В соответствии со ст. 11 Конституции Республики Беларусь Иностранные граждане и лица без гражданства на территории нашей страны пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными Договорами.
Однако административно–правовой статус лиц, не являющихся гражданами Республики Беларусь, различен.
Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.
Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.
Беженец – это лицо, которое не является гражданином РБ и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, религии, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и, которое не может либо не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства, или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь на территории РБ, вследствие подобных обстоятельств не может или не желает вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в силу таких опасений.
Несмотря на конкретность в определении указанных категорий лиц, административно–правовой статус каждой категории различен. В качестве примера приведем классификацию иностранных граждан по времени пребывания на территории Республики Беларусь:
- постоянно проживающие на территории РБ – иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел;
- временно проживающие или временно пребывающие на территории РБ–иностранные граждане, находящиеся на территории РБ на иных законных основаниях. Срок временного пребывания в РБ иностранца определяется сроком действия выданной ему визы и не может превышать девяноста суток в календарном году со дня первого въезда в Республику;
- проезжающие через территорию РБ транзитом (в срок, не превышающий двух суток со дня их въезда в РБ).
Другая классификация – по стране своей принадлежности:
- иностранные граждане ближнего зарубежья – стран СНГ;
- иностранные граждане дальнего зарубежья.
Из общего законодательства, определяющего статус иностранных граждан, имеются изъятия относительно граждан государств, входящих в СНГ. Эти изъятия устанавливаются соглашениями между государствами – участниками СНГ.
Иностранцы на территории РБ пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами РБ, если иное не определено Конституцией РБ, законодательными актами и международными договорами.
Их административно–правовой статус определен:
1. Конституцией РБ
2. Законами РБ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г. № 105-З,
3. «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в РБ» от 23 июня 2008 г. № 354-З,
4. Постановлениями Совета Министров «Вопросы предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» от 14 апреля 2009 г. № 461,
5. «Об утверждении Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 20 января 2006 г. № 73 и др.
Так, в соответствии с последними, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь, обязаны быть зарегистрированными, иметь при себе действительные паспорта или заменяющие их документы и предъявлять их по требованию представителей компетентных органов.
Контроль за соблюдением Правил осуществляют органы внутренних дел во взаимодействии с органами государственной безопасности, а также пограничные войска Республики Беларусь в пунктах пропуска на государственной границе Республики Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь временно, должны выбыть из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Республики Беларусь, могут перемещаться по ее территории и выбирать место жительства в соответствии с Правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Ограничения в перемещении и выборе места жительства допускаются только в установленном законодательством порядке.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РБ , имеют право:
- заниматься трудовой или хозяйственной деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания;
- получать образование в Республике Беларусь;
- вступать на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь в профессиональные союзы и другие общественные объединения;
- заключать или расторгать брак с гражданами Республики Беларусь и иными лицами.
Иностранные граждане и лица без гражданства не могут:
- избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах;
- занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь;
- допускаться к деятельности, связанной с государственной тайной;
- нести воинскую обязанность;
- въезжать на территорию Республики Беларусь без разрешения (исключение составляют граждане стран СНГ, с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда).
Только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяется такой вид административного принуждения, как депортация, которая регламентируется Положением о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь.
Депортация может быть применена в следующих случаях:
- если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и других лиц;
- если действия лиц, к которым может быть применена данная мера, противоречат интересам обеспечения государственной безопасности и охраны общественного порядка;
- если эти лица грубо нарушили законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, а также таможенное, валютное и иное законодательство.
За иные нарушения правил пребывания в Республике Беларусь и правил транзитного проезда через республику иностранные граждане привлекаются к установленной законом ответственности.
Правовое положение иностранных граждан, пользующихся привилегиями и дипломатическим иммунитетом, определяется специальным законодательством и международными договорами. В частности, они пользуются иммунитетом от административной юрисдикции нашей страны.
_____________________________________________________________________________________________________________
3. ПРЕЗИДЕНТ
Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Его правовой статус закреплен в Конституции и Законе «О Президенте Республики Беларусь» от 21 февраля 1995 г. № 3602-XІІ с изм и доп.
Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти, однако организационно не входит в систему какой–либо ветви государственной власти.
Президент Республики Беларусь обладает обширными полномочиями в сфере исполнительной власти, которые относятся к области формирования ее организационной системы и содержательной части важнейших направлений ее функционирования.
К исключительной компетенцииПрезидента в сфере исполнительной власти, государственного управления относятся:
1. назначение республиканских референдумов;
2. образование, упразднение и реорганизация Администрации Президента Республики Беларусь, других органов государственного управления;
3. с согласия Палаты представителей назначение на должность Премьер–министра Республики Беларусь;
4. определение структуры Правительства Республики Беларусь, назначение на должность и освобождение от должности заместителя Премьер–министра, министров и других членов Правительства, принятие решения об отставке Правительства или его членов;
5. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
6. право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;
7. назначение руководителей республиканских органов государственного управления и определение их статуса; присвоение классных чинов и званий;
8. решение вопросов, связанных с приемом в гражданство Республики Беларусь, его прекращение и пред с тавление убежища;
9. в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, введение на территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях чрезвычайного положения с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
10. право отменять акты Правительства Республики Беларусь;
11. непосредственное или через создаваемые им органы осуществление контроля за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления;
12. право отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;
13. формирование Совета Безопасности Республики Беларусь;
14. назначение на должности и освобождение от должностей высшего командования вооруженных Сил Республики Беларусь;
15. введение на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военного положения, объявление полной или частичной мобилизации с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.
Глава государства на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.
Президент своими указами влияет на различные стороны самого содержания деятельности Совета Министров и всей системы органов исполнительной власти.
Декреты Президента могут быть двух видов – декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты. Декреты и временные декреты имеют силу закона.
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Для непосредственного обеспечения деятельности Президента, реализации его полномочий Президентом создается Администрация Президента Республики Беларусь, которая:
является республиканским органом государственного управления;
обеспечивает проведение государственной кадровой политики и идеологии;
координирует деятельность подотчетных Президенту государственных органов;
обеспечивает взаимодействие Президента с органами законодательной, исполнительной и судебной властей;
осуществляет организационное, информационно–аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь.
В структуру Администрации Президента Республики Беларусь входят:
• Глава Администрации; (в настоящее время -- Кобяков Андрей Владимирович)
• Первый заместитель Главы Администрации;
• три заместителя Главы Администрации;
• помощники Президента Республики Беларусь;
• Главное управление кадровой политики;
• Главное идеологическое управление;
• Главное государственно–правовое управление;
• Главное организационное управление;
• Главное управление по взаимоотношениям с органами законодательной и судебной власти;
• Главное экономическое управление;
• Управление внешней политики;
• Управление по работе с обращениями граждан;
• Управление региональной политики;
• канцелярия Президента Республики Беларусь;
• приемная Президента Республики Беларусь;
• пресс–служба Президента Республики Беларусь;
• Секретариат Главы Администрации Президента Республики Беларусь;
• отдел по работе с общественными объединениями;
• отдел подготовки выступлений;
• отдел по вопросам гражданства и помилования;
• сектор науки;
• сектор стратегии развития сельского хозяйства.
В целях совершенствования финансового, материально–технического и социально–бытового обеспечения деятельности высших органов государственной власти создано Управление делами Президента Республики Беларусь, которое подчиняется непосредственно Президенту Республики Беларусь.
Управляющий делами Президента Республики Беларусь – ШЕЙМАН Виктор Владимирович
____________________________________________________________________________________________________________
4. Государственный орган – это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции.
Главный юридический признак любого государственного органа – это наличие государственно–властных полномочий.
В соответствии со ст. 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. При этом каждый вид государственной власти реализуется соответствующей системой государственных органов. Необходимо учитывать, что определенной частью исполнительной власти обладают и иные государственные органы, например прокуратура в лице прокуроров, суды в лице их председателей и т.д. Однако они не являются органами исполнительной власти, поскольку их главное предназначение заключается в осуществлении прокурорского надзора и правосудия, а не реализации государственного управления.
Не являются государственными органами государственные организации в лице государственных предприятий, учреждений и иных коллективов людей. Так, администрация государственного объединения, предприятия, учреждения в ходе реализации управленческих функций является органом внутреннего управления (самоуправления) и к органам исполнительной власти не относится.
Важно знать, что орган исполнительной власти всегда является органом государственного управления, в то же время не всякий орган государственного управления – орган исполнительной власти. Следовательно, органам исполнительной власти присущи основные черты, признаки, свойственные органам государственной власти.
Основные признаки органа исполнительной власти:
1) обладает государственно–властными полномочиями;
2) является частью аппарата государства;
3) осуществляет от имени государства его задачи и функции;
4) является политической организацией;
5) имеет определенную компетенцию, структуру и территориальный масштаб деятельности;
6) образуется в порядке, установленном законом, осуществляет возложенные на него задачи посредством одного из видов государственной деятельности;
7) несет ответственность перед государством за свою деятельность.
Специфические признаки:
1) осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность – государственное управление;
2) представляют собой субъект исполнительной власти и в то же время специальный субъект государственного управления;
3) осуществляют свою деятельность на основе и во исполнение закона, используя в этих целях юридические средства нормативного, оперативно–исполнительного (юрисдикционного) характера;
4) осуществляют общее, непосредственное, повседневное оперативное руководство в экономической, социально–культурной, административно–политической и межотраслевой сферах.
Виды органов государственного управления (исполнительной власти):
Классификация позволяет изучить особенности организации и деятельности органов исполнительной власти, установить закономерности во взаимосвязях отдельных органов, правильно их объяснить.
Классификация органов управления может быть различной в зависимости от того, какая сторона их организации и деятельности берется в данном случае за основной критерий. Так, если исполком местного Совета рассматривать в зависимости от территориальных пределов деятельности, то это будет местный орган управления; от характера компетенции – орган общей компетенции; от порядка разрешения подведомственных ему вопросов – коллегиальный орган; от источника финансирования – орган госбюджетного финансирования и т.д.
При классификации органов управления следует руководствоваться не столько наименованием самого органа, сколько исходить из его правового положения, места в общей системе органов управления, специфики его организации и деятельности. Существенным признаком считается тот, который характеризует деятельность данного или нескольких органов, выделяет их из числа других органов в особую самостоятельную одноименную группу.
В зависимости от правовой основы образования органы исполнительной власти делятся на:
1. органы, создаваемые на основе Конституции Республики Беларусь (Совет Министров, министерства, государственные комитеты, исполнительные органы местных советов депутатов и др.);
2. органы, образуемые распорядительным порядком другими государственными органами (администрация объединений, предприятий, учреждений, организаций).
В зависимости от территориального масштаба деятельности они делятся на:
1. республиканские органы, деятельность которых распространяется на всю территорию республики. К ним относятся Совет Министров, министерства, государственные комитеты, государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь;
2. местные органы, охватывающие своей деятельностью одну, а иногда несколько административно–территориальных единиц. Они действуют на территории области, района, города, поселка и т.д. Местные органы, которые действуют лишь на территории одной административно–территориальной единицы, являются территориальными, а на территории нескольких административно–территориальных единиц – межтерриториальными. К местным органам государственного управления относятся, например, исполнительные комитеты местных Советов депутатов, их отделы и управления, местные администрации, местные органы министерств.
В зависимости от объема компетенции органы исполнительной власти делятся на три группы: органы общей, отраслевой и специальной (межотраслевой) компетенции.
Органы государственного управления общей компетенции ведают в пределах подведомственной им территории одновременно всеми или многими отраслями управления. Их полномочия шире полномочий органов управления, обладающих отраслевой или специальной компетенцией, они осуществляют общее руководство и координацию деятельности последних. К органам управления общей компетенции относятся Совет Министров, местные исполкомы и местные администрации.
Органы отраслевой компетенции участвуют в осуществлении руководства определенной, порученной им отраслью управления. Это министерства, отделы и управления исполкомов и др. В своей деятельности все они ответственны перед соответствующими органами общей компетенции и им подотчетны.
Органы управления специальной (межотраслевой) компетенции выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления (например, министерство экономики, министерство промышленности); органы, выполняющие специализированные функции межотраслевого значения (например, министерство труда и социальной защиты); органы, выполняющие функции по определенным проблемам (например, министерство по чрезвычайным ситуациям).
В зависимости от порядка разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на коллегиальные и единоначальные.
Во главе коллегиального органа стоит группа лиц, образующих коллегию. Основные вопросы, относящиеся к компетенции такого органа, обсуждаются и решаются на ее заседаниях коллективно. Для вынесения решения по обсуждаемому вопросу необходим кворум. Обычно в коллегиальных органах решения принимаются большинством голосов, т.е. когда за данное решение проголосовало больше половины присутствующих членов органа. Таким образом, коллегиальность органов управления выражается как в их построении, так и в их деятельности. Она обусловлена объемом их компетенции и широкими задачами руководства. Эти органы, как правило, призваны решать вопросы, касающиеся одновременно многих отраслей государственного управления. К коллегиальным органам относятся, прежде всего, органы общей компетенции (Совет Министров, исполкомы).
Во главе единоначалъного органа стоит одно лицо – руководитель. Он осуществляет общее руководство данным и нижестоящими органами государственного управления, предприятиями и организациями. Он единолично, под свою ответственность принимает решения, которые обязательны не только для должностных лиц, ответственных за определенный участок работы внутри аппарата данного органа, но и для всех его работников, а также для нижестоящих органов, предприятий и организаций.
К органам единоначального управления относятся министерства, отделы и управления исполкомов, администрации предприятий.
В зависимости от занимаемого положения и места в системе органы исполнительной власти делятся на вышестоящие и нижестоящие.
Каждый орган осуществляет свои права и обязанности самостоятельно в пределах своей компетенции. Вышестоящие органы, как правило, не вмешиваются в оперативную деятельность нижестоящих, но в то же время они контролируют их и указывают на недостатки в работе. Акты, издаваемые нижестоящими органами, должны соответствовать актам вышестоящих органов. В случае несоответствия им они могут быть отменены или приостановлены вышестоящими органами.
В зависимости от порядка финансирования органы делятся на финансируемые из республиканского бюджета и финансируемые из местных бюджетов.
Порядок финансирования зависит от места органа исполнительной власти в системе государственных органов.
5. Совет Министров РБ – Правительство РБ – является коллегиальным органом государственного управления, который осуществляет исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и иными органами исполнительной власти.
Организация и деятельность Правительства определяются ст. 106–108 Конституции и Законом «О Совете Министров Республики Беларусь». В своей деятельности Правительство РБ подчинено Президенту РБ и ответственно перед Национальным собранием РБ. Совет Министров в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции, законов, актов Президента, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему органами государственного управления и другими органами исполнительной власти РБ, физическими и юридическими лицами.
Компетенция Совета Министров Республики Беларусь как органа, правомочного решать вопросы государственного управления, охватывает все области и сферы государственного руководства.
Полномочия Совета Министров РБ:
• регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь, принимает меры по их развитию;
• обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения;
• определяет государственную политику в области охраны окружающей среды, порядок использования природных ресурсов;
• принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
• принимает меры по защите национальной безопасности и обороноспособности, независимости и территориальной целостности РБ, кроме осуществляемых Президентом или другими определенными им государственными органами;
• разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации;
• разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента предложения по осуществлению государственной кадровой политики, направленной на создание необходимого резерва высокопрофессиональных руководящих работников системы органов государственного управления, содействует обеспечению их подготовки и повышению квалификации.
Совет Министров руководит системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления, координирует, направляет и контролирует их работу.
Состав Совета Министров РБ:
1. Премьер–министр РБ,
2. Глава Администрации Президента,
3. Председатель Комитета государственного контроля,
4. Председатель Правления Национального банка,
5. заместители Премьер–министра Республики Беларусь,
6. министры, председатели государственных комитетов,
7. Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси,
8. Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.
Премьер–министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей Национального собрания.
В случае двукратного отказа Палаты представителей Национального собрания в даче согласия на назначение Премьер – министра Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер–министра, распустить Палату представителей Национального собрания и назначить новые выборы.
Совет Министров действует на протяжении срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, если Президентом в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, не принято решение об отставке Правительства.В случае отставки Совет Министров исполняет свои обязанности до сформирования нового состава Правительства.
Заседания Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание Совета Министров считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины членов Правительства.
Совет Министров на основании и в целях исполнения Конституции, законов Республики Беларусь, актов Президента принимает постановления и контролирует их исполнение.
_________________________________________________________________________________________________________
6. Основными республиканскими органами управления, выполняющими задачи общегосударственного руководства и действующими на территории всей республики, являются:
1. министерства,
2. государственные комитеты,
3. государственные организации, подчиненные Совету Министров,
4. иные специальные органы (департаменты, главные управления, управления, инспекции, комиссии, советы и др.).
Все республиканские органы наделены специальной компетенцией. Они руководят порученными им отраслями или сферами управления и являются отраслевыми или межотраслевыми (функциональными); действуют на основании законов, актов Президента и Совета Министров. Правовой основой их деятельности служат также специальные положения.
Положения о Министерстве внутренних дел, Министерстве обороны, Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Комитете государственной безопасности, Государственном пограничном комитете, Государственном таможенном комитете, Государственном военно–промышленном комитете Республики Беларусь утверждаются Президентом Республики Беларусь, положения об иных министерствах, государственных комитетах – Советом Министров Республики Беларусь.
Министры, председатели государственных комитетов, заместители министра внутренних дел, министра обороны, министра по чрезвычайным ситуациям, председателя Комитета государственной безопасности, председателя Государственного пограничного комитета, председателя Государственного таможенного комитета, председателя Государственного военно–промышленного комитета назначаются Президентом, заместители иных министерств, председателей государственных комитетов, руководители департаментов – Советом Министров по согласованию с Президентом
Министерство Республики Беларусь – республиканский орган государственного управления (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующий деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления.
Правовой статус министерства закрепляется в Положении о нем.
Министерства образует, реорганизует и упраздняет Президент. Он также назначает и освобождает от должности, министров.
Министерством единолично руководит министр, который по должности входит в состав Совета Министров. Он несет всю полноту ответственности за деятельность своего министерства, подотчетен Президенту и Совету Министров. В своей деятельности он руководствуется законодательными актами РБ, а также постановлениями Совета Министров, распоряжениями Премьер–министра и иными актами законодательства.
Правовыми формами деятельности министерств являются приказы и постановления.
Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер, принимаются в форме постановлений.
Принимаемые министерствами иные нормативные правовые акты (инструкции, положения, уставы, правила) утверждаются постановлениями или приказами.
В министерствах имеются совещательные органы – коллегии. Они, как правило, состоят из руководящих работников министерства. Председателем коллегии является министр. Решения коллегии, как правило, проводятся в жизнь постановлениями и приказами. Если министр не согласен с решением, принятым коллегией, он проводит в жизнь свое решение и сообщает об этом в Совет Министров Республики Беларусь.
Государственный комитет Республики Беларусь – это республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в соответствующей сфере деятельности (осуществляющий в большинстве случаев межотраслевое управление).
Государственные комитеты наделены значительной функциональной властью. Их, как и министерства, образует, реорганизует и упраздняет Президент. Возглавляет государственный комитет председатель, который назначается и освобождается от должности указом Президента, по должности входит в состав Совета Министров и по статусу является министром.
Государственный комитет выполняет две группы задач:
а) межотраслевое (функциональное) управление порученной сферой – главная задача, ради которой орган был создан;
б) линейное руководство подчиненными ему организациями –внутриведомственное управление.
Оперативное руководство межотраслевой деятельностью и внутриведомственное управление осуществляются председателем госкомитета единолично. Он вправе издавать приказы, распоряжения, распределять обязанности между своими заместителями.
В структуре министерств и государственных комитетов по решению Президента могут создаваться департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств, государственных комитетов и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства или государственного комитета.
Министерства и государственные комитеты по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, могут подчиняться исключительно.
Государственные организации, подчиненные Совету Министров, не являются республиканскими органами государственного управления и не обладают соответствующими властными полномочиями. Руководители этих государственных организаций не входят в состав Правительства, за исключением председателя правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.
Все республиканские органы государственного управления, как правило, имеют подчиненные органы, учреждения, предприятия. Вместе они образуют систему. Во главе такой системы находится республиканский орган государственного управления, а нижестоящие звенья находятся, как правило, в административно–территориальных единицах. Так, в Законе «О Совете Министров РБ» указывается, что «в целях реализации полномочий республиканских органов государственного управления в административно–территориальных единицах РБ могут создаваться в установленном порядке их территориальные органы», так называемые местные органы государственного управления.
При этом необходимо учитывать, что понятие «местные органы государственного управления» более широкое, чем понятие «органы местного управления». Кроме органов местного управления в него включаются государственные органы министерств, государственных комитетов на местном уровне и не подчиненные местным исполкомам (местным администрациям).
7. Правовой статус органов местного управления и самоуправления закреплен в разделе 5 Конституции, Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и других НПА. При уяснении правового статуса органов местного самоуправления целесообразно учитывать положения Европейской Хартии местного управления и самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г.
Местное управление – это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения, исходя из общегосударственных интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Единая система местных органов управления на территории РБ состои т из областных, городских, районных, поселковых и сельских исполкомов, а также местных администраций.
Необходимо подчеркнуть, что указанные исполкомы и местные администрации входят в единую систему органов исполнительной власти (в отличие от органов местного самоуправления, среди которых, например, местные Советы депутатов являются представительными органами).
В соответствии со ст. 9 Закона РБ «О местном управлении и самоуправлении в РБ» исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица. В данной статье определены три вида исполнительных комитетов.
1. Первичный уровень – сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) исполнительные комитеты.
2. Базовый уровень – городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты.
3. Областной уровень – областные и Минский городской исполнительные комитеты.
Таким образом, основным исполнительным и распорядительным органом на территории административно–территориальной единицы является местный исполком. Это коллегиальный орган управления общей компетенции. Он обеспечивает решение всех вопросов управления.
В состав исполнительного комитета входят:
председатель исполкома,
его заместители,
управляющий делами (или секретарь),
члены исполнительного комитета.
Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председателем исполнительного комитета и управляющим делами (секретарем) исполнительного комитета.
Заседания исполнительного комитета созываются председателем исполнительного комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного комитета.
Исполнительный комитет по мере необходимости, но не реже одного раза в год докладывает о своей деятельности Совету, а также информирует граждан на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.
Исполнительный комитет непосредственно руководит деятельностью всех своих управлений, отделов, иных органов. Непосредственно и через подчиненные ему органы исполком направляет и контролирует деятельность объектов местного хозяйства по вопросам, перечисленным в законодательстве.
В некоторых случаях исполкомы областных и Минского городского Советов могут устанавливать нормы поведения, обязательные для всех должностных лиц и граждан, находящихся на подведомственной территории.
Отделы и управления исполкомов – это местные органы отраслевой или межотраслевой компетенции, например, финансовый отдел, отдел социального обеспечения, отдел записи актов гражданского состояния и т.д.
Они возглавляются начальниками или заведующими. Это единоначальные органы. Их руководители принимают управленческие решения в окончательном варианте в пределах своей компетенции.
Поселковые, сельские исполкомы отделов и управлений не имеют.
При исполкомах создаются различного рода комиссии: административные, по делам несовершеннолетних, наблюдательные. Это юрисдикционные и надзорно–контрольные органы, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные взыскания за их совершение и следить за соблюдением правил в области исполнительной и распорядительной деятельности.
Кроме вышеназванных исполнительных органов, в системе исполнительно–распорядительных органов имеются также местные органы государственного управления, которые организационно не подчиняются исполкомам. Это местные территориальные органы министерства обороны, комитета государственной безопасности, министерства транспорта и коммуникаций, министерства по налогам и сборам и др. Образуются такие местные органы управления в соответствии с действующим законодательством соответствующими министерствами. В своей деятельности по управлению непосредственно подчиненными объектами эти органы сотрудничают с соответствующими исполнительными комитетами.
Особым видом органов местного управления является местная администрация. В соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» она является исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе.
Местные администрации обладают правом юридического лица, входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.
Местная администрация – коллегиальный орган общей компетенции, состоящий из главы местной администрации, его заместителей и членов местной администрации. Она была образована в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О проведении реформы органов местного управления и самоуправления» после ликвидации в городах районных Советов депутатов и их органов.
Полномочия местной администрации во многом совпадают с полномочиями районных исполнительных комитетов.
Глава местной администрации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь в установленном порядке.
_________________________________________________________________________________________________
8. В Законе РБ «О государственной службе в Республике Беларусь» дано следующее определение понятия «государственной службы»:
государственная служба – профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно–властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функции государственных органов.
Сущность правового института государственной службы раскрывают принципы, лежащие в его основе. Они непосредственно закреплены в Конституции и в вышеуказанном Законе.
Принципы государственной службы:
- верховенство Конституции Республики Беларусь;
- служение народу Республики Беларусь;
- законность;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина, гарантия их реализации;
- гуманизм и социальная справедливость;
- единство системы государственной службы и ее дифференциация, исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;
- гласность;
- профессионализм и компетентность государственных служащих;
- подконтрольность и подотчетность государственных служащих, персональная ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;
- добровольность поступления граждан на государственную службу;
- равный доступ граждан к любым должностям в государственной службе и продвижение по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
- стабильность государственной службы в целях обеспечения преемственности власти:
- экономическая, социальная и правовая защищенность государственных служащих.
Государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности, поэтому можно выделить несколько видов государственной службы.
В органах ветвей власти:
служба в органах законодательной власти;
служба в органах исполнительной власти;
служба в органах судебной власти.
В зависимости от отраслей и сфер, в которых она осуществляется:
служба в органах внутренних дел;
служба в прокуратуре;
служба в таможенных органах;
служба в налоговых органах и т.д.
В зависимости от места органа в системе государственных органов:
служба в республиканских органах;
служба в местных органах.
По органам, в которых она осуществляется:
- Гражданская: общеадминистративная (президентская), парламентская, правительственная, исполнительно–отраслевая (межотраслевая) в республиканских или местных государственных органах.
- Специализированная: финансово–кредитная; избирательная; контрольно–надзорная; юстиционная.
- Правоохранительная: прокурорская; государственной безопасности и др.
- Милитаризованная: военизированная (служба в органах милиции, финансовых расследований, таможни, госбезопасности и др.); войсковая (служба в вооруженных силах, внутренних войсках МВД и др.).
Государственная должность – должность, предусмотренная Конституцией, Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определением для занимающего ее лица круга обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.
Иными словами, должность – это штатная единица государственной организации, которой соответствует служебное положение лица, замещающего ее. Должность определяет круг служебных обязанностей, прав и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально–квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.
Понятие «государственная должность» является основополагающим для определения не только понятия «государственная служба», но и для определения правового положения государственного служащего, порядка прохождения государственной службы. При этом принципиальное значение имеет установленное Законом РБ «О государственной службе в Республике Беларусь» деление государственных должностей государственной службы. Так, в ст. 8 Закона указывается, что в целях повышения эффективности работы с кадрами, улучшения системы учета, подбора, подготовки и расстановки кадров создаются кадровые реестры государственных должностей.
Кадровый реестр – система учета государственных должностей государственных органов Республики Беларусь.
В РБ ведутся кадровый реестр Главы государства, кадровый реестр Правительства, кадровые реестры областных и Минского городского исполнительных комитетов.
В кадровые реестры включаются высшие государственные должности РБ и иные государственные должности.
Каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих.
Для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых двенадцатый является низшим.
Присвоение классов производится в последовательном порядке в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией государственного служащего, стажем работы на государственной службе, а также с учетом ранее присвоенного класса. При этом учитывается занимаемая должность, в соответствии с которой присваивается класс на основании перечня государственных должностей, соответствующих классам государственных служащих, утвержденного в установленном законодательством порядке.
Отдельным категориям государственных служащих могут присваиваться квалификационные классы, классные чины, персональные звания, дипломатические ранги в порядке и на условиях, предусмотренных специальными законодательными актами, закрепляющими их правовой статус.
Государственный служащий – это гражданин РБ, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.
(Виды государственных служащих:)
По характеру выполняемой работы служащих делят на:
- служащих государственных органов, осуществляющих задачи и функции государства;
- служащих государственных предприятий, учреждений, организаций.
По органам, в которых служащие работают, их делят на:
- служащих представительных органов;
- служащих исполнительных органов;
- служащих судебных органов;
- служащих Аппарата Президента.
По характеру полномочий государственных служащих делят на:
- должностных лиц;
- оперативный состав (функциональные работники);
- вспомогательный персонал.
Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия и т.д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномоченные предъявлять к ним обязательные к исполнению требования.
Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти. Это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, работники милиции). Законодательством установлена специальная ответственность представителей власти за правонарушения, равно как и ответственность лиц, покушающихся на их деятельность.
Оперативный состав (функциональные работники) – это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов (экономисты, юристы).
Вспомогательный состав – это работники государственного аппарата, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Они создают условия для выполнения должностными лицами и оперативным составом своих служебных функций (например, технические секретари, лаборанты, делопроизводители). На них Закон «О государственной службе в Республике Беларусь» не распространяется.
____________________________________________________________________________________________________________
9.