Финансовой контоль

Задачей ФК является:

1.Проверка исполнения фин обязательств перд бюджетными и внебюджетными фондами.

2.Проверка правильности использования предприятиями, организациями, учреждениями денежных средств.

3.Устренение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины и законодательства РФ.

При осуществлении контроля проверяется соблюдение законности и эффективности осуществляемых действий.

Виды ФК:

1.Государственный

2.негосударственный

Государственный ФК – это одна из форм государственного управления, заключающаяся в деятельности органов власти по выявлению, предупреждению и пресечению:

- Злоупотреблений управления госуд денежными средствами и материальными ресурсами

- Нарушений финансово – хозяйственного, в том числе бюджетного законодательства

- Недостатков в организации системы управления финансово – хозяйственной деятельностью ГО, а также предприятий и организаций с государственным участием.

Виды ГФК:

1.Общегосуарственный контроль – ФК, осущ ОГВ общей компетенции, а также специальными органами(МинФин, ФНС, Федеральное Казначейство, Счетная палата, ФТС и др.).

2.Внуриведомственный контроль – ФК министерств и ведомств и др. оганов за предприятиями и организациями, которые входя в их систему.

3.Внутрихозяйственный контроль – это контроль, осуществляемый внутри хозяйствующего субъекта или его структурных подразделений службами самого предприятия, организации, учреждения.

Негосударственный ФК. Он вкл в себя:

1.Аудиторский

2.Внутренний

Аудит –это ПД аудиторов и аудиторских фирм, направленная на независимую проверку бух учета и финансовой отчетсности организации, а также на оказание других аудиторски услуг.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской финансовой отчетности организации и соответствия совершаемы ими финансовых и хозяйственных операций номативным актам, дейтсвующим на территории РФ

2.Внутренний – это осуществление финансовых контрольных функций финансовыми службами самого предприятия.

В зависимости от времени проведения ФК мб предварительным, текущим и последующим.

1.предварителный контроль – осуществляется до начала хозяйственной операции

2.Текущий контроль осуществляется в процессе хоз деятельности.

3.Последующий – осуществляется после совершения финансово – хозяйственных операций.

В зависимости от метода ФК делится:

1.Фактический, который заключается в проверке наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств, расчетов в натуре и др. Одним из основных методов является инвентаризация.

2.Документальный - производится путем изучения и анализа, а также сопоставления данных первичных документов, учетных записей, а также финансовой отчетности

Методы осуществления контроля:

Используются следующие методы ФК:

-Ревизии

-Проверки документации состояния учета и отчетности,

-Экономический анализ,

-Обследование,

-Наблюдение

-Рассмотрение финансовых планов и др.

Ревизия.

(1)Понятие, задачи и виды документальной ревизии.

Ревизия является методом последующего финансового контроля. Она представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности хозяйственных и финансовых операций предприятия а определенных период, а также правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности и законности действий руководителя, главного бухгалтера, иных лиц на которых возложен ответственность за их осуществление.

Основные задачи документальной ревизии:

1.Проверка законности хозяйственных операций, произведенных организации.

2.Проверка соблюдения хозяйственной дисциплины.

3.Выявление фактов причинения ущерба организации от незаконного списания или расходования материальных средств.

4.Проверка правильности постановки бух учета, документов по отдельным операциям, бухгалтерской отчетности.

5.Проверка правильности материального учета на складах.

Направления ревизионного исследования:

1.Соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам.

2.Исполнение смет расходов.

3.Использование денежных средств предоставленных бюджетом по целевому назначению.

4.Обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей.

5.Обоснованности образования и расходования государственных внебюджетных средств.

6.Соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учёта и составления отчетности.

7.Обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами расчетных и кредитных операций.

8.Полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

9. операций с основными средствами и нематериальными активами.

10.Опреации, связанные с инвестициями.

11.Обоснованность текущих затрат организации.

По объему проверки выделяют ревизии:

1.Документальные

2.Фактические

3.Полные и выборочные

Плановые / внеплановые

По составу ревизоров:

1.Бухгалтерские – включаетв себя поверку

2.Комплексные

В процессе производства ревизии уполномоченное на ее проведение лицо имеет право:

-проверять……….. матеиално – ответсвенных лиц

-требовать от руководителя организации, в которой проводится ревизия предъявления бухгалтерских документов, смет, планов, расчетов и других документов.

-требовать устное и письменное объяснение справки от работников проверяемой организации

-опечатывать или изымать подложные и сомнительные документы для их сохранности

-право запрашивать от различных организаций, предприятий, лиц необходимые сведения и копии документов

В случае отказа работника ревизуемой организации предоставить необходимые документы сотрудник ревизионного органа уведомляет об этом руководителя органиаии, назначившей ревизию

(2)Фактическое и документальное ревизионное исследование.

К методам фактической ревизии относят:

- осмотр

-обследование

-инвентаризацию

-обмер выполненных работ

-эксперимент

-исследование сырья, материалов, продукции, получение материалов и справок

-отобрание объяснений

Объектами осмотра мб производственные помещения, склади продукции и др помещения.

В содержание обследования входят также ознакомление с документами, отобрание объяснений и др аналогичные действия

По результатам осмотра и обследования составляется промежуточный акт.

Инвентаризация – это проверка и регистрация наличия материальных ценностей денежны средств в месте их хранения, сопряженное с их сопоставлением с учетными данными.

Инвентаризация мб полной (охват все предприятие), и частчной (отдельные подразделения или деятельность)

Обменр выполненных работ представляет собой проверку соответствия объема выполненных работ рбъему указанному в учетных окументах

Эксперимент предполагает контрольный запуск оборудования, переработку сырья, применятеся для того чтобы определить коич отходов, потребления сырья при производстве.

Исследование сырья и материалов продукции – осуществляется для проверки ее качества, выявления фактов использования неполноценного сырья и др.

Документальная ревизия- предст собой исследование документов

Методы документальной ревизии:

1.Осмотр документов, их истребование

2.Арифметическая (счетная) проверка

3.Нормативная проверка документов- проверка соответствия содержания и формы

4.Проверка соответствия операций, отраженных в документах установленным правилам.

5.Встречная проверка документов – сопоставление дкументов различных организаций

6.Сопоставление учетных записей, характеризующих одну и ту же хозяйственную операцию в двух разных организациях

7.Сопотавление распорядительных и исполнительных документов.

8.Сопоставление первичных и производных документов

9.Сопоставление документов, отражающих взаимосвязанные операции

10.Восстановлениеколичественного учета товарно – материальных ценностей

11.Сопоставление данных бухгалтерского и оперативного учета

12.Проверка оснований для расходных денежных документов

13.Анализ ежедневного движения товарно – материальных и денежных средств (опред ккие остатки ост после окончания дня и т.п.)

(3)Этапы проведения ревизии

Весь процесс ревизионной деятельности можно подразделить на следующие этапы:

1.Подготовка к проведению ревизии (начинается с издания пиказа, подпысыв уполномоченным лицом) На этом этапе ревизоры знакомятся с нормативными – правовыми актами, актами предыдущих ревизий на основании чего составляется план ревизии, утверждаемый руководителем. Вкл период котоый подверг ревизии, объекты ревизии, вопросы подлежащие установлению

2.Непосредственные ревизионные действия: объявление приказа, состава комиссии,

Возможно опечатывание кассы, сейфов, мест хранения ценностей, снятие кассы (исследование всех ден средств которые имеются в кассе в данный момент). Применение метода инвентаризации.

3.Прведение документальной ревизии - исследование документов. Ревизор знакомится со сводной документацией, различными отчетами и другими документами, после чего производит индивид исследование.

4.Составление акта документальной ревизии, в котором излагаются результаты ревизии, а также предложения нему.

Акт ревизии подписывается ревизором, руководителем предприятия и главным бухгалтером.

С этого момента ревизия считается завершенной

(4)Акты ревизии и их юридическое значение.

Акт ревизии должен содержать все относящиеся к делу факты обнаруженные в процессе исследования.Составляется в двух экземплярах.

Руководителем ревизуемой организации может подготовить письменные возражения на акт ревизии. К акту ревизии прилагаются:

1.Объяснение или возражение руководителя и главного бухгалтера организации.

2.Объяснения, полученные ревизором в ходе проверки от отдельных лиц

3.Промежуточные акты, составленные в ходе проверки.

4.Справки и иные документы, полученные ревизором.

5.Заключение ревизора по поводу возражения на акт ревизии.

Ревизор также в праве предоставить руководителю назначившему ревизию предложение и вводы по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

Структура акта ревизии:

1.Вводная часть

-наименование темы ревизии

-дата и место составление акта ревизии

-основания для проведения ревизии

-сведения о членах ревизионной комиссии, председателе

-проверяемый период и сроки проведения ревизии

-полное наименование и реквизиты организации

-ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации

-сведения об учредителях

-основные цели и виды деятельности организации в которой проводится ревизия

-имеющиеся у организации лицензии на отдельные виды деятельности

-перечень и виды счетов организации во всех кредитных учреждениях, а также лицевые счета в органах федерального казначейства, сведения лице, осуществляющем или осуществлявшим в проверяемый период времени функции главного бухгалтера

-информация о предыдущих ревизиях и выявленных недостатках и нарушениях

2.Описательная, состоит из разделов, в соответствии с вопросами, указанными в акте ревизии

3.Итоговая- содержит ответы на поставленные вопросы

Акт ревизии должен соответствовать следующим требованиям:

1.Требоване обоснованности, т.е. результат ревизии излагается в акте на основе проверенных данных подтвержденных документами, результатами фактического контроля, заключениями специалистов, объяснениями ДЛ.

2.Требоване объективности.

3.Требование системности изложения.

Руководитель контрольно - ревизионного органа обязан в срок не позднее 10 дней определить порядок реализации материалов ревизии.

Материалы ревизии проведенной по мотивированному постановлению ПО передаются им в установленном порядке, один экземпляр остается в контрольно - ревизионном органе.

В ПО передаются также материалы ревизии, проведенных без предварительного постановления ПО если при их проведении были выявлены нарушения финансовой дисциплины имеющие признаки преступления, в месте с заявлением о преступлении.

Если в материалах ревизии решается вопрос о возбуждении УД необходимо проверить их с точки зрения правильности оформления, полноты исследования и убедительности выводов.

В процессе доказывания материалы ревизии широко используются для установления суммы ущерба причиненного преступлением, способов сокрытия недостачи и нарушений в документах и записях учета, уточнения круга лиц, принимавших участие в совершении преступления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: