Переключить внимание
Этот обманный прием часто используется при общении с младенцами: когда у ребенка в руках каким-либо образом оказывается опасный для здоровья предмет пытаться отобрать - лишь подвергать его еще большей опасности. Один из действенных способов - показать ему нечто более привлекательное. Тогда ребенок, потянувшись за новой вещью, сам разжимает ручонку. Операция разжимания руки оказывается включенной в состав действия по взятию этой вещи.
Скрытая угроза
Родитель догадывается, что если он сходит в школу, то почти наверняка там ему могут сообщить что-либо не очень хорошее об его чаде. Однако идти туда без вызова желания нет.
Перед тем, как дать поручение сыну (дочери), от которого он(а) может отказаться, родитель говорит:
- Давненько я не был у тебя в школе. Может, выбрать время, сходить...
Через некоторое время родитель обращается к ребенку с поручением. Тот обычно соглашается. Ведь если отказаться, то отец разозлится и найдет время посетить школу, чтобы получить повод для серьезного наказания.
|
|
Мишенью воздействия здесь является боязнь ребенка быть наказанным за школьные грехи. Приманкой - возможность уйти от нежелательного сейчас обострения отношений, исполнив поручение. Трансактная схема первого обращения родителя изображена на рис. 43. Второе обращение осуществляется явной трансакцией Р->В, но скрытая Р-->Д отложилась в памяти ребенка.
Рис. 43
По этой схеме могут производиться скрытые угрозы и в других ситуациях, когда предполагаются "грешки" со стороны детей.