Функции речи

- выражение (отношение к тому, о чем говорится);

- воздействие (побуждение других людей к определенному действию (приказ, призыв, убеждение));

- сообщения (обмен мыслями и информацией при помощи слов)

- обозначение (название предмета, действия, состояния) — эта функция отличает речь человека от животных;

- обобщение (слово обозначает не только данный предмет, но и и группу сходных преметов и то общее, что присуще им). Если функция обозначения устанавливает связь слова со всеми образами сознания, то обобщение выражает тесную связь речи с мышлением. Речь является формой, существования мысли, наиболее адекватной для абстрактно-логического мышления.

(Результат речи зависит от того, как это было сказано. Так, в древности одному правителю приснился сон: один за другим у не­го выпали зубы. Он призвал толкователя сновидений. Тот сказал, "Я должен сообщить тебе дурную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких". Правитель разгневался и пригласил другого толкователя. Тот сказал "У меня для тебя хорошие вести. Ты будешь жить долго, дольше, чем все другие члены твоей семьи. Ты переживешь их всех. Правитель наградил толкователя. Дело не только в том, чтобы понять и сказать, но и удобным образом представить содержание).

3. Речевые свойства личности.

Направленность личности и стиль речи.

В речи раскрывается направленность личности: ее интересы, потребности, убеждения. Во-первых, направленность личности опре­деляет содержание, предмет разговоров человека. Во-вторых, к предмету своих интересов человек возвращается многократно и в мыслях и в общении.

Для характеристики культурного уровня человека используется понятие стиль речи.

Самым низшим стилем является неорганизованный разговорный стиль речи, в котором говорящий употребляет неточные слова и вы­ражения, много междометий и слов-сорняков.

На основе разговорной диалогической речи возникает образ­но-эмоциональный стиль. Для него характерны чистота языка, об­разность выражений, точная передача мысли и слова без использо­вания научной терминологии.

Научно-деловой стиль речи сложился в процессе научного об­щения. Этот стиль речи более сух, менее богат образными выраже­ниями. Для него характерно включение большого количества научной терминологии.

Во всех трех речевых стилях выражается профессиональная деятельность человека. Это сказывается в подборе слов (лексике),характере сравнений, образов.

Речь не только общение, но и процесс взаимного воздействия людей, принимающих участие в процессе общения.

Морально-волевые качества личности, темперамент и речь.

В речи проявляются морально-волевые качества личности. В ней также проявляются уверенность, убежденность, робость,

почтительность, наглость, уважение. В содержании высказываний человека проявляются черты характера.

Важным моментом является волевая саморегуляция речи. На речь влияют чувства человека.

Темп речи и относительная сила голоса связаны с силой воз­будительного процесса. Ритм речи свидетельствует о подвижности нервных процессов. Эмоциональность издавна принимается психоло­гами за показатель темперамента.

Еще в "Книге занимательных историй", написанной Абуль-Фа­раджем в 13 в., даются советы, как распознать человека по речи:

"Тот, кто разговаривает, постепенно понижая голос, несомен­но, чем-то глубоко опечален; кто всегда говорит слабым голосом — робок, как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно, глуп, как коза".

Т емператмент и характер

1. ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ. Под темпераментом понимаются природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

Т. (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт) — х-ка индивида со стороны динамических особенностей его психики (темп, быстрота, ритм, интенсивность).

Ведущими компонентами т. являются:

- общая психическая активность индивида (стремление личнос­ти к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внеш­ней действительности; она колеблется от вялости, инертности, со­зерцательности — до энергичности, стремительности действий, пос­тоянного подъема);

- двигательный (моторный компонент (быстрота, резкость, ритм, сила, амплитуда иышечных движений и особенностей речи);

- эмоциональность (х-ся особенностями возникновения, про­текания и прекращения разнообразных эмоций); к ней в первую оче­редь относятся впечатлительность (эмоциональная чувствитель­ность), импульсивность (быстрота возникновения и проявления эмо­ций без взвешивания их последствий) и эмоциаональная лабильность (скорость переключения с одного вида переживаний на другие).

Особенности т.:

- обусловлен биологической организацией индивида;

- влияет на х-р психических проявлений индивида (эмоцио­нальные проявления, мыслительные процессы, темп и ритм речи);

- от т. не зависят социально обусловленные х-ки человека (интересы, установки, увлечения).

Учение о темпераменте.

Гуморальная теория Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Он считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Одна из жидкостей преобладает, что и определяет темперамент че­ловека. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. Так, холерический темперамент проис­ходит от слова chole (желчь), сангвинический-от sanguis (кровь), флегматический — от phlegma (слизь), меланхолический — от melan chole (черная желчь).

Конституциональные типологии (зависимость темперамента от х-ра телосложения):

- Э.Кречмер (его учение приобрело особую популярность в Ев-

Ропе).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: