Общая характеристика современной западной философии

Тема: Основные направления современной западной философии.

Общая характеристика современной западной философии.

Позитивизм.

Иррационализм.

Экзистенциализм.

Психоаналитическая философия.

Общая характеристика современной западной философии.

Общая характеристика современной западной философии. Используя термин современная западная философия, мы подразумеваем философскую мысль Западной Европы и Америки конца Х1Х – начала ХХ1 века. Развитие классической философской традиции можно обозначить, начиная с Античности и заканчивая серединой 19 ст. Классическое философствование характеризуется рациональностью, системностью, вниманием к онтологической и гносеологической проблематике, а так же некоторой универсальностью и стремлением к научности понятийного аппарата философии. Влияние на философское мышление идей рационализма (прежде всего Гегеля и Маркса) было тотальным. В эпоху казалось бы наибольшего торжества идей классической философии вдруг заговорили о сомнительности исторического прогресса, релятивности истины, иррациональности истории и самой души «европейского человека». В конце 19 в. произошла смена философских парадигм. Стали складываться новые философские направления современности, каждое из которых «кидает свой камень» в сторону классической философии. Распад классических схем философствования происходил на фоне кардинальных изменений в культуре, всей человеческой деятельности, науки и техники. Развитие науки инициировало практически непрерывный поиск научной картины мира. Одновременно прогресс в науке и технике порождал кризисные явления – экологическая и ядерная угрозы, кризис культуры, антропологический кризис. Философия отвечала на эти вызовы времени: пыталась дать объяснение этих процессов и предложить пути выхода из этой тупиковой ситуации. Возникают принципиально новые философские картины мира и стили мышления. Начинается переход от классической философии (представленной в своем высшем проявлении в философии Гегеля и Маркса) к неклассическим.

4. Экзистенциализм.

Экзистенциализм – одно из крупнейших направлений иррационалистическо-гуманистической западной философии ХХ века.

Представители: М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (Германия), Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель (Франция), Л. Шестов, Н. Бердяев (Россия) и др. Принято различать религиозный экзистенциализм и атеистический.

Возникает накануне первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после него в Германии (Хайдеггер, Ясперс) и во Франции (Марсель, Сартр, Камю).

Экзистенциализм – это иррационалистическая философия, предметом рассмотрения которой является не объективная реальность, а внутренний мир человека. Основная задача – определить содержание человеческого существования. Отсюда и название данной философской парадигмы, которое оно получило от термина «экзистенция». Он заимствован у Кьеркегора. «Экзистенция» в переводе с французского означает существование. Для экзистенциализма характерно убеждение в том, что единственной подлинной реальностью является бытие человеческой личности. При этом существование истолковывается лишь как человеческое существование, смысл бытия концентрируется в существовании отдельного человека. Человеческая реальность является совершенно уникальной в мире. Ее нельзя понять, обратившись к каким бы то ни было мировым процессом, никакие аналогии здесь невозможны. Экзистенциализм обращается к таким жизненным явлениям как вера, надежда, боль, забота, тревога, любовь и т.д. В центре внимания экзистенциалистов – непосредственное переживание человеком своей ситуации в мире.

Центральными проблемами этой философии являются:

1) проблема существования (экзистенции) человека. Они различают подлинное и неподлинное существование. Не все чем живет человек, что он переживает есть настоящее существование. «Неподлинное существование» – это обыденная жизнь, когда человек живет интересами своих повседневных нужд и целей. Если человек работает, учится, отдыхает, радуется тому или иному случаю – то это существование внешнее. В глубине такого внешнего существования скрыто подлинное бытие человека. Для обозначения существования в этом понимании и используется термин «экзистенция». Экзистенция выражает глубинную основу, сущность существования, уникальность человека и его судьбы. Если существование представляет человека таким, каков он есть, то экзистенция указывает на возможности, которые таятся в нем. Экзистенция означает способность человека осуществлять свой выбор, раскрыть свои возможности, стать самим собой.

Путь к нему экзистенциалисты видят в страхе перед смертью, который показывает человеку его уникальность и его действительное одиночество. Представление о смерти занимает в философии экзистенциализма такое же место, как и в религии. Но большинство представителей этой философии не предлагают человеку никакой потусторонней перспективы. Человек не должен убегать от осознания конечности своего существования; смерть напоминает человеку о суетности и помогает увидеть значимость наполнения каждого момента жизни. Она подводит к необходимости поиска своего «Я», собственного лица и индивидуальной судьбы. Подлинность человеческого бытия обнаруживается не в опыте повседневной жизни, когда мы попадаем в плен вещам, а в пограничных ситуациях – ситуациях болезни болезни, вины, катастрофы, смерти.

2) утверждение первичности человеческого существования по отношению к социальной сущности индивида. Экзистенциализм выдвигает тезис, что существование предшествует сущности. Что это означает? Это означает, что «человек сначала существует,… появляется в мире, и только потом он определяется». Человек лишен какой-либо заданной природы, он ничем не детерминирован, он «есть не что иное, как проект самого себя» (Сартр). Человек сначала существует – думает, чувствует, живет, а потом он определяет себя в мире, сам определяет свою сущность. Человек свободен в выборе своего «Я», он сам творит самого себя, свою жизнь. Сущность человека в нем самом, а не в вне его (напр., в божественном предопределении, в производственных отношениях и т.д.). Сущность человека определяется им самим, ибо он хочет быть таким, а не иным. Более конкретно это означает, что нет иного творца человека, кроме него самого; он постоянно, каждодневно создает себя; он всегда незавершен, проективен.

В отличие от классических философских учений о бытии, которые рассматривали его как объективный и независимый от сознания мир, экзистенциалисты считают, что мир как таковой для человека существует постольку, поскольку существует человек и сообщает миру определенное значение и содержание. Человек создает свою эмоциональную картину мира. И потому нет смысла говорить о каком-то особом внечеловеческом мире. В их концепциях объективная реальность существует как субъективная действительность, как продукт переживаний субъекта, как существование его восприятий, его сознания.

3) проблема личности и свободы. Экзистенциализм называют философией свободы. Свобода, в понимании экзистенциалистов, выражается в возможности выбирать. Свобода трактуется не как свобода деятельности, а как свобода выбора. Делая выбор, человек обретает себя и одновременно обретает свободу. Он может или свободно согласиться со своим положением, или так же свободно не принимать его. Например, узник или раб тоже может быть «свободным», соответствующим образом определяя свое отношение к неволе. Человеческая свобода состоит в том, что он не выступает как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а «выбирает» самого себя, формирует себя каждым своим действием и поступком. Объективная ситуация не сама по себе ограничивает нашу свободу, а лишь в качестве переживания ее как ограничения. Отсюда вывод: задача человека состоит не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы, прежде всего, изменить отношение к нему.

Если человек сам творит свое бытие, то он и ответственен за него. Он понимает, что полностью ответственен за свои поступки и принимает на себя весь риск решений. Человек обречен на свободу и несет ответственность за совершенное им, за всю свою жизнь, а не оправдывает свою жизнь внешними обстоятельствами. Таким образом, свобода является тяжелым бременем. Ощущая огромное бремя ответственности, человек постоянно испытывает тревогу и страх.

5.Психоанализ.
Одним из влиятельнейших идейных течений ХХ в. является психоаналитическая философия, или фрейдизм.Основателем психоанализа в его классической форме был австрийский психолог врач-психиатр З. Фрейд. Взгляды Фрейда изложены в его трудах: «Толкование сновидений» (1899), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Неудовлетворенность в культуре» (1930) и др.

Психоанализ – особый метод терапии в практике лечения неврозов, основы которого были заложены З. Фрейдом. На базе психоанализа возник ряд научных течений в психологии и психиатрии ХХ в. Некоторые из них можно охарактеризовать не только как узкоспециализированные в рамках соответствующих наук, но и как психоаналитическую философию: идеи и открытия, сделанные в области психологии и психиатрии, получили здесь философское обобщение.

Основными идеями психоаналитической философии являются:

1) фундаментальное положение психоанализа – роль бессознательного в жизни людей. До Фрейда сфера психического отождествлялась только со сферой сознательного. Поэтому одним из важнейших его достижений можно считать введение в область научного рассмотрения понятия «бессознательного» («Оно»). Он ввел новое измерение в философию. С т.з. Фрейда бессознательное стоит за множеством наших действий и, прежде всего, за такими как фантазии, сны, оговорки, за забытыми впечатлениями. Именно бессознательное обуславливает сферу сознания и оказывает на него мощное, порой скрытое, воздействие.

В структуре психики человека он выделяет следующие сферы:

а) бессознательное («Оно», «Ид») – определяющий глубинный план человеческой психики, функционирует на основе врожденных, естественных, генетически первичных явлений. Это вытесненные из области сознания желания и влечения, главное место среди которых занимают сексуальные. Это аморальное и эгоистическое начало в человеке. Господствует в нем «принцип удовольствия». Фрейд вводит в свою теорию понятия о двух «первичных позывах» – инстинкта жизни «Эрос» и инстинкта смерти «Танатос». Силам Эроса принадлежит жизнестроительная, оптимистическая роль, которые борются со стремлением живой материи вернуться в более простое, неорганическое состояние, из которого она возникла;

б) сознательное («Я», «Эго») – это ум человека, его «эго», которое выступает посредником между бессознательным и внешним миром: с одной стороны, на нее давит «Оно», а с другой – «Сверх-Я». В «Я» имеет место «принцип реальности». Именно «Я» направляет импульсы, идущие из сферы бессознательного в приемлемые для общества рамки и позволяет их реализовывать цивилизационным путем. Если же это не удается, то тогда и возникают различные неврозы как у личности, так у и общества в целом. Для фрейдизма характерна трактовка социальных катаклизмов как проявлений общественных неврозов;

в) подсознательное («Сверх-Я», «Супер-Эго») – это внутренняя, личная совесть. Она образуется под влиянием системы общественных запретов. Это внутренний цензор, который формируется за счет переноса «внутрь» различных внешних авторитетов (например, авторитетов отца). Оно формируется к пяти годам, когда у ребенка появляется чувство вины и стыда. «Сверх-Я» перхватывает агрессивные и сексуальные импульсы, идущие из «Оно», трансформируя их в угрызения совести из-за несовместимости этих стремлений требованиям авторитетов. Если «Оно» обусловлено генетически, «Я» – индивидуальным опытом, то «Сверх-Я» есть результат влияния других людей, общества. Бессознательное, вытесненное за порог сознания обусловливает большинство психических действий человека: в культуре, искусстве, политике, науке. Действия человека тем самым приобретают иррационалистическую окраску, потому что он не управляет своим подсознанием.

2) бессознательное состоит, прежде всего, из сексуальных инстинктов, влечений – либидо, которые общество оценивает как постыдное и греховное. Они вступают в конфликт с сознанием, ориентированным на социально принятые формы поведения и способы удовлетворения желаний. Культура основана на отказе от удовлетворения желаний, она уменьшает счастье человека и увеличивает в нем чувство вины, тревоги из-за невозможности реализовать желания. «Я» и «Сверх-Я» стремятся подчинить себе сферу бессознательного «Оно». При этом происходит лишь мнимое разрешение конфликта, поскольку вытесненные в бессознательное сексуальные желания в любое время могут вырваться на поверхность и стать причиной нового конфликтов.

3) учение о сублимации. Сублимация (sublimare – высоко поднимать, возносить)– это особый вид отклонения инстинктов от присущей им направленности и переключение их энергии на достижение социальных и культурных целей. Сублимацией Фрейд объяснял возникновение религии, искусства, общественных учреждений, а также в любом творчестве. На пути сублимации достигается реальное разрешение конфликта между бессознательным и «Сверх-Я». Сублимация, по Фрейду, проявляется в творчестве, поэтому с позиции сексуальных взглядов он анализировал творчество Леонардо да Винчи, Гете, Шекспира, Достоевского (В работах: «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства», «Гете: воспоминания детства в вымысле и реальности», «Достоевский и отцеубийство»).

Заслуга Фрейда заключается в том, что он открыл запретную тему в осмыслении человека, роли сексуальных и агрессивных инстинктов в жизни человека и их легализации. Но вместе с тем, человеческая природа заперта у Фрейда в жестких рамках внутренних психических сил, и ими детерминирована. Но жизнь человека гораздо сложнее, шире и разнообразней сферы его сексуальных интересов. Многие центральные идеи Фрейда были отвергнуты позднее даже фрейдистами (учение об «Эдиповом комплексе», архаическом убийстве отца, о доминировании сексуальных влечений и т.п.). Тем не менее Фрейд оказал колоссальное влияние на развитие ре только современной психологии. Но и философии и культуры запада в целом

Наиболее известными последователями Фрейда были: немецкий философ, психолог и социолог Эрих Фромм (1900-1980), основатель аналитической психологии швейцарский психолог, философ и культуролог Карл Густав Юнг (1875-19610, основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер (1870-1937), основатель сексуально-экономической теории австро-американский врач Вильгельм Райх (1879-1957), идеолог «новых левых» Герберт Маркузе (1898-1979) и др. Эти философы уточнили и обновили исходные положения психоанализа, поэтому их концепции получили название неофрейдизма. Неофрейдизм не является целостным учением, различные его представители существенно расходятся друг с другом во многих важных вопросах, связанных с трактовкой природы человеческой личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: