предметом семиотики?

3. Что собой представляет элементарное ядро системы, несущей информацию?

4. Что утверждает семиотика как наука?

5. Между какими принципами организаций семиотика устанавливает всеобщую связь?

6. В какие годы семиотика распалась на две дисциплины?

7. Какие иссле­дователи стали оп­ределять семиотику как науку о любых объектах, несущих какой- либо смысл, значение, информацию?

8. Какие исследователи стали определять семиотику как науку о таких объектах, которые служат динамическим целям ком­муникации?

9. Назовите две сферы бытия знаков, существующих в современной семиотической системе.

10. Что изучает семиотика познания?

11. Что изучает семиотика социальной коммуникации?

12. Что является объектом изучения семиотики социальной коммуникации?

13. Что является предметом изучения семиотики социальной коммуникации?

14. Какие три основных аспекта изучения знака и знаковой системы выделяет семиотика?

15. Что рассматривает семантика?

16. Что рассматривает синтактика?

17. Что рассматривает прагматика?

18. Что является наименьшим элементом коммуникации?

19. Приведите примеры знаков.

20. Существуют ли общие принципы организации знаков?

21. Как в целом в семиотике определяетсязнак?

22. Какие типы знаков выделяет В. Розин?

23. Назовите общепринятые свойства знаков.

24. Поясните их с помощью примеров.

25. Кто из исследователей первыми рассмотрели структуру знака как единицы коммуникационного действия?

26. Из каких элементов состоит структура знака, предложенная американскими семиотиками С. Огденом и И. Ричардсом в книге «Значение значения: Исследование влияния языка на мышление и научный символизм» (1923 г.)?

27. Какую структуру знака предложил Ф.де Соссюр?

28. Поясните следующее утверждение «знак - это психологическая связь ментального означаемого и материального означающего».

29. Что понимается под кодом в семиотике?

30. Что понимается под текстом с семиотической точки зрения?

31. Что можно назвать текстом?

32. Расскажите о роли отправителя и адресата в процессе передачи информации?

33. Из каких частей состоит знак?

34. Поясните, что представляет собой форма знака?

35. Что представляет собой содержание знака?

36. Назовите основные аспекты, к которым сводится определение знака.

37. Кем впервые была высказана «Мысль о необходимости выделения теории знаков»?

38. Кто являются основателями семиотики (семиологии) как науки ?

39. Кто предпринял первую попытку классификации знаков?

40. Что по Ч. Пирсу обозначает знак?

41. Расскажите о классификации знаков, по Ч. Пирсу.

42. Как определял Фердинанда де Соссюр семиотику?

43. Расскажите об основных аспектах семиотики Ф. де Соссюра.

44. Расскажите о семиотическом учении Г. Фреге.

45. Какие исследователи в России и за рубежом занимались вопросами семиотики?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: